Мусульманское образование: от примечетских курсов до полноценной системы - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Мусульманское образование: от примечетских курсов до полноценной системы

В этом году своё 25-летие отмечает Российский исламский институт в Казани. Уже четверть века в столице Татарстана готовят специалистов в сфере шариата, исламских финансов, теологии и исламской журналистики, которые после получения заветной корочки разъезжаются по всей России и даже по миру, применяя полученные знания на практике.

Своеобразной кульминацией четвертьвекового юбилея института стал Международный симпозиум «Традиции и инновации в мусульманском образовании России», прошедший на днях в Казани. Всего в нём приняли участие более 500 преподавателей, руководителей начального, среднего и высшего звена мусульманского образования, а также представителей международных исламских образовательных центров, мусульманских религиозных деятелей, ученых и представителей власти.

«Школы ислама несли на себе ответственность направлять на прямой путь и давать религиозные знания»

По словам доктора шариатских наук, руководителя департамента образования и науки при Лиге выпускников Университета «Аль-Азхар», преподавателя Болгарской исламской академии Хамдалла Сафти, ислам основывается на трех вещах – знании, поступках в соответствии со знанием и обучение этому знанию других.

Хамдаллах Сафти

«Поэтому Всевышний укрепил религию ислам большими учебными заведениями в разных городах и странах. Эти школы ислама на протяжении всей истории несли на себе ответственность направлять на прямой путь и давать религиозные знания. Среди этих учебных заведений самым большим является университет «Аль-Азхара» в Египте», – пояснил шейх, отметив, что раньше в учебном заведении аудитории были названы в честь той страны, откуда для получения знаний прибывали студенты.

Сафти в ходе выступления подчеркнул, что за годы существования учебного заведения «Аль-Азхар» приобрёл огромный опыт в преподавании знаний, поскольку этому способствовали обмен опытом и традициями с каждым прибывающим для обучения человеком.

«Это привело к развитию методологии обучения и преподавания, что способствовало продолжению образовательной деятельности. Схожие методики преподавания я вижу и в татарской религиозной школе. И это неудивительно, поскольку великие татарские богословы, в том числе Галимджан Баруди, Шигабутдин Марджани, распространяющие здесь исламские знания, в основе своей получали знания в «Аль-Азхаре»», – резюмировал преподаватель Академии. Именно поэтому, считает шейх, так важно возродить те методики преподавания, которые смогли дать такие обширные результаты.

«Исламское образование – важный элемент государственной конфессиональной политики»

Исламское образование – важный элемент конфессиональной государственной политики, уверил коллег председатель Совета по исламскому образованию, ректор РИИ Рафик Мухаметшин. По его словам, без соответствующего исламского образования, без подготовки специалистов в этой сфере довольно сложно выстраивать профессиональную эффективную конфессиональную политику.

Участники симпозиума

С этим тезисом согласился начальник департамента по взаимодействию с религиозными образованиями Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Евгений Ерёмин. Он отметил, что за 25 лет своего существования РИИ успел зарекомендовать себя как авторитетное образовательное и научное учреждение.

«Вместе Болгарской исламской академией Российский исламский институт составляет основу создаваемого нами Болгарского исламского научно-образовательного кластера. Президент Владимир Путин поставил задачу возродить и развить отечественную систему исламского богословия. Она существует более 1000 лет, и РИИ успешно сохраняет многовековые традиции исламского богословия в России, применяя самые новые формы и методы образования и научной деятельности. Российской исламской богословской школе есть, что дать исламскому миру – наши традиции, исторические духовно-нравственные ценности», – было сказано Ерёминым в видеообращении к участникам симпозиума.

Межрелигиозное взаимодействие

В свою очередь заместитель руководителя Администрации Раиса РТ Руслан Мухарлямов, отметив, что Российский исламский институт в Казани стал первым исламским вузов в России, заверил, что учебное заведение успело стать надежной опорой Болгарской исламской академии.

Митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл рассказал, что «малознакомые с жизнью в нашей Республике люди, удивляются разнообразным формам нашего межрелигиозного взаимодействия» и на примере жизни татарского ученого и просветителя Каюма Насыри рассказал о сотрудничестве в области духовного образования.

«В нашей духовной семинарии на магистерском профиле работают преподаватели из Российского исламского института. Приятно осознавать, что мы продолжаем добрые традиции и показываем достойные формы взаимодействия, которые обогащают в образовательной сфере каждую сторону», – рассказал митрополит Кирилл.

О важности усиления межрелигиозного взаимодействия с целью укрепления системы религиозного образования, в частности исламского, говорил также Советник по реализации благотворительных программ Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексей Петров.

Почетным гостем Симпозиума стал первый ректор Российского исламского университета Гусман Исхаков, который остановился на истории появления учебного заведения: «У нас не было ни бюджета, ни здания. А сегодня 80 % выпускников первых 4 лет до сих пор работают по своей стезе».

Современные технологии расширяют возможности исламских вузов

Муфтий Татарстана Камиль Самгуллин обратил внимание коллег на важность применения современных технологий в преподавании, что позволяет расширить возможности учебных заведений и повышает эффективность обучения.

Муфтий Камиль Самигуллин

«Интерактивные технические инструменты позволяют исламским учебным заведениям привлекать квалифицированных преподавателей, охватывать большое количество учащихся, работать с ценными и редкими источниками, наглядно знакомить студентов с предметом науки», – отметил муфтий.

Что же касается Татарстана, подчеркнул Самигуллин, то в республике уже много лет на каждой ступени системы исламского образования – от примечетских курсов и медресе до РИИ и Болгарской исламской академии – реализуются дистанционные формы обучения, функционирует бесплатная электронная библиотека отечественного богословского наследия «Даруль-кутуб» с ценной источниковой базой, организуются интернет-конференции, работают бесплатные мобильные приложения, русское и татарское онлайн-медресе, онлайн-платформа по изучению татарского языка.

Однако, по словам татарстанского муфтия, есть ряд проблем, которые тормозят развитие исламского образования в России. В их числе Самигуллин отметил децентрализованность системы исламского образования; обособленность и незаинтересованность российского мусульманского сообщества в развитии религиозных учебных заведений, что выражается в проблематичности привлечения финансирования; недостаточное количество подготовленных преподавателей по богословским дисциплинам; слабое учебно-методическое обеспечение.

Автор:

Ильмира Гафиятуллина

Добавить комментарий