САЛАВАТ ПРОРОКУ (САЛЛАЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ) - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

САЛАВАТ ПРОРОКУ (САЛЛАЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ)

САЛАВАТ ПРОРОКУ 

(САЛЛАЛЛАХУ АЛЕЙХИ ВА САЛЛЯМ)

 

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عنهُ: أَنَّ رسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَا مِنْ أَحَدٍ يُسَلِّمُ عَلَيَّ إلَّا رَدَّ اللّٰهُ عَلَيَّ رُوحِي

حَتَى أَرُدَّ عَلَيْهِ السَّلَامَ.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Когда какой-то человек отдает мне приветствие (салям), то, чтобы я получил его приветствие, Всевышний Аллах оживляет мою душу (рух)». (Абу Дауд, Манасик, 96/2041. Отдельно см. Ахмад, II, 527).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«مَنْ صَلَّى عَلَيَّ صَلَاةً صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ بِهَا عَشْرًا

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если какой-то человек передаст для меня одно благословение (салят), Всевышний Аллах пожалует ему в десять раз больше». (Тирмизи, Витр, 21/485. Отдельно см. Муслим, Салят, 70; Абу Дауд, Витр, 26/1530; Насаи, Азан, 37/676; Саху, 55/1294).

عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ ابْنِ مَسْعُودٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «أَوْلَى النَّاسِ بِي يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَكثَرُهُمْ عَلَيَّ صَلَاةً.

Абдуллах бин Мас’уд передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В Судный день самым близким ко мне будет тот, кто больше всего воздавал мне благословений (салят) и приветствий (салям)». (Тирмизи, Витр, 24/484).

عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «اَلْبَخِيلُ الَّذِي مَنْ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ.

  1. Али бин Абу Талиб (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Скупой – это тот, при котором произносят мое имя, а он не возносит мне благословение (салят) и приветствие (салям)». (Тирмизи, Да’ват, 100/3546. Отдельно см. Ахмад, I, 201).

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «رَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ ذُكِرْتُ عِنْدَهُ فَلَمْ يُصَلِّ عَلَيَّ وَرَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ دَخَلَ عَلَيْهِ رَمَضَانُ ثُمَّ انْسَلَخَ قَبْلَ أَنْ يُغْفَرَ لَهُ وَرَغِمَ أَنْفُ رَجُلٍ أَدْرَكَ عِنْدَهُ أَبَوَاهُ الْكِبَرَ (أَوْ أَحَدُهُمَا) فَلَمْ يُدْخِلَاهُ الْجَنَّةَ.

Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Горе же тому человеку, при котором произносят мое имя, а он не возносит мне благословение (салят) и приветствие (салям)! Горе же тому человеку, который прожил Рамадан и не обрел прощение грехов! Горе же тому человеку, мать и отец которого в старости живут с ним, а он не смог обрести Рай (заслужив их довольство им)!» (Тирмизи, 100/3545).

 

Комментарии 

Те, кто удостоился чести быть общиной (умма) Любимца Аллаха – досточтимого Пророка Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям), при всем желании не могут в полной мере отблагодарить за эту милость. Ибо наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) является самым любимым Аллахом пророком и предводителем всех пророков. Тем Своим рабам, которые любят Его, Всевышний Аллах, чтобы они проявили свою любовь к Нему, повелел следовать за Посланником Аллаха. Всевышний Аллах сообщает им благую весть, что в этом случае и Он возлюбит их и простит их грехи. (Али Имран, 3/31).

Один из аятов, который доказывает любовь Всевышнего Аллаха к нашему досточтимому Пророку, такой:

اِنَّ اللّٰهَ وَمَلٰۤئِكَتَهُ يُصَلُّونَ عَلَى النَّبِيِّ يَاۤ اَيُّهَا الَّذ۪ينَ اٰمَنُوا صَلُّوا

عَلَيْهِ وَسَلِّمُوا تَسْل۪يمًا

«Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте усердно!» (аль-Ахзаб, 33/56).

Этот аят не только говорит нам о любви, почете и милости нашего Господа к досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), но и повелевает воздавать ему благословение (салават), со смирением приветствовать его (салям) и повиноваться его приказам.

Слово «салят», которое можно перевести как «благословение», включает в себя такой широкий круг значений: просьба о прощении грехов (истигфар), прощение (магфират), молитва (ду’а), благословение (баракат), хвала, поздравление и возвеличивание. Наши ученые придают этому слову разные значения, в зависимости от того, кто воздает салят:

— Аллах воздает салят одному Своему рабу: Аллах оказывает милость Своему рабу; очищает, возвышает его; дарует ему вознаграждение (саваб); оберегает его и дарует успех.

— Ангелы воздают салят: ангелы просят простить раба Аллаха; просят Аллаха, чтобы раб Аллаха поднялся на высшие степени; ангелы спешат на помощь рабу Аллаха.

— Верующие воздают салят: верующие возносят благие ду’а за Пророка, возвеличивают его и славят.

Слово салям «приветствие», которое упоминается в аяте, означает «здоровье», «благополучие», «спокойствие», «безопасность». Салям также имеет и такие значения, как «капитуляция», «подчинение» и «мирное время».

Значит, воздавая салят и салям нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), мы тем самым совершаем такую ду’а:

«О Господь! Возвеличь имя и славу нашего досточтимого Пророка в этом мире и в мире будущем! Религию Ислам, которую он принес, распространи на весь мир и храни эту религию до тех пор, пока существует этот мир! Даруй Пророку право заступничества (шафаат) за свою общину в будущем мире! Даруй ему вознаграждение (саваб) без счета! Даруй ему здоровье (саламат), умиротворение (хузур) и безопасность (аманият)

Ученые имеют разные мнения о том, в какой мере обязательно произнесение салята и саляма.

Часть ученых считает, что при каждом упоминании благословенных имен нашего досточтимого Пророка тот человек, который их произносит, и тот, который слышит, обязательно (фард) должны произнести салят и салям. Другая часть ученых считает, что положено (ваджиб) как можно больше произносить салят и салям. Некоторые ученые утверждают, что, если в собрании (меджлис) даже многократно повторяется имя нашего досточтимого Пророка, достаточно произнести салят и салям только один раз. Но все же наиболее предусмотрительным является при каждом упоминании имени нашего досточтимого Пророка произносить салят и салям

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сам лично получает салят и салям, которые мы воздаем ему. Потому что пророки и сейчас живут особым, присущим только им образом.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал в одном хадисе:

«В мире есть странствующие ангелы. Они доставляют мне салям моей общины». (Насаи, Саху, 46/1280).

Если бы мы могли постичь со всей очевидностью, что наши саляты и салямы ангелы доставляют Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), а он милостиво принимает их от нас, недостойных, и что за наши саляты и салямы мы получаем вознаграждение (саваб), разве бы мы были так равнодушны? Конечно, нет. Мы постигли бы удивительные духовные состояния и постарались бы никогда не оставлять салават. Действительно, каким почетным делом и великим благом для верующих является приветствие Пророка! Ибо через салават человек обретает духовную связь (рабита) с Посланником Аллаха и, заслужив милость Аллаха, получает щедрую награду (саваб)

Как велика милость Всевышнего, что Он такую щедрую награду дарует Своим рабам за такое легкое дело. Если подумать: что трудного в произнесении салавата нашему Пророку? Нужно только разорвать завесы невежества (гафлет).

Для произнесения салята и саляма не требуется каких-то особых условий или предварительной подготовки. В каком бы положении ни находился человек, он всегда может воздавать благословения и приветствия нашему досточтимому Пророку. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«… Возносите мне благословение и приветствие. Ибо, где бы вы ни находились, ваши благословение и приветствие достигнут меня». (Абу Дауд, Манасик, 96-97/2042).

Хотя произносить салят и салям можно в любое время, особые достоинства имеет произнесение салята и саляма в пятницу. Как-то Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самый лучший из дней – это пятница. Поэтому в этот день возносите мне особенно много благословений и приветствий, ибо они будут переданы мне».

Сподвижники спросили:

— О Посланник Аллаха! Когда вы умрете и земля поглотит вас, как будут переданы вам наши благословения и приветствия?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Всевышний Аллах запретил земле разлагать тела пророков». (Абу Дауд, Салят, 201/1047. Отдельно см. Насаи, Джума, 5; Ибн Маджа, Икамат, 79).

О достоинствах вознесения салята и саляма в пятницу досточтимый Али (радыйаллаху анху) говорит:

«Человек, который в пятницу произносит сто салаватов, в Судный день придет на судилище с лицом, излучающим красоту и свет. Люди с завистью будут спрашивать друг у друга: «Что такого совершил этот человек?» (Байхаки, Шуаб, III, 212).

Людей, которые воздают благословения нашему досточтимому Пророку, Всевышний Аллах вознаграждает в десять раз, прощает их грехи и возвышает их на более высокую духовную степень. В хадисе говорится:

«Если человек произнесет мне один раз благословение (салят), Аллах пожалует ему десять благословений, уничтожает десять грехов и возвышает его на десять степеней». (Насаи, Сахв, 55/1290).

Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обрадовал своего сподвижника, который сказал ему, что в своих ду’а много раз повторяет салават:

«В таком случае, Аллах избавит тебя от горестей и простит твои грехи». (Тирмизи, Кыйамат, 23/2457).

Кроме того, главный из ангелов Джибрил (алейхиссалям) многократно воздает тем, кто возносит благословение (салят) нашему Пророку.

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вышел к своим сподвижникам с радостным лицом и сообщил, что Джибрил принес ему такую благую весть:

«О Посланник Аллаха! Не обрадует ли тебя весть, что для человека из твоей общины, который воздаст тебе одно благословение (салят), я десять раз попрошу прощение (истигфар), а если он поприветствует тебя один раз (салям), я поприветствую его (салям) десять раз?» (Насаи, Саху, 55/1293).

Это показывает, какое высокое положение занимает наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) перед Аллахом и ангелами.

Благословения (салават), которые мы воздаем нашему досточтимому Пророку, приносят в первую очередь пользу нам самим. Вознося салят и салям, мы удостаиваемся таких в высшей степени важных обретений, как милость Аллаха к нам, прощение наших грехов, ду‘а ангелов о прощении наших грехов, обогащение нашего духовного мира. Самое важное из всего этого, что обретается близость к нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) в будущей жизни. Как верующий, в меру того, насколько он знает наизусть Коран, удостаивается более высокой степени Рая, так же, с каждым произнесением салавата нашему Пророку, становится ближе к нему. «Аллахумма салли аля саййидина Мухаммадин ва аля алихи ва сахбихи ва барик ва саллим!»

Каким великим счастьем среди ужасов Судного Дня является близость к Любимцу Аллаха и солнцу обоих миров – Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), человек поймет только в тот День. Путь обретения этого великого счастья (ни’мат), которое дается не каждому, очень прост: занять свой язык постоянным произнесением салята и саляма.

Проявление небрежности к такому важному для обретения вечного счастья делу, как произнесение благословения (салават), означает, что человек болен самой опасной и ужасной духовной болезнью – жадностью. Ибо Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что жадный тот, кто не воздает благословение (салават), когда в его присутствии произносят имя Пророка. 

Жадный человек думает, что если будет раздавать имущество, оно уменьшится, и он понесет ущерб. Он думает, что если не будет раздавать, то обретает выгоду, и это лучше для него. Между тем, это ошибочно по самой сути. Ибо, если раздавать имущество, то оно обретает благословение (баракат). Точно так же и человек, который не произносит салават, совершает большую ошибку. Так как салават не требует от человека, чтобы он жертвовал имуществом или деньгами, то люди, пренебрегающие этим, и есть те, кто в высшей степени подвержен болезни жадности и, в конечно итоге, потерпит неисчислимый ущерб. Ибо самая малая трудность в этом мире в будущей жизни станет вечной.

Таким образом, люди, которые пренебрегают салаватом Пророку, сами не зная, наносят себе непоправимый вред. Поэтому наш досточтимый Пророк, по своему состраданию не желающий такого своей общине, решительно предупредил тех, кто не воздает салават при упоминании его имени.

Ведь одним из условий обретения совершенства (камаль) в вере является обретение любви к Посланнику Аллаха. Мы не станем истинно верующими, пока не будем любить его больше своих матери, отца, детей, всех людей и даже самих себя. (Бухари, Иман, 8; Айман, 3; Муслим, Иман, 69-70).

Человек должен лелеять в себе эту любовь, чтобы обрести совершенство в вере и умиротворение (хузур) в этом мире и будущем. Наш досточтимый Пророк донес до нас  религию Ислам, которая приводит к счастью в этом мире и будущем. Поэтому невозможно, чтобы человек, который не стремится к любви к нашему Пророку, обрел счастье в обоих мирах. И одно из действий, позволяющих обрести эту любовь, – это восхваление Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), произнесение салята и саляма.

Так горе человеку, который, несмотря на все это, не заботясь о своих интересах, оставляет салават. Он заслуживает того, чтобы быть униженным, утратить свое место перед Аллахом и перед людьми. Он достоин только сожаления. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто, забывая, проявляет небрежение в вознесении мне салята и саляма, не найдет дорогу в Рай». (Ибн Маджа, Икамат, 25).

Однажды Джибрил, явившийся к нашему досточтимому Пророку, произнес такую ду’а:

— Да обойдет милость (рахма) того, кто при произнесении твоего имени не произносит салават! 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на эту ду’а сказал «Аминь!» (Хаким, IV, 170/7256; Тирмизи, Да’ават, 100/3545).

Повеление нашего досточтимого Пророка возносить ему салят и салям и предупреждение тем, кто пренебрегает этим, – не только его личное желание. Ведь произнесение салята и саляма помогает проникнуться почтением к такой высокой степени (макам), как пророческая миссия, и обеспечивает духовную связь раба Аллаха с этой высокой степенью (макам). Чтобы человек стал последователем Ислама, не достаточно, чтобы он только поверил в существование и единство Аллаха. Обязательным условием является также, чтобы он признал пророческую миссию нашего Пророка.

Сун’уллах Гайби так прекрасно сказал об этом в стихах:

Любимец Аллаха Мустафа.

Он на этом пути проводник,

Разлука с ним – разлука с Истиной,

Да сохранит нас Аллах.

«Мухаммад Мустафа (саллаллаху алейхи ва саллям) является любимым рабом Аллаха. Он проводник, указывающий путь Ислама. Кто далек от него, тот далек от Аллаха. Мы прибегаем к Аллаху от того, чтобы попасть в такое положение, и просим у Аллаха прощение за то, что не повинуемся Посланнику Аллаха в должной мере».

Салят и салям имеет такое большое значение еще и по такой причине:

Всевышний Аллах, милостивый к Своим рабам, желает их простить. Поэтому салават Своему любимому Пророку Он сделал причиной этого.

После азана мы читаем ду’а и салаваты, прося удостоить нашего Пророка высочайшей степени Макаман-Махмудан, но, в конечном итоге, пользу от этого получим мы сами. Потому что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в этой степени (макам) окажет заступничество (шафаат) всему человечеству.

Воздавать салават нашему досточтимому Пророку, по сути, есть долг всего человечества. Человечество, задыхающееся от гнета и несправедливости, с религией, которую он принес, смогло вздохнуть полной грудью. Даже те люди, которые не верят в его пророческую миссию, получают пользу от света истины, которую он принес. Он открыл дорогу истины не только мусульманам, но и всему человечеству. Как прекрасно сказал об этом досточтимый Мавляна в своей книге «Фихи ма фихи»:

«Дорога истины была полной опасностей, она была заметена и закрыта снегом. Сначала Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проявил самоотверженность, погнал своего коня и открыл путь. Кто бы ни вступил на этот путь, именно Пророк указал его по своей благосклонности. Он открыл эту дорогу, на каждом ее участке установил знаки и столбы. Он предупредил, куда следует ступать, а куда нет».

Долг мусульман перед Пророком велик. Потому что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) всю свою жизнь испытывая трудности и лишения, спас их от вечной тьмы. Он вывел их из невежественных заблуждений и привел к истине. Досточтимый Мавляна, желая пробудить в нас чувство благодарности за это благо, обращается к мусульманам со словами мудрости:

«О тот, кто сегодня является мусульманином! Если бы не старания  досточтимого Ахмада (саллаллаху алейхи ва саллям) и его усердие в разрушении идолов, ты, как и твои деды, поклонялся бы идолам».

Да вознаградит Всевышний Аллах нашего досточтимого Пророка самым прекрасным образом, так, как это подобает ему!

Каким именно образом следует воздавать благословение (салават)?

Ка’б бин Уджра (радыйаллаху анху) говорит:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел к нам. Мы спросили:

— О Посланник Аллаха! Мы узнали как приветствовать вас, а как нам воздавать салават?

Он сказал:

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى اٰلِ مُحَمَّدٍ كَمَا صَلَّيْتَ عَلَى (اِبْرٰه۪يمَ وَعَلَى) اٰلِ اِبْرٰه۪يمَ اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ. اَللّٰهُمَّ باَرِكْ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ مُحَمَّدٍ كَمَا بَارَكْتَ عَلَى (اِبْرٰه۪يمَ وَعَلَى) آلِ اِبْرٰه۪يمَ اِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ.

«О Аллах! Благослови Мухаммада и членов его семьи, как Ты благословил (Ибрахима) и членов его семьи! Поистине, Ты достоин всякой хвалы. О Аллах! Ниспошли милость Мухаммаду и членам его семьи, как Ты ниспослал милость (Ибрахиму) и членам его семьи! Поистине, Ты достоин всякой хвалы». (Бухари, Да’ават, 32; Тирмизи, Витр, 20/483; Ибн Маджа, Икама, 25).

При упоминании благословенного имени нашего досточтимого Пророка можно произносить и такой салават:

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

اَللّٰهُمَّ صَلِّ عَلَى مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِهِ وَصَحْبِهِ وَبَارِكْ وَسَلِّمْ

Мы не должны пренебрегать и короткими салаватами, такими как «саллаллаху алейхи ва саллям», «алейхиссалам», «аляйхиссаляту вассалям».

Слово «барик», которое встречается в одном из этих салаватов, означает «ниспошли благословение». Благословение (баракат) означает умножение добра, блага и почета, очищение от ошибок.

«Али Мухаммад» (члены семьи Мухаммада) – это жены  нашего досточтимого Пророка, дети и другие родственники. Некоторые ученые, например Имам Малик, считают, что здесь подразумевается вся община (умма) Пророка Мухаммада. Некоторые ученые, связывают это выражение с «благочестием» (иттика): «Али Мухаммад – это благочестивые (муттаки) люди из общины Мухаммада». Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

أَلَا إِنَّ آلَ أَبِي لَيْسُوا لِي بِأَوْلِيَاءَ إِنَّمَا وَلِيِّيَ اللّٰهُ وَصَالِحُ الْمُؤْمِنِينَ

«Поистине, члены моей семьи (али) – это не семья моего отца. Истинные члены моей семьи (али) – это Всевышний  Аллах и праведные верующие». (Муслим, Иман, 366; Бухари, Адаб, 14).

В другом хадисе говорится, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), собрав племя Курайш, сказал:

«Члены моей семьи среди вас – это те, кто праведный (муттаки)». (Хаким, II, 358/3266).

 

Добавить комментарий