5 октября — день учителя - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

5 октября — день учителя

«Учитель» — одно слово, а сколько смысла оно в себя вбирает. Сколько хороших вспоминаний в одном слове.

В жизни каждого из нас есть любимые учителя.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَاللَّهُ أَخْرَجَكُم مِّن بُطُونِ أُمَّهَاتِكُمْ لَا تَعْلَمُونَ شَيْئًا

Аллах вывел вас из чрева ваших матерей, такими, что вы ничего не знали. (Нахль, 78 аят).

Мы рождаемся в этот мир, будущий ничего не знающими. Первый учитель — это мама. Потом воспитательницы в садике. Потом учителя и классные руководители в школе. Потом преподаватели средне-специальных и высших учебных заведений. Если так посчитать, то грубо говоря до 22, а то и до 25 лет мы учимся и получаем знания. Все это необходимо для того, чтобы счастливо жить в этом мире.

И учителя в течении этих двадцати лет каждый день с нами занимаются, уделяют нам своё драгоценное время, силы и энергию.

Поэтому, без сомнений, учитель — это очень уважаемая профессия.

В Исламе большое внимание уделяется получению знаний, уважению к учителям, одноклассникам и к книгам.

Самым великим учителем в истории человечества были Пророки.

Посланник Аллаха (салля Аллаху алейхи ва саллям) говорил:

اِنَّمَا بُعِثْتُ مُعَلِّمًا

«Поистине, я послан быть учителем» (Ибн Маджа).

Чтобы получить знания и пользу от уроков, нужно обязательно проявлять уважение к учителям.
В книге «Таалимуль мутаалим» — Методика приобретения знаний на эту тему написано следующее:

Проявление уважения к учителю выражается в следующем:

1. Не ходить впереди него.

Например: если учитель или учительница поднимается по лестнице, мы проявляя уважение, должны подождать, и не опережать учителя. Некоторые делают ошибку, видя что учительница медленне их идет по лестнице, наоборот ускоряют шаг и быстро проходят мимо. Это не совсем правильно.

2. Не садиться на его место.

В классе есть парты и места для учеников, а есть место учителя. Нельзя садится на место учителя без его разрешения. Это проявление не уважения.

3. Не начинать разговор в его присутствии (без его разрешения).

Когда подходим к учителю и что-то хотим спросить или узнать, если учитель занят другими делами или разговаривает с учеником, нужно ждать, когда учитель сам обратит внимание и спросит. Бывает возле учителя несколько человек собираются и все что-то перебивая друг друга говорят. Тем самым проявляют неуважение и причиняют неудобства учителю.

4. Не разговаривать много в его присутствии (без его разрешения).

5. Не задавать ему вопросы (кроме необходимых), когда он утомлен.
6. Не опаздывать на уроки.
7. Если нужна какая то помощь или поддержка нужно помогать.

Коротко говоря, учащемуся следует стараться достичь его довольства, остерегаться его гнева, исполнять все его повеления, кроме как ослушания Аллаха, так как «Нет повиновения созданному, если в нем есть ослушание Создателю».

Если учитель заболел, надо за него делать дуа, и если есть такая возможность навестить его.

Однажды шейх, великий имам, «Солнце имамов», Аль-Хальвани, да смилуется над ним Аллах, вышел из Бухары и по какой-то причине остановился на несколько дней в одном из сел. Узнав об этом, все ученики навестили его, кроме шейха, имама, кади, «Солнца имамов» Абу Бакра аз-Заранджари, да смилуется над ним Аллах.

При встрече с ним он спросил его: «Почему же ты не навестил меня?».

На что он ответил: «Я был занят уходом за матерью».

Тогда он сказал: «Тебе будет дарована долгая жизнь, но не будет дарован порядок в уроках». Так и случилось. Он большинство времени проводил в селах и не смог упорядочить свой учебный процесс. Ведь поистине, тот человек, от которого получил вред (обиду) его наставник, лишается благодати в науке и может извлечь из нее только малую пользу.

По этому поводу есть стих:

اِنَّ الْمُعَلِّمَ وَ الطَّبِيبَ كِلَيْهِمَا
لَا يَنْصِحَانِ اِذَا هُمَا لَمْ يُكْرَمَا

فَاصْبِرْ لِدَائِكَ اِنْ جَفَوْتَ طَبِيبَهُ
وَاقْنَعْ بِجَهْلِكَ اِنْ جَفَوْتَ مُعَلِّمًا

Поистине учитель и врач
Не желают добра, если к ним неуважительно относятся.

Ты терпи свою боль, если груб был с врачом,
И довольствуйся невежеством своим, если с учителем был ты груб.

Рашьше даже правители прививали своим детям с детства любовь и уважение к учителям.

Передают, что правитель Багдада Харун ар-Рашид отправил своего сына к шейху аль-Асма’ийи, да смилуется над ним Аллах, чтобы он обучил его науке и нравственности (адабу).

Однажды он увидел, что шейх совершал омовение.

Он омывал свою ногу, а сын (правителя) наливал ему на ногу воду. Тогда правитель упрекнул шейха аль-Асма’ийа, да смилуется над ним Аллах: «Я же отправил его к тебе обучаться науке и адабу, почему же ты не повелеваешь ему воду на твою ногу наливать одной рукой и мыть — другой?!»

Имам Абу Ханифа (р.а), когда ложился спать, обращал внимание на то, чтобы не протягивать свои ноги в сторону дома своего учителя.

Так же был такой случай в жизни Султана Мехмед Фатиха, который завоевал Константинополь.

В детстве он был очень подвижным ребёнком. Его учителем в то время был хазрат Акшамсутдин. И однажды, когда он отвлекался на уроках, шейх его поругал. И маленький Фатих обиделся и сказал своему учителю: я о тебе папе расскажу! А отец султан Фатиха, Мурад II в то время был правителем государства.

Тогда хазрат Акшамсудин сказал: Завтра на урок, без отца не приходи.

На следующий день, султан Фатих с радостью шёл на урок с отцом, с Мурадом II. И думая, что отец сейчас поругает учителя и он больше не будет повышать голос на Фатиха. Когда отец с сыном зашли в класс, шейх Акшамсуддин начал сильно ругать отца Мурада II, и говорил: разве подобает сыну правителя так вести себя на уроке? Где ваше воспитание?! И так далее. А Султан Мурад II, в это время склонив голову слушал, как его ругает хазрат. И Фатих за всем этим наблюдал.

После долгих наставлений шейха, султан попросил прощение у хазрата и вышел из класса, оставив своего сына. После всего увиденного маленький султан Фатих стал шелковым.
Он понял, что его хазрата даже его Папа — султан и то боится и уважает.

Он начал все делать, что говорил его наставник. И благодаря этому Акшамсуддин (к.с) слепил из него будущего правителя, который в 21 год, завоевал Константинополь.

Все духовные достижения, которых люди удостоилось в этом мире, все благодаря уважению. А то чего лишились, только из-за потери уважения.

Поэтому пусть Аллах поможет нам проявлять достойное уважение к своим учителям в первую очередь, и также уважать учителей и воспитателей наших детей.

Учитель — это человек с большой буквы.

Добавить комментарий