Исследуя прошлое самарских татар, краевед дореволюционной поры Константин Головкин (1871-1925г.г.) и другие историки неоднократно ссылались на карту Самары 1804г. Однако в настоящее время этого документа ни в архивах, ни в музеях, ни в библиотеках Самарской области нет
Однако один из наших самарских историков на протяжении свыше 20 лет занимаясь исследованиями исторического прошлого самарских мусульман, совершил, без преувеличения, крупное открытие по этой теме. Это — известный краевед Галимов Шамиль Хайдарович, выпускник Куйбышевского университета, ныне редактор газеты «Азан», автор нескольких книг об историю сел Ново-Урайкино, Мулловки, татарской, мусульманской общины Тольятти, а также поселка Смышляевка. Недавно вышла в свет очередная книга Галимова — о самарских мусульманах называется она «Прошлое как вера в будущее».
В книге использовано множество документов, которые можно смело назвать уникальными. Среди них – упомянутая выше карта Самары 1804 года. Она в результате долгих поисков была найдена в октябре 2011 г. в фонде Межевой канцелярии Российского Государственного архива древних актов в Москве. Далее обратимся к книге Ш. Галимова «Прошлое как вера в будущее»:
«Как оказалось, карта эта не в единственном числе — их три. Но они представляют собой единое целое, поскольку дополняют друг друга и уточняют данные, относящиеся к положению города на момент составления, так и планам перспективного его развития. Все они вместе позволяют увидеть, в какой части Самары находились тогда базарные площади, «магазейны», городская больница, уездное училище, мясные ряды, соляные амбары, питейные заведения, присутственные места, переправы через реки, полицейские будки, церкви, выгонные земли, обывательские огороды и прочие зеленые уголки городского и пригородного пейзажа… Одна из самых старых улиц города носила название Казанской — в ее начале, у хлебных базаров, находится церковь во имя Казанской Богородицы, построенная еще в 1744 году. Отсюда и название.
Что мы узнали из них о состоянии Самары, в которой она пребывала двести лет назад.
Напомним, что Константин Головкин, ссылаясь на карту 1804 года, написал об отмеченном на ней месте для строительства мечети на нынешней улице Самарской. Но не написал о других, также очень важных для нас фактах. Они-то и свидетельствуют о том, что уже тогда татарская, мусульманская жизнь в Самаре проходила в достаточно организованной форме, имея для этого все необходимые признаки.
Во-первых, как указано в «Описании строений в настоящем их положении» рядом друг с другом отмечены «татарскiя мечеть и школа».
Во-вторых, в нескольких сотнях метрах от них располагалось «кладбище магометанское».
В-третьих, в графе «Экспликация местам, назначенным на проект…для устроения» рядом со «старой» мечетью запланировано строительство новой. Это все на карте № 2.
В-четвертых, напротив мечети, как значится на картах № 1 и 3, в «Описании номеров, употребленных на сем плане» в графе «Обывательские строения по старому положению города» указаны дома, «выстроенные по плану купцов из татар».
Иначе говоря, четыре указанных объекта – мечеть, школа, татарские дома и кладбище — на тот момент в Самаре уже существовали. А пятый – еще одна, новая мечеть – планируется построить рядом с имеющейся мечетью. Чем не Татарская слободка на окраине Самары!? Где она находилась?
Любознательному читателю предоставляется возможность самому совершить экскурсию по Самаре того времени. Для этого необходимы минимальные представления о расположении улиц старой части города сейчас и применить их к началу XIX века. Ведь сложившаяся к тому времени квартальная схема городской застройки (со строгими прямоугольниками, вытянутыми с севера на юг) до сих пор принципиально не менялась. Мы же скажем только о главном – мечеть, школа, жилые дома татарских купцов и мусульманское кладбище, которых мы условно объединили в Татарскую слободку, располагались недалеко от берега реки Самара, в начале нынешних улиц Галактионовская, Самарская, Садовая и Братьев Коростелевых. Причем дома татарских купцов занимали добрую треть квартала с границами по улицам Самарская, Пионерская, Галактионовская и Венцека. Мечеть (вместе со школой) и кладбище разделял овраг, в начале которого с советских времен располагается судоремонтный завод. Мусульманское кладбище, по нашим предварительным расчетам, находилось на улице Ленинская с продолжением на восток, в сторону следующей улицы — Братьев Коростелевых.
Две последние из перечисленных улиц тогда еще застроены не были, и земли, примыкающие к ним с востока, находились за чертой города. А две первые, согласно плану города, иначе говоря, на совершенно законных основаниях (карта утверждена императором Александром I 18 марта того же года) назывались Татарской и Мечетной, о чем и писал Константин Петрович. Карты 1804 года еще раз и категорически подтверждают это».
Копии этих карт, привезенных из РГАДА, переданы Галимовым Ш.Х. в Государственный архив Самарской области, областную библиотеку, они имеются также в самарских мечетях, и в электронном формате на сайте Самарской Исторической мечети.