ИТИКАФ - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ИТИКАФ

Итикаф – это уединение с соблюдением определенных правил в мечети или в месте, которое считается мечетью, с намерением совершения поклонения Аллаху. Сунной является совершение итикафа в последние десять дней Рамадана. В состоянии итикафа мусульманин проводит время, совершая намазы, читая Коран и другие книги, молясь и делая зикр.

 Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на протяжении своей жизни в последние десять дней каждого Рамадана не покидал мечети» (аль-Бухари, Муслим).

Этот вид поклонения считается очень достойным деянием. Благодаря уединению, душа человека на некоторое время отрешается от мирской суеты и устремляется к Господу, и верующий, поклоняющийся в мечети – доме Аллаха, обретает спокойствие. Сколь велико благо, когда мусульманин использует проходящие дни своей жизни, устремляясь всем существом к своему Творцу в таком священном месте и пребывая в поклонении, приближается к Аллаху с чистой душой!

Совершение итикафа означает посвящение своего времени поклонению и молитвам, ибо, даже не совершая намаз, но пребывая в мечети, человек находится в готовности к молитве. А это стремление само по себе равносильно молитве. Итак, благодаря итикафу, человек возвышается духовно, просветляется душой, и облик его источает свет служения. Как же благословенны и прекрасны эти мгновения жизни!

Виды итикафа

Итикаф подразделяется на три вида – ваджиб, сунна и мустахаб.

Итикаф, являющийся ваджибом, – это необходимое уединение, предписываемое человеком самому себе в качестве обета. Этот итикаф называется назр — итикаф (обет). Например, если человек намеревается совершить итикаф, говоря: «Если такое-то дело получится, то в такой-то месяц, в такие-то дни я совершу итикаф», или, не намереваясь что-либо сделать, дает обещание: «В этот год, в этот месяц, в эти дни совершу итикаф», то при осуществлении задуманного дела или при наступлении указанных дней исполнение итикафа для него становится необходимым (ваджиб). Если дни итикафа не определены, то намерение может выглядеть таким образом: «Если это дело совершится, то такое-то количество дней я проведу в итикафе», или: «В этот год столько дней я буду находиться в итикафе». В этом случае, при осуществлении дела человек должен в короткий и удобный для себя срок исполнить итикаф, при втором намерении итикаф выполняется в этот же год в удобное для человека время.

Сообщается, что ‘Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху ‘анху) однажды сказал Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «О Посланник Аллаха! Я намереваюсь исполнить однодневный итикаф в мечети аль-Харам». На это Пророк ответил: «Исполни свое обещание!» (аль-Бухари).

Итикаф, являющийся сунной, – это уединение, совершаемое в последние десять дней Рамадана, как это делал Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

Итикаф, являющийся мустахабом, – это уединение, совершаемое по желанию в определенное время в мечети вне месяца Рамадан. Например, если человек при входе в мечеть или внутри мечети делает намерение: «Я намереваюсь совершить итикаф», то он получает вознаграждение за этот итикаф.

Условия Итикафа

  1. Намерение исполнения итикафа.
  2. Соблюдение поста в период итикафа.
  3. Исполнение итикафа в мечети или в месте, считающемся мечетью. Женщины совершают этот вид поклонения у себя дома, в помещениях, отведенных для поклонения.
  4. Человек, намеревающийся совершить итикаф, должен быть мусульманином, разумным и совершеннолетним.
  5. Ритуальная чистота.
  6. Женщинами итикаф совершается с разрешения мужа. 

Правила поведения в период совершения итикафа

  1. В дни совершения итикафа человек не должен произносить ничего, кроме благого. Нет ничего предосудительного в общении между людьми, не отвлекающем от исполнения итикафа. Воздержание от речей, считающихся греховными, – одно из основных условий этого поклонения.
  2. Во время итикафа следует уделить особое внимание чтению Корана, изучению хадисов, жизни пророков и вопросов веры.
  3. Если человек намеревается находиться в итикафе в течение месяца только по ночам или только днем, это будет неверно, так как в этом случае намерение будет неполным, потому что сутки состоят из дня и ночи. Поэтому необходимо находиться в итикафе днем и ночью. В этом случае, человек, намеревающийся совершить итикаф, в первый день уединения приходит в мечеть до утренней зари и в последний день покидает ее после заката солнца. Если человек намеревается быть в итикафе один день, этот срок не должен охватывать ночь, а если человек намерен быть в итикафе непрерывно в течение нескольких дней, то туда должны включаться и ночи.
  4. Мусульманин, находящийся в итикафе должен быть одет опрятно и чисто, от него должен исходить приятный запах. В мечеть он может вносить с собой вещи, которые не причинят ей вреда. Если в мечети есть соответствующие условия, в ней можно совершать омовение; при их отсутствии эти потребности удовлетворяются в ближайших местах, приспособленных для этого, после чего следует немедленно вернуться на место совершения итикафа.
  5. Мусульманин, находящийся в итикафе, может взойти на минарет для возглашения азана (призыва к молитве), причем в данном случае не имеет значения – находится минарет вне мечети или нет. 
  6. Человек, находящийся во время итикафа в мечети, может покинуть ее по религиозной причине и по собственной нужде. Например, с целью совершения пятничного намаза в другой мечети, если в данной мечети не проводится пятничный намаз, омовения и мытья, из-за боязни нанесения вреда своему здоровью, опасения за свое имущество или вынужденного выхода из мечети по какой-либо иной причине.

Действия, нарушающие итикаф

  1. Выход из мечети без уважительной причины.
  2. Посещение человеком, находящимся в итикафе, больного, участие в похоронном обряде или длительная отлучка по причине собственного не­дуга.
  3. Потеря рассудка, длительный обморок или умопомрачение во время итикафа.
  4. Вступление в интимные отношения.
  5. Начало менструации у женщин.
  6. Нарушение поста во время итикафа (по мнению ученых ханафитского мазхаба, пост является условием итикафа).

В случае нарушения итикафа, являющегося ваджибом, следует возместить его. Например, если человек намерился исполнить ваджиб — итикаф и не исполнил или нарушил начатый им итикаф, то он должен возместить итикаф в другой день. Если же причинами невыполнения итикафа стали болезнь или старость, то возместить дни итикафа следует после выздоровления, в том случае если совершение итикафа стало невозможным (по причине болезни или немощи), то за каждый день поста (так как пост является условием итикафа) необходимо дать милостыню. Если нет возможности дать милостыню, то надеяться на милость Аллаха.         

 

Добавить комментарий