Председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов: «Само географическое положение нашего региона обязывает развивать связи со странами исламского мира»

В октябре 2019 года впервые в России в Самарской области прошел Всемирный день халяль и Волжский инвестиционный саммит, в которых приняли участие руководители крупных торговых сетей, бизнесмены и эксперты в области исламских финансов. Чем привлекательны страны исламского мира для предпринимателей из Самарской области, а также каковы основные векторы стратегии развития региона до 2030 года в интервью агентству «Интерфакс-Поволжье» рассказал председатель правительства Самарской области Виктор Кудряшов

— В чем, на ваш взгляд, основной результат для Самарской области от проведения Всемирного дня халяль и Волжского инвестиционного саммита?

— В настоящий момент экономика исламского мира развивается темпами гораздо выше среднемировых. Если сегодня по оценкам экспертов это около $4,5 трлн, то в прогнозе на ближайшие пять лет эта сумма увеличится до $7 трлн. Поэтому для нас это, конечно же, потенциальный огромный рынок сбыта своей продукции. Это инвестиции, которые могут прийти в Самарскую область, потому что эти страны все активнее инвестируют за рубеж.

Ну и, наконец, само географическое положение Самарской области просто обязывает нас развивать связи с этими странами. Строительство международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай» значительно упростит логистику движения товаров и даст дополнительные возможности для торговли. Но деловые контакты нужно устанавливать уже сейчас. Практические результаты форума удовлетворяют и нас, и всех его участников.

По результатам форума при региональном духовном управлении мусульман открылся центр сертификации услуг и продукции по стандартам «Халяль», которые будут приниматься в 120 странах мира. Это хорошая основа и для экспорта продукции, и для увеличения продаж в Татарстане, Башкирии и других территориях, где товары халяль наиболее востребованы.

Кроме того, как минимум пять самарских предприятий впервые заключили контракты на поставку своей продукции халяль в крупнейшие федеральные сети. Более 40 предприятий получили консультации в ходе торгово-закупочных сессий и готовятся к заключению контрактов.

Через неделю после проведения форума мне пришло письмо от одного из самарских производителей кондитерской продукции об успешном проведении переговоров на поставки в торговую сеть «Метро» в Китае. А буквально вчера первые контейнеры с этой продукцией отправились по назначению.

Достаточно большой интерес у инвесторов из стран Персидского залива вызвала особая экономическая зона (ОЭЗ) «Тольятти». Мы организовали визит представителей этих стран в ОЭЗ, показали возможности свободной таможенной зоны, рассказали о налоговых льготах и рассчитываем на появление новых производств на этой уникальной площадке. Уже получен запрос на дополнительную информацию о режиме работы ОЭЗ. Также у компании из Южной Кореи возник интерес к созданию производства медицинского оборудования.

Одним из значимых результатов стали переговоры с китайской компанией, которая предложила нам концессионное участие в строительстве нового речного порта в Самаре. Прошли пока первые переговоры, но мы будем поддерживать связь, поскольку для региона этот проект интересен и важен.

Всего в Волжском инвестиционном форуме приняли участие более 500 представителей из 22 двух стран. Для нас было важно показать многочисленным зарубежным гостям наши экономические, инвестиционные, торговые возможности, нашу природу, которая для многих из них экзотична. И, на мой взгляд, мы с этой задачей справились.

— Расскажите подробнее о проекте строительства грузового речного порта.

— Использование речного пути для перевалки зерна, металлолома, строительных материалов и множества других грузов может быть одной из точек роста экономики региона. Мы видим перед собой несколько задач в связи с возможным проектом строительства грузового речного порта.

Есть необходимость развивать речной порт в Самаре, не исключено, что на новой площадке. В настоящее время рассматривается возможность переноса речпорта со стрелки рек Волга и Самара, поскольку эта территория может быть использована для строительства делового центра «Самара-сити». Губернатору уже представлено несколько проектов освоения этой зоны. Смотрим разные площадки: грузовой порт может появиться в Сызрани или в Октябрьске. Причем для Октябрьска это было бы крайне важно, так как это моногород регионального значения и в стратегии его развития предполагается привлечение инвесторов для реконструкции причальных стенок и расширение деятельности по перевозке грузов.

Если говорить о возможных объемах инвестиций в строительство порта, то пока нет однозначной суммы. Звучат оценки в 1 млрд рублей, есть оценки несколько выше.

Как раз подсчет стоимости реализации проекта зависит от решения, на какой именно территории будут размещены объекты грузового порта. Это, конечно, предмет логистических и научных исследований, которые мы сейчас будем проводить.

Если проект будет концессионным, то в первую очередь всегда важно понять, в чем интерес инвестора, а в чем — региона. И договориться.

Концессионные проекты содержат взаимные обязательства. Иногда инвесторы хотят получить от региона больше, чем это выгодно экономике области. Поэтому я хочу отметить, что с китайскими инвесторами был только начат первый разговор.

Но то, что люди приехали сюда, оценили экономический потенциал, заинтересовались этим и захотели развиваться и развивать свой бизнес — это очень важный результат встреч, которые были на форуме.

— На что власти региона делают упор в обновленной стратегии развития Самарской области до 2030 года?

— 2030 год — это уже практически завтра. Осталось каких-то 10 лет для достижения целей. Поэтому в стратегии развития региона отражены идеи, которые уже находятся на стадии реализации.

В этом вы можете убедиться, например, анализируя недавнее событие: подписание крупнейшего соглашения в стране по строительству мостового перехода через реку Волга. Это тот проект, который в стратегии был зафиксирован сразу в момент ее принятия. Сегодня он обретает конкретные очертания.

Основной упор в стратегии сделан на развитие экономики. Потому что именно укрепление экономической базы, инвестиционной привлекательности региона является основой для дальнейшего повышения уровня и качества жизни людей.

Мы полагаемся в первую очередь на традиционные для региона отрасли: автопром, химию, производство энергетического оборудования, металлургии и другие сферы. Но понятно, что будущее неотрывно от процесса цифровизации и развития IT-отрасли.

По нашим оценкам? дефицит специалистов в этой сфере в Самарской области через пять лет составит 3,5 тыс. человек в год. Сегодня столько выпускают наши учебные заведения. Это количество необходимо удвоить, чтобы удовлетворить потребности всех предприятий.

Мы уже сейчас финансируем из регионального бюджета разработку курсов повышения квалификации, уровня общего образования в тех отраслях, которые пока еще мало представлены в наших учебных заведениях. Это инжиниринг, это виртуальная реальность, дизайн, графика и т.д. А с 2020 года по поручению губернатора Дмитрия Игоревича Азарова мы будем компенсировать из областного бюджета процентную ставку по ипотеке для высококвалифицированных специалистов IT-компаний.

Также мы просто не могли не отразить в стратегии такое, например, направление, как развитие сетей оптико-волоконных линий. На сегодняшний день более 1 тыс. км оптико-волоконных линий проложено вдоль дорожных магистралей Самарской области. Это уникальный частный проект компании «СМАРТС», который признан стратегическим на федеральном уровне. Развитие оптико-волоконной сети дает возможность внедрить уникальную систему управления дорожным движением.

Регион включен в проект национальной технической инициативы «Автодата». Уже очень скоро по отдельным участкам дорог региона поедут «умные» и беспилотные автомобили.

Мы рассматриваем как стратегическую цель возможность стать лидером в развитии «умных» технологий управления дорожным движением и управлением автомобилем. В том числе машины «АвтоВАЗа» будут беспилотными и смогут участвовать в этих тестовых испытаниях. Это тоже первые шаги, но уже к 2030 году благодаря инфраструктуре мы можем реально добиться успехов, которые будут конкурентоспособными на мировом уровне.

— Какой основной эффект ожидают власти региона от реализации крупных инфраструктурных проектов?

— На мой взгляд, реализация крупных инфраструктурных проектов будет способствовать, во-первых, развитию логистического потенциала региона. Через нас пойдут крупные, в том числе экспортные потоки продукции.

Благодаря проекту строительства моста через реку Волга на федеральном уровне уже принято решение включить Самарскую область в опорную сеть транспортно-логистических центров.

Планируется, что это будут огромные комплексы, площадью более 20 гектаров, в которых будут аккумулироваться товары и распределяться по территории близлежащих регионов. Товары будут доставляться и автотранспортом, и посредством железнодорожных перевозок. Этих центров будет всего 7-8 в стране, один из них — в Самарской области. Сегодня в рамках нацпроектов мы совместно с инвесторами готовимся к созданию таких комплексов.

Еще одним ключевым инфраструктурным проектом является скоростное железнодорожное сообщение между Самарой и Тольятти. Его вклад в валовый региональный продукт оценивается приблизительно в 54 млрд рублей.

В первую очередь этот проект направлен на повышение мобильности граждан. Время в пути от центра Тольятти до Самары составит чуть боле часа. Что такое час дороги, например, для жителя Москвы? Это будни. Привлекательно, когда самарец может съездить в Тольятти на спектакль театра «Колесо», а житель Тольятти — искупаться в Волге на пляже в Самаре.

Мы намерены развивать агломерационные проекты между городами, которые будут способствовать их сближению.

Во-вторых, само по себе создание новых проектов будет способствовать появлению новых рабочих мест, повышению конкуренции на рынке труда. А когда высокая конкуренция, есть спрос на квалифицированную рабочую силу.

При этом, по нашим оценкам, к 2030 году рост объемов ВРП составит 1,8 раза, а промпроизводство увеличится в 1,7 раза. И к этому на сегодняшний день есть все предпосылки. По большинству экономических показателей, по их динамике, область уже превышает среднероссийский уровень.

— С какими результатами Самарская область подходит к концу года в реализации национальных проектов?

— Ход реализации национальных проектов находится в зоне нашего ежедневного контроля.

Самарская область участвует в 11 национальных проектах, плюс в комплексном плане развития и модернизации магистральной инфраструктуры. В одном нацпроекте мы формально не участвуем. Это национальный проект «Наука». Но, в тоже время, мы инициативно занимаемся созданием научно-образовательного центра мирового уровня и надеемся, что он будет интегрирован в структуру этого нацпроекта.

Всего есть 155 целевых показателей, которых мы должны достичь. Показатели очень напряженные. По ситуации на 25 октября целевые значения у нас достигнуты по 63 показателям. Все они будут достигнуты, просто для этого требуется время. Так, на сегодняшний день продолжаются профилактические медицинские осмотры, ведется строительство социальных объектов. В зоне риска у нас пока 8 показателей. Это то, над чем сейчас идет самая внимательная и кропотливая работа.

Например, мы не дотягиваем, к сожалению, до необходимого уровня рождаемости, идем по негативному варианту прогноза. Что это означает? Целевое значение будет достигнуто, тем не менее, рост не удается пока обеспечить. Это характерно и для других регионов страны, но мы не успокаиваем себя этим. Скоро будут представлены новые инициативы, способствующие стимулированию роста рождаемости.

В зоне риска ход строительства детского сада в новом микрорайоне «Волгарь». Оно началось только в августе. Подрядчик организовал работы в три смены. Ожидаем до конца года завершения строительных работ.

При реализации национальных проектов очень важно понимание того, как идут процессы на всех уровнях. В Самарской области впервые в стране разработана электронная система мониторинга хода реализации нацпроектов. В этой системе мы оцениваем достижение ключевых показателей, контрольных точек, сроки принятия базовых документов, кассовое исполнение. Любой министр на своем планшете может в оперативном режиме увидеть, как движется стройка по каким-то социальным объектам, как производятся социальные выплаты, как строится работа с тем или иным предприятием.

То есть у нас есть очень прозрачная картина. Мы представили этот проект на федеральном уровне и стали одним из четырех регионов, на базе которых разрабатываются федеральная система мониторинга.

— В последнее время часто представители власти говорят о работе по улучшению инвестиционного климата региона, работает одноименный совет. Какие новые меры поддержки планируют предложить самарские власти представителям бизнеса в 2020 году, чтобы привлечь их в регион?

— В рамках деятельности государственного фонда развития промышленности Самарской области планируется выдача льготных целевых займов под 1-5% годовых на условиях программ федерального Фонда развития промышленности (ФРП) «Проекты развития» и «Комплектующие изделия». Проекты предприятий будут финансироваться за счет средств федерального и региональных бюджетов в процентном соотношении 70/30. При этом стоимость проекта, на реализацию которого возможно получить льготный целевой заём, составляет не менее 25 млн рублей (в ФРП по данным программам — от 62,5 млн рублей), сумма займа от 20 млн рублей (в ФРП по данным программам — от 50 млн рублей). Это позволит воспользоваться государственной поддержкой большему числу промышленных предприятий.

Также в государственном фонде будут действовать программы «Повышение производительности труда» и «Конверсия», финансирование которых будет осуществляться из регионального бюджета. Сумма займов по данным программам — от 5 до 20 млн рублей, бюджет проекта — от 25 млн рублей.

По программе государственного фонда «Повышение производительности труда» промышленные предприятия — участники нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» смогут получить льготные целевые займы на проекты, направленные на повышение производительности труда.

Программа «Конверсия» будет направлена на финансирование проектов по разработке и внедрению на предприятиях оборонно-промышленного комплекса выпуска высокотехнологичной конкурентоспособной промышленной продукции гражданского или двойного назначения.

На выдачу льготных целевых займов промышленным предприятиям Самарской области по вышеобозначенным программам в 2020 году в региональном бюджете планируется предусмотреть 188 млн рублей.

Также в 2020 году государственной программой Самарской области предусмотрена поддержка промышленным предприятиям на развитие производства и выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ в объеме 50 млн рублей.

Кроме того, в 2020 году инвесторам на конкурсной основе будут предоставляться субсидии на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских банках. Организации-инвесторы, реализующие в регионе инвестиционные проекты стоимостью от 50 млн рублей до 4 млрд рублей, смогут получить субсидии в размере, составляющем 2/3 суммы затрат на уплату процентов по кредиту. При этом сумма кредита, полученного компанией-претендентом на субсидию, должна быть не меньше 30 млн. рублей.

Рассматривается также вопрос о расширении государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории моногородов, а также о предоставлении налоговых льгот участникам региональных инвестиционных проектов.

— Актуальна ли для региона проблема теневого малого и среднего бизнеса? Если да, то какие меры предпринимают власти для стабилизации ситуации?

— По разным оценкам доля участников малого и среднего бизнеса, работающих нелегально либо без оформления трудовых соглашений, может достигать 30%.

Есть задача на этот год — увеличить количество легально занятых в этой сфере на 565 тыс. человек. Это непросто, несмотря на то что по итогам 9 месяцев 2019 года Самарская область стала единственным регионом Приволжского федерального округа, где численность занятых в малом и среднем предпринимательстве увеличилась. Но нам ещё есть над чем работать.

Сегодня в каждом муниципалитете действует комиссия по легализации таких граждан. Особенно в небольших населенных пунктах это можно очень быстро определить. Кто-то торгует на рынке, не оформив ИП, кто-то оказывает услуги, не оформив микропредприятие. С начала года у нас в регионе более 5 тыс. граждан стали работать легально, и до конца года этот показатель ещё возрастёт. Есть немало рычагов воздействия на работодателей, в том числе достаточно жёстких, но их применение я считаю оправданным.

В данном случае речь идет не столько о налогах, поскольку режим налогообложения в этой нише максимально льготный. Это упрощенная система налогообложения, это патентная система, где вообще платеж фиксирован.

Речь идет скорее о том, чтобы дать возможность людям, уплачивая налоги, гарантированно получать все возможные госуслуги в сфере социального, медицинского страхования.

Мы эту цель преследуем. Цель — защитить права работников, которые в случае увольнения или нетрудоспособности останутся у разбитого корыта один на один со своими проблемами. Мы, конечно, не хотим этого допускать.

Источник: http://www.interfax-russia.ru/Povoljie/exclusives.asp?id=1078317

Добавить комментарий