ПУТЬ НЕПОРОЧНОЙ ДУШИ… - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ПУТЬ НЕПОРОЧНОЙ ДУШИ…

Человек, не достигший определенного духовного уровня, (каким бы образованным он ни был) обречен оставаться незрелым. Например, врач, который, приобрел лишь светские знания, по причине своей духовной незрелости в угоду своим мирским желаниям, вместо того чтобы дарить пациентам исцеление, может превратиться в преступника, торгующего человеческими органами. Или юрист, который обязан олицетворять правосудие, может стать предводителем банды или жестоким палачом. Или правитель, который может превратиться в отвратительного и мерзкого тирана. Или верующий, набравшийся религиозных знаний, который будет далек от благочестия. Ибо незрелая душа, являющая пленницей собственных земных желаний, превращает все полученные знания в средство достижения своих низменных целей…

Всевышний Аллах безвозмездно (не взяв с нас никакой платы) создал нас в «ахсан-и таквим» (в прекраснейшей форме), вложив в наше естество Ислам. Однако, чтобы испытать нас, Создатель наделил нас «нафсом», способным склонять нас как к «такве» (благочестию), так и к «фуджуру» (греху и злу, не ведающим границ), то есть к совершению как добра, так и зла, как благих поступков, так и грехов. Самым трудным препятствием, которое необходимо преодолеть человеку, чтобы выдержать испытания раба в бренной жизни, является его собственный нафс. Для того чтобы преодолеть это препятствие, необходимо обуздать его, то есть встать на путь духовного воспитания и совершенствования. Досточтимый Имам Газали сказал: «Человек подобен воску, которому при помощи воспитания можно придать любую форму (красивую или отвратительную)».

Например, один трехлетний ребенок, увидев щенка, напоит его молоком, другой – бросит в него камень. Эти действия – результат их воспитания. Поэтому, чтобы избавиться от негативных черт характера и развить положительные качества, человек нуждается в духовном воспитании. Досточтимый Имам Газали определил три внутренние силы в человеке, которые формируют его поведение и поступки:

1) Кувва Аклийя (сила разума),

2) Кувва Гадабийя (сила гнева),

3) Кувва Шахавийя (сила желаний).

Эти три природные силы проявляются в жизни человека в трех видах: ифрат, тафрит и итидал:

Ифрат означает выйти за пределы, излишествовать.

Тафрит – противоположность излишеству. То есть, пребывать в недостатке и немощности, находясь на уровне ниже среднего.

Итидал – это золотая середина между ифратом и тафритом, то есть наиболее приемлемая точка равновесия в состояниях и поступках. Излишество в силе разума – это изворотливость и неудержимость. А ее недостаточность выражается глупостью. Ее необходимая середина означает обладание мудростью и проницательностью разума, осененного божественными откровениями. Излишество в силе гнева – это ярость, то есть чрезмерный гнев. Ее недостаточность – это трусость. А ее необходимая середина выражается в мужестве, силе и храбрости, проявляемых к месту и в меру необходимости.

Прекрасным примером этому служит случай с благородным Али, когда в одном из сражений ради Аллаха он собирался убить одного неверного, но не сделал этого, так как его противник, несмотря на то, что находился на волоске от смерти, осмелился плюнуть ему в лицо. Ибо это великий сподвижник воевал не для того, чтобы дать выход гневу своего нафса и ублажить свою гордыню. Он сражался, лишь выполняя повеление Всевышнего Аллаха. Досточтимый Али сдержал свою ярость, чтобы не осквернить низменным желанием совершенный ради довольства Аллаха поступок, и тем самым проявил благородство души. То есть, подчинив силу своего гнева требованиям божественных наставлений, он сумел употребить ее самым лучшим образом. Чрезмерность в силе желаний – это распущенность и безнравственность. Ее недостаточность – это черствость, инертность.

Необходимая середина проявляется в благовоспитанности, добропорядочности и стыдливости. Ислам определил все допустимые и приемлемые формы человеческих поступков, в которых проявляются силы разума, гнева и желаний. Например, убийца и борец за веру внешне выполняют одни и те же действия. Однако первый, убивая человека, следует за своим нафсом и совершает самое большое преступление. Второй совершает благое дело, борясь на пути Аллаха. Понятия «ростовщичество» и «торговля» тоже имеют внешнее сходство с точки зрения получения материальной прибыли. Однако первое попирает права человека и общества, и является харамом (запретным). А торговля – это дозволенный способ зарабатывания денег. То же обстоит и с понятиями «зина» (прелюбодеяние) и «джима» (совокупление). Первое действие, погубившее целые поколения, является запретным и отвергаемым. А добропорядочная семейная жизнь, способствующая появлению благого потомства и, как следствие, счастливого общества, является дозволенной и приемлемой.

В Священном Коране сказано: «Те, которые говорят: «Господи наш! Даруй нам отраду глаз в наших женах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (аль-Фуркан, 74). Значит, внешне схожие поступки людей, в зависимости от того, получили ли их души божественное воспитание, ведут их либо к счастью, либо к погибели. Поэтому задача духовного воспитания состоит в том, чтобы удержать силы и склонности, заложенные в человеке, от чрезмерности, равно как и недостаточности, приведя к уровню равновесия, требуемому Священным Кораном и Сунной. Если не воспитывать склонности души, они могут стать средством совершения не блага, а зла и несправедливости, и вместо пользы принесут человеку лишь вред. Поэтому человек является созданием, нуждающимся в обязательном обучении и воспитании. Всевышний Аллах в качестве самых великих воспитателей людей ниспосылал Своих пророков, особенно во времена джахилии (невежества), когда никакие права человека не соблюдались. Пророки, воспитывая и духовно развивая своих последователей в свете божественных откровений, вызволяли их из мрака неверия и превращали в выдающихся, подобных путеводным звездам, 86 людей, способных создавать прекрасные цивилизации.

Из книги «Тасаввуф. Мусульманин в испытании самим собой»

Добавить комментарий