Как провинциальное медресе подарило татарскому миру мусульманскую интеллигенцию - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Как провинциальное медресе подарило татарскому миру мусульманскую интеллигенцию

«Татарский университет». В Казани открылась выставка, посвящённая истории медресе «Мухаммадия»

В 1882 году в Казани состоялось знаковое для всего мусульманского сообщества Российской империи событие – открылось медресе «Мухаммадия», или Галеевское училище, как оно называлось в официальных документах. Инициатором этого выступил купец 2 гильдии Мухаммеджан Галеев и его сын, мулла Галимджан Баруди. Совсем скоро это уникальное по своей образовательной методике и устройству учебное заведение сыграет значительную роль в становлении системы мусульманского образования в начале ХХ века, а также подарит целую плеяду видных татарских деятелей науки, культуры, искусства и политики.

В этом году медресе отмечает уже своё 140-летие. Конечно, был продолжительный период, когда двери медресе были закрыты для жаждущих знаний. Только в 90-ых годах XX века «Мухаммадия» вновь стала принимать шакирдов, давая им знания религии и расширяя кругозор. Этому событию посвящена новая выставка, открывшаяся в стенах Музея исламской культуры в Казани. Экспозиция знакомит посетителей с историей становления и рассвета учебного заведения, образовательной программой и постановкой процесса преподавания, а также – с меценатами, учителями и студентами.

Как отметил директор музея Ильнур Низамиев, главной задачей стало желание показать те редкие документы и фотографии, которые доселе не выставлялись и были неизвестны широкой публике. «В течение года мы с коллегами готовились к выставке, стараясь отобразить здесь то, что было до революции, что нового привнесли в образовательную систему преподаватели и студенты «Мухаммадии». Ведь нельзя отрицать, что влияние самих шакирдов на медресе было очень весомым», – отметил Низамиев.

Среди экспонатов можно найти дневники Баруди, фотографии преподавательского и студенческого составов, учебные пособия и планы, отрывки научных изысканий, предметы учёбы и личные вещи шакирдов и преподавателей. К примеру, сохранившиеся записки Галимджана Баруди позволяют детально изучить правила работы медресе и само понимание его работы. Интересно, что к выставке привлекли молодого художника Руслана Ибрагимова, картины которого помогли оживить выставку и передать атмосферу мимолётности того времени.

Историю медресе «Мухаммадия» условно можно разделить на 5 этапов. Первые 7 лет (1882-1889гг.) Баруди набирал учеников в новое медресе и старался внедрить определённые реформы в рамках действующей традиционной системы образования. Следующие 4 года новометодная школа набирает обороты, однако «Мухаммади» по-прежнему остаётся традиционно богословским учебным заведением, что крайне не нравится шакирдам, которые хотели больше внимания уделять светским наукам, в том числе изучать политику. Именно в это время и происходит становление Галимджана Баруди как богослова-реформатора, мударриса и общественного деятеля.

Конечно, новый формат обучения предусматривает и новые учебники. Этим озадачился Баруди и стал автором более 10 учебных пособий по различным светским дисциплинам. В последующем эти учебники неоднократно переиздавались тысячными тиражами и широко использовались.

В 1905 году медресе «Мухаммадия» претерпевает большие изменения. В это же время в условиях начавшейся революции начинает активно развиваться татарское национальное движение, которое включало в себя и желание шакирдов реформировать систему образования. Основным требованием студентов стало включение в образовательную программу светских предметов. Внимая просьбам шакирдов, Баруди решил привлечь новых преподавателей, которые сами учились в «Мухаммадие». Среди них оказались Юсуф Акчура (политическая история), адвокат Саидгарай Алкин (право), доктор Абубекр Терегулов (гигиена), Фатих Амирхан (история политических партий, география) и др.

С 1908 по 1912 гг. медресе «Мухаммадия» лишилось своего главного идеолога, вдохновителя и руководителя – Галимджана Баруди по доносу отправили в ссылку. В это время у руководства медресе находились его брат Габдрахман Галеев и учитель Ахметзян Мустафин, которые не вносили ничего нового, а только сохраняли уже достигнутое.

Исследователи отмечают, что время расцвета медресе приходится на 1913-18 гг., когда вместе с такими медресе, как «Галия» в Уфе и «Хусаиния» в Оренбурге, «Мухаммадия» становится кузницей кадров татарской интеллигенции.

По словам Ильнура Низамиева, именно в эти года Баруди создаёт для медресе полноценную постоянную учебную программу. «Именно из медресе «Мухаммадия» вышли видные общественные деятели, политики, учёные, композиторы, культуры и искусства – целая плеяда известных людей. Среди них – Хусаин Ямашев, Махмуд Дулат-Али, Камиль Якуб, Галиаскар Камал, Карим Тинчурин, Салих Сайдашев, Фатих Амирхан, Мажит Гафури, Баки Урманче, Гали Рахим и другие. Само же обучение проходило здесь 16 лет и включало в себя начальное (6 лет), среднее (6 лет) и высшее образование (3 года). И если ранее больший акцент делался на получение знаний об устройстве общества, то последний год шакирды углубленно изучали религиозные науки. Внутри медресе же всегда царила демократическая атмосфера. Ещё в 1903 год, задолго до первых публичных театральных постановок, шакирды ставили театральные сценки по произведениям Галиаскара Камала, который и сам учился в «Мухаммадие». Таким образом, можно с уверенностью говорить, что здесь было много места для свободы и творческой реализации», – отметил директор Музея исламской культуры.

Так что же нового внедрил в традиционно медресе Галимджан Баруди? Чем привлёк внимание современников и заинтересовал молодых мусульман? Вводились новые предметы, применялся звуковой метод обучения, использовались новые учебники, новое оборудование, новые пособия (карты, таблицы, глобусы), новая система оценивания (дневники успеваемости, табеля), стала составляться сетка занятий, которая включала в себя чёткое расписание изучаемых предметов и требуемых для этого часов. Шакирды стали изучать такие светские дисциплины, как медицина, история, философия, география и другие. Было чёткое расписание – сколько часов какой дисциплины должно преподаваться, какой результат должен быть по итогу.

Вместе с этим в медресе начинают изучать русский язык, что вызвало некоторые недовольства со стороны духовенства того времени, считавшего это лишним для молодых мусульман. Интересно, что обучение осуществлялось на платной основе, причём оплата (а она составляла 5-15 рублей в год) устанавливалась в зависимости от благосостояния родителей учащихся. Пожалуй, самым главным местом притяжения в медресе по праву можно считать библиотеку, которая насчитывала более 3000 книг.

Отдельный стенд на выставке посвящён школе для девочек, которую создала жена Галимджана Баруди Магруй при медресе «Мухаммадия». Конечно, учились здесь уже не 16, а от 3 до 5 лет. После смерти Магруй абыстай мектебом занялась Лябиба Хусаинова, которая не просто возглавила школу, но сделала её одним из ведущих дореволюционных учебных заведений для мусульманок. Девочкам давался широкий, обширный пласт знаний разных наук, их обучали городским ремёслам. Как правило, после окончания мектеба девушки становились педагогами. К сожалению, информации о женской школе крайне мало.

«36 выстраивалась эта школа, которая в Советской России приравнивалась к педагогическому институту. «Мухаммадия» получила именование «татарский университет»», – отметил Низамиев.

В 1918 году в жизни медресе наступает чёрный день – «Мухаммадию» закрывают. Так проект всей жизни Галимджана Баруди прекратил своё существование на долгих 76 лет. Только в 1993 году медресе вновь распахнуло свои двери для учеников. Огромную роль в восстановлении системы исламского образования в России и возрождении медресе сыграл Валиулла Якупов.

В новейшее время был выбран курс «Мухаммадии» как татарского медресе. На данный момент существует две ступени обучения в медресе – 3 и 5 лет. В 2016 году медресе возглавил муфтий Татарстана Камиль Самигуллин. В прошлом году здание медресе отреставрировали, а уже в этом было построено общежитие и административное здание. Теперь медресе представляет собой современный комплекс, позволяющий эффективно решать образовательные задачи.

Экспозиция
Современные выпускники
Рисунок Ибрагимова «вручение диплома, справа – Галимджан Баруди»
Донос Вятскому губернатору
Журнал «Мэктэм» («Школа»)
Книга «Введение в географию»
Книги «Черноликие» и «Мировоззрение ислама»
Анкета личной карточки учительницы
Расписание уроков медресе в 1912-1913 гг. и свидетельство учёбы шакирда медресе за 1912-1913 гг.
Прибор для наглядной демонстрации годового движения Земли вокруг Солнца и суточного вращения Земли вокруг своей оси
Книга «Знания и история»
Классный журнал медресе для девочек Лябиби Хусаиновой
Учение о географии

Автор:

Ильмира Гафиятуллина

Добавить комментарий