3 вида милостыни месяца Рамазан - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

3 вида милостыни месяца Рамазан

Первые десять дней Рамадана называются временем милости Всевышнего к людям. «Первая треть этого месяца есть милость Аллаха, вторая треть — прощение, а последняя — освобождение от огня».

Однако для того, чтобы удостоиться этой милости, есть определенные условия — нужно самому проявлять милость к нуждающимся людям. В пророческом хадисе говорится: «Аллах будет помогать своему рабу, пока он помогает своему брату» (Муслим).

Чтобы Всевышний оказал нам милость, мы сами должны проявлять милость к другим людям. Эта помощь другим людям в исламской религии называется садака.

Садака (милостыня) – это понятие несёт в себе много смыслов. Садака – это помощь ближнему, а не только материальная благотворительность.

Какие же виды садака мы знаем и что нужно делать, чтобы наша милостыня была принята?

Виды:

1) Материальная

Разумеется, когда мы говорим о благотворительности, о помощи бедным, нам на ум сразу приходят денежные или иные материальные пожертвования. Ведь бедный человек больше всего может нуждаться в пище, одежде, крыше над головой.

Также иногда случается, что человек имеет необходимые вещи для жизни, но вдруг случается несчастье – тяжело заболел он сам или его близкий человек, а лечение стоит очень дорого, так что ему одному никак не под силу оплатить его. И здесь на помощь приходят более обеспеченные благотворители, которые помогают человеку собрать деньги на лечение.

Поэтому материальная помощь людям, нуждающимся есть чрезвычайно похвальное и ценное дело, к которому следует стремиться всякому человеку, у которого есть хотя бы небольшие лишние средства. Щедрым и добрым людям обещана большая награда от их Творца:

«Те, кто жертвует из своего имущества ночью и днём, открыто и тайно, найдут свою награду у Господа» (аль – Бакара, 274).

«Милостыня стирает грехи так же, как вода гасит огонь» (ат-Тирмизи).

Помощь можно оказывать и в денежном, и в натуральном выражении – собрав, к примеру, у себя дома поношенную, но еще вполне хорошую одежду и обувь, детские вещи и игрушки, какие-то вещи домашнего обихода, подержанную бытовую технику. Все это можно отдать в специальные организации, занимающиеся благотворительностью, либо самому отвезти в бедные семьи.

Не обязательно, чтобы ваша помощь была очень большой и дорогой, иногда маленький дар от чистого сердца больше весит перед Всевышним, чем огромное пожертвование:

Однажды в Рамадан кто-то из сахабов спросил: «О, Посланник Аллаха, не у каждого из нас найдется, чем кормить держащего уразу». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Аллах вознаградит даже за один финик, за глоток воды или молока».

2) Следует отдельно упомянуть три вида милостыни, которые относятся непосредственно к месяцу Рамадан:

Фидья садака – милостыня, которую отдают те люди, которые вследствие болезни не могут держать пост и нет надежды, что они смогут его восполнить в будущем.

Садака аль-фитр – обязательное пожертвование, которое нужно отдать до наступления праздничной молитвы Ураза-Байрам;

Закят – обязательная милостыня, которую выплачивают раз в год люди, имеющие определенный уровень достатка.

3) Оказание помощи

Следующий вид садака – нематериальный. К этому виду садаки относится всякая помощь и всякое благое дело, даже самое незначительное, которое может сделать любой человек с любым уровнем достатка.

Сподвижники часто спрашивали Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) – если им хочется получить награду за благое дело, но они бедны, как они могут дать садаку? И он объяснил им, что садака может стать любой хороший поступок, сделанный от чистого сердца.

«Твоя улыбка брату-мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака, помощь тому, кто плохо видит, для тебя садака, убрать с дороги камень, колючку или кость для тебя садака, перелить воду из своего ведра в ведро мусульманина для тебя садака» (ат-Тирмизи).

Вы увидели человека в плохом настроении и улыбнулись ему, или ободрили его добрым словом; помогли пожилому человеку перейти улицу, подали руку упавшему, убрали с дороги мусор, который мешает людям – значит, вы сделали очень важное и полезное дело.

Иногда добрый совет, слово утешения, сказанное вовремя, значит для человека много больше, чем финансовая помощь. Сколько на свете одиноких, уставших, отчаявшихся людей, у которых все есть в материальном плане, но нет самого главного – тепла, дружеской поддержки, участия. Может статься, что ваша поддержка спасет человека от гибельного шага, удержит от самоубийства.

4) Непрерывная милостыня (садака-джария).

Большая часть нашей милостыни и иных добрых дел носят разовый характер. Но есть определенные виды садаки, которые могут приносить пользу людям долгие годы после смерти человека.

«Когда человек умирает, то его деяния останавливаются, за исключением трёх – непрерывной милостыни (садака аль-джария), распространяемого им знания и когда праведный ребёнок молится за него» (Муслим).

В другом хадисе отмечается: «Благие дела, которые дойдут до верующего после его кончины, это: знания, которые он приобрёл и распространил; праведный сын; копия Корана, которую он оставил в наследство; мечеть, которую он построил; дом, который построил для путников; источник воды, который он выкопал; милостыня которую он давал в течение жизни, будучи здоровым. Эти дела дойдут до него после смерти».

Когда человек сажает дерево при дороге, в тени которого могут отдыхать люди; выкапывает колодец, водой из которого пользуются окружающие; строит школу или больницу; пишет полезные книги и статьи, всем этим люди могут пользоваться долгие годы после его смерти. И все это время он будет получать награду за сделанные им благие дела.

Однако при раздаче садака – особенно, того ее вида, который относится к материальной помощи, есть определенные условия, без которых она пойдет не на пользу, а во вред человеку.

1) Милостыню давать следует искренне, не имея в виду каких-то корыстных целей – заслужить чью-то похвалу, похвастаться своей щедростью, делать это в ожидании ответной услуги от человека.

«Если вы открыто (даёте) милостыню, то прекрасно это; а если вы скроете ее [милостыню], (например, когда) даёте их бедным, то это – лучше для вас» (аль – Бакара, 271).

В противном случае человек заслужит только гнев Всевышнего.

2) Садака следует раздавать из заработанного честным трудом и дозволенного имущества.

В хадисах сказано: «Кто даёт в милостыню на вес одного финика из честно заработанного, а Всевышний не принимает ничего, кроме чистого, воистину, Создатель принимает это Своей правой рукой, затем увеличивает его до того, пока он (финик) не станет с размером в гору» (аль-Бухари и Муслим).

«О люди! Поистине, Аллах – Благой, и Он не принимает ничего, кроме благого (дозволенного)!» (Муслим).

3) Не скупиться на милостыню из боязни бедности.

В хадисе говорится: «Не уменьшится имущество дающего милостыню».

Это не значит, что человек должен давать сверх своих возможностей, лишая своих домашних необходимых им вещей и пропитания. Но если у человека есть средства, намного превышающие его потребности, а он все равно отказывается помогать бедным или даёт в очень маленьких размерах, ссылаясь на то, что он может обеднеть или разориться в будущем, вот такое поведение будет порицаемо.

И последний пункт, который касается уже тех, кто пользуется чужой милостыней:

4) Попрошайничество порицаемо в исламе!

Нуждающийся не должен злоупотреблять чужой щедростью, обращаясь за помощью тогда, когда он сам вполне может заработать себе на жизнь.

«Просьба о подаянии подобна царапине, которая обезображивает лицо человека всегда, кроме тех случаев, когда человек оказывается в ситуации, когда он вынужден попросить о помощи» (ат-Тирмизи).

 

«Просить милостыню допустимо только в трёх случаях: тем, кому нечего пить, есть и одеть; тем, кто не может выбраться из долгов; тем, у кого есть кровный долг или больной человек, который не может излечиться и мучается» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Ахмад).

Итак, садака – милостыня – может быть, как материальной (в виде денег или иного имущества), так и нематериальной – даже в виде доброго слова или полезной услуги другому человеку. Главное при ее раздаче – делать это искренне, от чистого сердца. Даже половинка финика, данная от души, может быть ценнее горы золота, которое дается из желания похвастаться и заслужить похвалы окружающих.

Мы всегда рады любой помощи, которую вы можете оказать общине, ведь даже самое маленькое садака, сделанное ради Аллаха, ведёт к довольству Всевышнего и приближает к садам Рая. Вы можете поддержать нашу мечеть в это трудное время.  Ваши пожертвования — садака пойдут на следующие цели:

  • Поддержка сайта tarihi-mechet.ru
  • Содержание Самарской Исторической мечети
  • Выплата зарплат сотрудникам мечети, преподавателям
  • Обучение в мечети 
  • Реализация новых проектов и интересных мероприятий 
  • Летние детские курсы
  •  Издание учебных пособий и исламской литературы
  • Реализация проектов комплекса Самарской Исторической мечети
  • Строительство Детского сада
  • Строительство Спортивного комплекса
  • Строительство женского медресе
  • Для да’вата — распространение Ислама, на печатную продукцию, покупку оргтехники и т.д.
  • Также вы можете передавать ваш закят и фитр — садака, так как у нас есть списки нуждающихся людей, которым нужна ваша помощь. — хотелось бы заметить, многие обращаются в мечеть, и очень тяжело, когда по причине недостатка необходимых средств мы в лице мусульман нашего города, не в силах поддержать, оказавшихся в трудностях наших братьев и сестёр. Каждый, кто сколько может, если перечислит — уже будет некий фонд — мечеть будет опорой для «терпящих испытания».

В случае Вашего желания сделать пожертвования для определенного проекта — просим делать комментарии к переводам, либо сообщать о пересланной сумме и её назначении на почту:

istmechet63@mail.ru или по тел.  +7 (927) 757 62 57, +7(960)8217921

Перечислить благотворительную помощь Вы можете любым из перечисленных способов:

Банковские реквизиты:

Реквизиты ММРО «Самарская историческая мечеть»
ИНН: 6317051598
КПП: 631701001
ОГРН: 1046303382432
ОКПО: 72236837
Расчетный счет: 40703810454400000807
Банк: ПОВОЛЖСКИЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК г. Самара
БИК: 043601607
Корр. счет: 30101810200000000607
Юридический адрес: 443099, Самарская обл, Самара г, Алексея Толстого ул, дом № 61
Председатель Совета Самарской исторической мечети: Илингин Усман Владимирович

Наш Yandex-кошелек:

410011330241555

 

Выражаем благодарность:

Выражаем огромную признательность и благодарность всем, кто принял решение вместе с нами участвовать в духовно-просветительской, общественной и социальной направлениях, внося посильный вклад. Поистине, каждое доброе дело не останется незамеченным нашим Создателем. Мы молим Аллаха, чтобы принял Он все благие дела и намерения и воздал многократным благом в этой жизни и жизни следующей.

 С глубоким уважением, администрация Самарской Исторической мечети.

 

Добавить комментарий