РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО ПРОРОКА МУХАММАДА - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

РОЖДЕНИЕ И ДЕТСТВО ПРОРОКА МУХАММАДА

Свет Мухаммада

 

Всевышний Аллах свободен от любых ограничений, существует вечно, без начала, без времени и пространства.28 Извечно Существовавший Один, не нуждающийся ни в ком и ни в чем, Всевышний Аллах хотел, чтобы Его существование было познано. Он предписал почитание и поклонение, выражаемые молитвами и богослужениями, которые являются результатом Его признания, и Он создал «Алям Касрат» — множество миров, т.е. мироздание, также называемое «Масиваллах».29 В процессе создания Всевышний сотворил Свет – Нур. И этот Свет является основой Истины Мухаммада – Хакика Мухаммадийя

Так же, как драгоценный камень не может быть преподнесен  отдельно и нуждается в изысканной оправе, точно также все сущее находится в аналогичном положении перед Светом Мухаммада (Нур Мухаммад), будучи созданным во имя его славы и служащим оправой для его украшения. 

Говоря иными словами, согласно Исламскому богословию, Создателем всего сущего является Всевышний Аллах – Фаиль-Мухтар (Свободный в создании того, что хочет), а самым прекрасным Его творением – Свет Мухаммада. Согласно мировоззрению Ислама, Вселенная является «хадис» (возникшей), т.е. имеющей начало, созданной, а не вечной без начала, как думают некоторые далекие от истины философы. И Свет Мухаммада – это тоже возникшее позже, т.е. созданное. Вечным без начала является только Всевышний Аллах. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

 «Я был Пророком уже в те времена, когда Адам был в состоянии между духом и плотью» (Тирмизи «Манакыб»,1). 

То есть, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), с точки зрения создания его Света и наделения его пророчеством, предшествовал Пророку Адаму (алейхис салям). С точки зрения его воплощения в земную жизнь (приобретения тела), Он – последний лист календаря пророчества. То есть, со Света Мухаммада, который был создан Всевышним до Пророка Адама (алейхис салям), начался календарь пророческой миссии, а воплощением в земную жизнь Мухаммада (Джисманийя Мухаммад) он завершился.

Свет Бытия же выражает связь между всеми сотворенными в честь Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) живыми существам и самой прекрасной сотворенной сущностью – Нуром Мухаммада. Поскольку сами по себе эти создания почетом не обладают, они приобретают свою значимость и ценность благодаря их отношению к Свету Мухаммада. Следующий хадис отражает эту истину: 

«Адам (алейхис салям), совершивший проступок, ставший причиной изгнания его из Рая, осознав свою ошибку, обратился к Господу со следующими словами: 

«О Господь! Именем Мухаммада я прошу Тебя простить меня!»

Всевышний Аллах:

«О Адам! Откуда ты знаешь о Мухаммаде, которого Я еще не создал?» 

Адам (алейхис салям):

 «О Господь! Когда Ты, создав меня, дал мне душу, я поднял голову и увидел на колоннах Трона (Арша) такие слова: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха». И я понял, что Ты к Своему Имени добавляешь только имя самого любимого Тобой создания!»

 На это Всевышний Аллах изволил сказать так: 

«О Адам! Ты сказал истинную правду! Он и впрямь самое любимое Мною создание! Помолись Мне во имя его! (Раз уж ты вознес Мне молитву-дуа). А Я прощаю тебя. Если бы не было Мухаммада, то Я не создал бы тебя!» (Хаким, II, 672). 

Ибн Аббас передал, что Всевышний Аллах повелел Пророку Исе (алейхис салям) в откровении:

«О Иса! Уверуй в Мухаммада и вели своим последователям, которые увидят его, чтобы они тоже уверовали в него. Если бы не было Мухаммада, Я бы не создал Адама! Если бы не было Мухаммада, Я бы не создал Рай и Ад! Когда Я создал Арш над водой, он начал колебаться. А когда на нем было записано: «Нет Бога, кроме Аллаха, Мухаммад – Посланник Аллаха», он успокоился». (Хаким, II, 672).

 Ибн Араби придерживался следующего мнения по этому вопросу: 

«В те времена, когда Аллах возвестил о пророчестве Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), Адама (алейхис салям) еще не было, он был в состоянии между водой и глиной. Вот так осуществилось решение Аллаха о том, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) станет истиной и сущностью всех шариатов, которые приходили с пророками и посланниками… Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) уже в те времена был обладателем шариата, ибо в хадисе сказано: 

«Я был Пророком тогда, когда Адам пребывал в состоянии между духом и плотью». 

Он не сказал: «Я был человеком». Или же: «Я существовал». Речь может идти о пророчестве только в том случае, если шариат уже дан Аллахом». (Ибн Араби «Аль-Футухат», II, 171; IV, 66-67). 

Ибн Араби в другом своем произведении говорит так: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) – самое совершенное создание среди рода человеческого. Вот почему пророчество началось с него и закончилось им». (Ибн Араби «Фусусу’ль-Хикам», IV,319). 

Благочестивый Мавляна в своем «Маснави» сказал следующие слова: 

«О душа! Истинный праздник – это встреча с Великим Мухаммадом! Ибо свет мира происходит от света красоты этого святого, праведного, уважаемого Существа!» 

Сулейман Челяби также посвятил Свету Мухаммада свое стихотворное произведение «Мавлид-Шариф»:30 

«Наш Всемилостивый Творец Аллах одним из первых создал Свет Мухаммада Мустафы (саллаллаху алейхи ва саллям). Он любил его». 

Подытоживая все сказанное, можно сказать, что Свет Мухаммада, который, еще называют Истина Мухаммада – это свет, олицетворяющий духовную личность Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), это его истина (сущность). Он – тот, кто более всего любим и ценен у Аллаха. Все сущее создано в честь Света Мухаммада и создано служить ему «оправой». Оно призвано заявлять и подробно сообщать об его Истине. Поэтому так же, как невозможно вместить воды океана в стакан, точно также невозможно должным образом постичь и Свет Мухаммада. 

                                             * * *

Чистый и незапятнанный род нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям)

Имя отца нашего Пророка – Абдуллах, а имя матери – Амина. Его благословенный род восходит к династии сына Пророка Исмаила (алейхис салям) Кайзара.31 Аднан, прадед нашего Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), происходит из рода Исмаила (алейхис салям).32 Передают, что сын Аднана Меадд был современником Исы (алейхис салям). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) принадлежал к самой знатной, чистой и незапятнанной семье в племени Курайш как со стороны отца, так и по матери. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал следующие слова по поводу целомудренного и незапамятного своего происхождения: 

«Я появился на свет в семье моих родителей, не оскверненный гнусностями и грязью века джахилии. Я всегда, еще со времен Адама, появлялся как плод бракосочетания никяха, но не прелюбодеяния, пока не дошел до своего отца и своей матери». (Ибн Касир «Аль-Бидайя», II, 260).

 Одно из Его славных имен – Мустафа. Это имя выражает исторический выбор, т.е. рафинированную селекцию следующего характера: 

Когда община, членом которой был Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), делилась на группировки, то Посланник Аллаха, благодаря Всевышнему Аллаху, всегда находился в благословенной общине. Его Нур, который заставлял светиться все сущее, передаваясь из рода в род от целомудренных отцов и матерей, начиная со времен Пророка Адама (алейхис салям), перешел к Нему.33 

Благочестивый Ибн Аббас прокомментировал эту мысль, заключенную в аяте 219 Суры «Шуара», так: 

«Ты, т.е. Твой Свет, постоянно странствующий с теми, кто падал ниц и совершал поклоны, дошел до тебя». (Куртуби, XIII, 144,  Хайсами, VIII, 214). 

Гордость Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) высказался следующим образом по этому поводу в своем хадисе-шариф: 

«Я, переходя из одной эпохи в другую, от одной семьи к другой, пребывая в самых добродетельных и целомудренных сынах Адама, в итоге был произведен на свет в семье, в которой я нахожусь сейчас». (Бухари, Манакыб, 23). 

«Всевышний Аллах выбрал Исмаила среди сынов Ибрахима. Среди сынов Исмаила выбрал сынов Кинана, а среди сынов Кинана – Курайша. Среди сынов Курайша Аллах выбрал сынов Хашима, среди сынов Хашима – сынов Абдулмутталиба – Меня!». (Муслим «Фадаиль», 1; Тирмизи, «Манакыб», 1).

Великий исламский ученый Ибн Халдун говорит следующие слова по поводу столь точных и подробных знаний о происхождении нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) и продолжении изучения Его благородного рода: 

«Род ни одного из рабов Аллаха, кроме рода Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), не является столь аккуратно запечатленным на бумаге, начиная со времен Адама (алейхис салям), точно так же, как благородное происхождение ни одного из рабов Аллаха не продолжалось непрерывно, переходя из поколения в поколение. Это – особенное вознаграждение Всевышнего Аллаха, дарованное лишь Хабиби (саллаллаху алейхи ва саллям). (Ибн Халдун, 1, 115).

Бракосочетание отца Посланника Аллаха

Абдуллаха и матери Амины

 

Ближе к началу периода пророческой миссии Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вера в Единого Бога была утеряна, а Кааба была заполнена идолами, принадлежавшими различным племенам и народам. Колодец Замзам был упразднен. 

Дед нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдулмутталиб, однажды заснув в Хиджре Каабы, увидел сон, в котором ему было велено раскопать колодец Замзам и вывести его воду наружу. При этом ему было указано на то место, где он должен был копать. Когда Абдулмутталиб приступил к делу, Курайшиты воспрепятствовали ему, сказав: 

«Мы не позволим тебе рыть землю рядом с нашим храмом!» 

В то время у Абдулмутталиба не было еще сил, чтобы противостоять им. Поэтому он, дав обет Аллаху, поклялся в том, что если Аллах пошлет ему 10 детей, и они достигнут того возраста, когда будут способны защищать его, то одного из них он принесет в жертву Ему возле Каабы. 

Спустя некоторое время Курайшиты, заметив у Абдулмутталиба проявление небывалых и удивительных состояний, смягчившись, дали ему разрешение копать колодец. Абдулмутталиб вывел воду наружу, раскопав колодец Замзам. Со временем у него появилось 10 детей, которые достигли того возраста, когда были способны защищать его. И тогда, многие годы спустя, ему напомнили о данном им Аллаху слове. Ему было сказано: 

«Выполняй свой обет!» 

Абдулмутталиб, дабы сдержать данное им слово, сначала принес в жертву барана, а затем корову. Однако от него всякий раз требовали нечто большее… Когда же он осведомился о том, что же значит это нечто большее, ему было сказано следующее: 

«Ты дал обет принести одного из своих сыновей в жертву Аллаху!» 

Тогда Абдулмутталиб, собрав своих детей, призвал их к покорности и смирению, дабы он смог осуществить свой обет. Они, ничуть не противясь желанию отца, сказали так: 

«Поступай, как желаешь! Выполняй свой обет!» 

Бросая между ними жребий, Абдулмутталиб взмолился Аллаху, сказав следующие слова: 

«Мой Аллах! Я дал Тебе обет принести одного из своих сыновей в жертву. Я стану бросать жребий, а Ты сделай так, чтобы он выпал на того, кого Ты пожелаешь!» 

Жребий выпал на долю отца нашего Пророка – Абдуллаха… 

Когда Абдулмутталиб привел сына к Каабе, чтобы принести его в жертву Аллаху, то жители Мекки воспротивились этому, опасаясь того, что принесение детей в жертву может превратиться в традицию. Они повели Абдулмутталиба к некоему ученому человеку, чтобы убедить его не совершать задуманного им дела. 

Ученый человек спросил у людей: 

«Сколько стоит у вас откуп?» 

«Десять верблюдов», — ответили ему мекканцы. 

«А раз так, то бросьте жребий между Абдуллахом и 10-ю верблюдами. Если жребий выпадет на Абдуллаха, добавив еще 10 верблюдов, вновь бросьте жребий между ним и 20-ю верблюдами. Увеличивайте количество верблюдов на 10 всякий раз до тех пор, пока жребий не выпадет на верблюдов», — посоветовал знаток. 

Когда бросили жребий между 10-ю верблюдами и Абдуллахом, жребий выпал на Абдуллаха. Процедуру повторили, добавив еще 10 верблюдов. Жребий вновь выпал на Абдуллаха. Жребий продолжали бросать в таком же духе до тех пор, пока количество верблюдов не выросло до ста.  На этот раз жребий все же выпал на верблюдов. Абдулмутталиб повторил бросание жребия трижды для пущей достоверности и, стоя, поблагодарил Аллаха за спасение своего сына… 

А присутствовавшие при этом люди всякий раз, когда жребий выпадал на верблюдов, благодарили Аллаха и произносили Такбир, говоря: «Аллах Велик!..» Потом Абдулмутталиб принес в жертву верблюдов и раздал их мясо людям.34 

Это историческое событие послужило основанием для такого религиозного предписания в Исламе, как откуп за кровь убитого человека в виде 100 верблюдов или их стоимостью. Наш Господин Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), отмечая тот факт, что его прадед Исмаил (алейхис салям) и отец Абдуллах были выбраны для принесения в жертву Аллаху, сказал: 

«Я сын двух жертвоприношений». (Хаким, II, 609/4048).

 По этой же самой причине Ибн Забихайн, отзываясь о Посланнике Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), называл его не иначе как «Сын двух жертвоприношений».35 

Абдуллах был самым красивым юношей, как внешне, так и внутренне, как среди всех молодых людей племени Курайш, так и среди своих собственных братьев. Он превосходил всех их своим умом, проницательностью и духовным совершенством…36 Поэтому все девушки племени Курайш желали соединить свою судьбу с ним, а сестра Вараки ибн Нафваля Рукийя даже предложила Абдуллаху 100 верблюдов за бракосочетание с ним, увидев свет на его челе и поняв, что это свет пророчества, а также желая удостоиться чести стать матерью ожидаемого последнего Пророка.37 Абдулмутталиб попросил для своего сына Абдуллаха руки Амины, дочери главы племени Бани Зухра Вахба ибн Абду Манафа. После того как Амина, самая благородная и достойная дочь племени Курайш, выразила свое согласие, бракосочетание состоялось. 

Род матери Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) Святой Амины по отцовской линии восходит к Вахб ибн Абду Манаф ибн Зухра ибн Килаб ибн Мурра. Поскольку Зухра был братом Кусая ибн Килаба, являвшегося отцом сынов Хашима, то род Святой Амины опять объединяется с Килабом через Абдуллаха…38 

После того как был зачат Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), свет с чела Абдуллаха перешел к Святой Амине.39 

 

Смерть отца нашего Пророка 

(саллаллаху алейхи ва саллям) Абдуллаха

 

Вскоре после своей женитьбы отец нашего Благословенного Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдуллах направился с торговым караваном племени Курайш в Шам. Возвращаясь назад после завершения торговых операций, он занемог. Когда караван прибыл в Медину, он задержался там на месяц, сказав своим товарищам:

«Я побуду немного здесь, рядом с братьями моей матери, сынами Наджара». 

Несмотря на все усилия его родственников, ему так и не удалось оправиться после болезни. Он умер и был похоронен в Медине. В это время ему было 25 лет.40 Святая Амина, получив известие о смерти своего мужа Абдуллаха, пролила немало горьких слез, долго оплакивая его и говоря, что на свете нет другого человека, подобного ему, что он был любим всеми людьми, что он был щедрым, великодушным и сострадательным человеком…41

 

Радостные сообщения и события, приносящие благую весть о появлении нашего Пророка 

(саллаллаху алейхи ва саллям)

До появления нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) на свет было немало Божественных проявлений. Казалось, будто бы вся Вселенная испытывает тоску по нему. 

Вначале Всевышний Аллах взял с предыдущих пророков клятву и зарок в вопросе оказания ими помощи Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), уверовав в Него. Это было самым великим известием о Его появлении. В Суре «Али Имран», в 81 аяте, сказано следующее: 

وَإِذْ أَخَذَ اللَّهُ مِيثَاقَ النَّبِيِّيْنَ لَمَا آتَيْتُكُم مِّن كِتَابٍ

وَحِكْمَةٍ ثُمَّ جَاءكُمْ رَسُولٌ مُّصَدِّقٌ لِّمَا مَعَكُمْ لَتُؤْمِنُنَّ

بِهِ وَلَتَنصُرُنَّهُ قَالَ أَأَقْرَرْتُمْ وَأَخَذْتُمْ عَلَى ذَلِكُمْ إِصْرِي

قَالُواْ أَقْرَرْنَا قَالَ فَاشْهَدُواْ وَأَنَاْ مَعَكُم مِّنَ الشَّاهِدِينَ

«[Помните, о люди Писания] как Аллах взял с пророков завет [и сказал]: «Вот то, что Я дарую вам из Писания и мудрости. Потом к вам явится посланник, подтверждающий истинность того, что с вами. Вы непременно должны уверовать в него и помогать ему». Сказал [Аллах]: «Согласны ли вы и принимаете ли при этом условии то, что Я на вас налагаю?» Они ответили: «Согласны». Сказал Он: «Засвидетельствуйте, и Я [буду] свидетелем вместе с вами»».

После завершения строительства Каабы Пророки Ибрахим и его сын Исмаил (алейхимас салям), воздев руки к небесам и обращаясь к Аллаху, произнесли следующую молитву-дуа, касающуюся Пророка: 

رَبَّنَا وَابْعَثْ فِيهِمْ رَسُولاً

مِّنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِكَ وَيُعَلِّمُهُمُ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

وَيُزَكِّيهِمْ إِنَّكَ أَنتَ العَزِيزُ الحَكِيمُ

«Господи наш! Пошли нашим потомкам посланника из их числа, который сообщит им Твои знамения, научит их Писанию и [Божественной] мудрости и очистит их [от скверны], ибо Ты Великий, Мудрый». (Сура «Аль-Бакара», 129)

Пророк Иса (алейхис салям), сообщая о своей пророческой миссии сынам Израиля, сообщил также радостную весть о Свете Бытия: 

وَإِذْ قَالَ عِيسَى ابْنُ مَرْيَمَ يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ إِنِّي رَسُولُ اللَّهِ إِلَيْكُم مُّصَدِّقاً

لِّمَا بَيْنَ يَدَيَّ مِنَ التَّوْرَاةِ وَمُبَشِّراً بِرَسُولٍ يَأْتِي مِن بَعْدِي اسْمُهُ أَحْمَدُ 

«Иса, сын Марьям, сказал: «О, сыны Израиля! Воистину, Я Посланник Аллаха к вам, подтверждающий истинность того, что было в Торе до меня, и сообщающий вам благую весть о посланнике, который явится после меня и имя которому Ахмад»». (Сура «Ас-Сафф», 6)

Мать Света Бытия (саллаллаху алейхи ва саллям) Святая Амина, носившая его в своем чреве, еще в самые первые дни беременности увидела сон. Во сне она услышала голос, который произнес: 

«О Амина! Ты носишь в своем чреве Господина этой общины! Когда Он, оказав честь этому миру, появится на свет, то ты произнеси следующую молитву-дуа: 

«Препоручаю его Единственному Аллаху, чтобы Он защищал Его от злодеяний завистников!» 

И назови его Мухаммадом!»42 

Вот почему Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) изволил сказать когда-то следующие слова: 

«Я – молитва-дуа моего предка Ибрахима, радостное известие моего брата Исы и сон моей матушки». (Хаким, II, 453; Ахмад, IV, 127-128). 

Наряду с этим, имя, признаки и качества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) были записаны в Таурате и Инджиле (неискаженные Тора и Евангелие от Иисуса), и поэтому иудейские и христианские ученые владели знаниями, касающимися этого вопроса. Да и в Священном Коране о тех из них, кто был справедлив и обладал совестью, сказано следующее:

الَّذِينَ يَتَّبِعُونَ الرَّسُولَ النَّبِيَّ الأُمِّيَّ الَّذِي يَجِدُونَهُ

مَكْتُوباً عِندَهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَالإِنْجِيلِ

«…и следуют за посланником, пророком, необученным грамоте, запись о котором они найдут в Торе и в Евангелии». (Сура «Араф», 157)

Более того, ученые Людей Писания знали о нашем Господине Пророке (саллаллаху алейхи ва саллям) как о собственном потомке:

الَّذِينَ آتَيْنَاهُمُ الْكِتَابَ يَعْرِفُونَهُ كَمَا يَعْرِفُونَ أَبْنَاءهُمْ وَإِنَّ

فَرِيقاً مِّنْهُمْ لَيَكْتُمُونَ الْحَقَّ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

 «Те, кому Мы даровали Писание, знают это как знают своих сыновей. Однако значительная часть их скрывает истину, хотя и знает ее». (Сура «Аль-Бакара», 146)

Вот и ставший мусульманином Абдуллах ибн Салям (радыйаллаху анху), один из бывших крупнейших иудейских ученых, сказал как-то43

«Я знаю Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) лучше, чем своего собственного сына». 

В ответ на это Омар задал ему следующий вопрос: 

«О Ибн Салям! Как это возможно?» 

И тогда Абдуллах ибн Салям сказал: 

«Я могу с уверенностью свидетельствовать о том, что Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), воистину, является Посланником Аллаха. Я ничуть не сомневаюсь в том, что Он является Пророком. Ибо Его признаки, восхваления в Его честь, сведения о том, что Он является Пророком и Посланником Аллаха, есть в нашем Писании…». 

Омар (радыйаллаху анху), поцеловав его, сказал так: 

«О Ибн Салям! Аллах удостоил тебя познания истины!» (Вахиди, стр. 47; Рази «Тафсир», IV, 116).

В Суре «Аль Фатх», в 29 аяте, говорится о том, что в Таурате и в Инджиле сообщается о качествах, состояниях, почетности и достоинствах нашего Господина Пророка и его сподвижников, сахабов: 

مُّحَمَّدٌ رَّسُولُ اللَّهِ وَالَّذِينَ مَعَهُ أَشِدَّاء عَلَى الْكُفَّارِ رُحَمَاء بَيْنَهُمْ

تَرَاهُمْ رُكَّعاً سُجَّداً يَبْتَغُونَ فَضْلاً مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَاناً سِيمَاهُمْ

فِي وُجُوهِهِم مِّنْ أَثَرِ السُّجُودِ ذَلِكَ مَثَلُهُمْ فِي التَّوْرَاةِ وَمَثَلُهُمْ

فِي الإِنجِيلِ كَزَرْعٍ أَخْرَجَ شَطْأَهُ فَآزَرَهُ فَاسْتَغْلَظَ فَاسْتَوَى

عَلَى سُوقِهِ يُعْجِبُ الزُّرَّاعَ لِيَغِيظَ بِهِمُ الْكُفَّارَ وَعَدَ اللَّهُ الَّذِينَ

آمَنُوا وَعَمِلُوا الصَّالِحَاتِ مِنْهُم مَّغْفِرَةً وَأَجْراً عَظِيماً

«Мухаммад — Посланник Аллаха. Те, кто с ним, суровы к неверующим и снисходительны к своим. Ты видишь их преклоняющимися, [видишь, как они] бьют челом, прося милости и благоволения Аллаха. На их лицах — следы от челобитья. Так изображены они в Таурате. В Инджиле же они представлены [в образе] посева, на котором вырос росток [и затем] окреп. Он все крепнет и выпрямляется на своем стебле, приводя в восхищение сеятелей и вызывая гнев у неверующих. Аллах обещал тем из них, кто уверовал и вершил добрые деяния, прощение и великое вознаграждение». (Сура «Аль Фатх», 29)

Однажды Абдуллах ибн Аббас (радыйаллаху анху) спросил у Ка’ба Аль-Ахбара44

«Как описываются признаки и качества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в Таурате?» 

Последний ответил так: 

«О его признаках и свойствах в Таурате сказано следующее: 

«Мухаммад ибн Абдуллах появится на свет в Мекке, совершит хиджру в Табу (Медину), будет править Шамом. Он не станет употреблять бранных слов, говорить на повышенных тонах. Он не будет отвечать злом на зло, а будет прощать и молиться о прощении  грехов.  Его община будет прославлять Аллаха и в радости, и в беде, и в богатстве, и в бедности. На поясе у них будут завязаны полотенца. Они будут мыть руки по локоть (совершать омовение). Они будут стоять рядами при совершении намазов точно так же, как рядами идут в бой во время войны. Из их мечетей будут слышны голоса молящихся, напоминающие жужжание пчел (звуки зикра и звуки голосов, читающих Коран). Звуки утреннего призыва, азана, заполнят всю окрестность» (Дарими, «Мукаддима», 2). 

Рассказывает Ата ибн Йясар (рахимахуллах): 

«Я встретил Абдуллаха ибн Амра (радыйаллаху анху)45 и спросил у него: 

«Ты не мог бы рассказать мне о качествах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), упомянутых в Таурате?» 

В ответ на это он сказал мне следующее:  

«Прекрасно! Клянусь Аллахом в том, что Он описан  в Таурате так же, как и в Коране. О Нем сказано так: «О Пророк! Мы послали Тебя к людям Свидетелем, Приносящим благую весть, Предостерегающим и Защищающим невежественных людей. Ты – Мой раб и Посланник. Я дал Тебе имя Мутаваккиль (Покорный судьбе и воле Аллаха)… Аллах не примет Его душу до тех пор, пока Он не направит людей ложных религий на прямой путь истинной религии, не научит их говорить: «Нет Бога, кроме Аллаха». А также до тех пор, пока Он не раскроет их глаза при помощи истинной религии, не заставит слышать их глухие уши и пока не обнажит их сердца, очистив от ржавчины!» (Бухари «Буйу», 50, Тафсир, 48/3). 

Иудеи, знавшие Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) и все Его признаки, ожидали времени Его прихода (появления). Когда они были в ссоре с племенами Авс и Хазрадж, являвшимися идолопоклонниками Медины, то говорили так: 

«Очень скоро будет послан Пророк. Приход Его близок. Когда этот Пророк явится, мы истребим вас так же, как мы уничтожили племена Ирам и Ад!» (Ибн Асир «Аль-Камиль», 95-96). 

Согласно тому, что передает супруга нашего Господина Пророка Сафийя бинти Хуяй (радыйаллаху анха), когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хиджры пришел в деревню Куба, ее отец Хуяй ибн Ахтаб, бывший иудеем, и ее дядя Абу Ясир немедленно отправились туда и вернулись домой на закате солнца очень усталые и печальные. Абу Ясир спросил у брата: 

«Является ли этот человек тем Пророком, приход которого ожидается?»

Хуяй ответил: «Да, клянусь Аллахом, это Он!»

Абу Ясир: «Ты уверен в том, что Он действительно тот самый Пророк? Ты точно установил это?» 

Хуяй ответил утвердительно, и когда Абу Ясир спросил его о том, какие чувства он испытывает к Пророку, сказал следующие слова: 

«Клянусь Аллахом! Пока я буду жить на этом свете, я буду испытывать к Нему чувство вражды!» (Абу Нуайм, «Даляиль», I, 77-78).

Иудеи желали, чтобы Последний Пророк, прихода которого они ожидали, был бы из их рода, т.е. из сынов Израиля. А поскольку Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был из арабов, род которых происходил от Исмаила (алейхис салям), то иудеи, испытывавшие зависть, не уверовали в Него.46

Также эту истину обнаруживает следующая передача Ибн Аббаса (радыйаллаху анху). Во время сражений иудеев Хайбара с племенем язычников Гатафан иудеи всякий раз терпели поражение. Наконец они решили, умоляя Аллаха, вознести следующую молитву-дуа: 

«О, наш Аллах! Во имя Того, самого последнего, необученного грамоте Пророка, помоги нам одержать победу!». 

Перед сражением с племенем Гатафан иудеи произнесли эту молитву-дуа. Таким образом, принимая меры и стараясь приблизиться к своей цели, они воспользовались именем нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). В итоге они одержали победу над племенем Гатафан. Однако когда Всевышний Аллах послал Благородного Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в качестве Пророка, чье имя иудеи использовали в своих молитвах, обращенных к Господу, они стали отрицать Его пророчество. В ответ на это Всевышний Аллах ниспослал 89-ый аят Суры «Аль-Бакара» (Куртуби, II, 27; Вахиди, стр. 31):47

وَلَمَّا جَاءهُمْ كِتَابٌ مِّنْ عِندِ اللَّهِ مُصَدِّقٌ لِّمَا مَعَهُمْ وَكَانُواْ

مِن قَبْلُ يَسْتَفْتِحُونَ عَلَى الَّذِينَ كَفَرُواْ فَلَمَّا جَاءهُم

مَّا عَرَفُواْ كَفَرُواْ بِهِ فَلَعْنَةُ اللَّه عَلَى الْكَافِرِينَ

«Когда к ним явилось от Аллаха Писание, подтверждающее истинность тех [Писаний], что у них были, — ведь раньше они испрашивали победу над неверующими (язычниками), — так, когда к ним явилось то, о чем было им известно заранее, они отвергли его. Да будет проклятие Аллаха над (отвергнувшими) неверующими!» (Сура «Аль-Бакара», 89).

Весьма знаменательно также следующее событие, радостно возвещающее о появлении нашего Господина Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям). Когда Хосров назначил Сайфа ибн Зи Йязана правителем Йемена, то делегации арабов, прибывшие со всех сторон, поздравили его. 

Во главе делегации из Мекки, состоящей из 10 человек, был дед нашего Пророка Абдулмутталиб. Обращаясь к правителю, он сказал: 

«О Правитель! Мы – жители Священной Мекки, города, который Аллах сделал неприкосновенным, и служители Байтуллаха. Мы прибыли с намерением поздравить тебя с назначением на должность правителя!»

Правитель Йемена оказал им прекрасный прием и оставил их долго гостить у себя. Однажды, пригласив к себе Абдулмутталиба, он сказал следующие слова: 

«О Абдулмутталиб! Сейчас я поведаю тебе одну тайну, которую я не раскрыл бы никому другому. Однако я увидел в тебе «Его источник». Поэтому я раскрываю ее тебе, а ты храни ее в себе, насколько позволит тебе Аллах. Вне всякого сомнения, Всевышний Аллах выполняет Свое предписание. В Писании, которое мы предназначили для себя и держим в секрете от других людей, есть такое важное сообщение, в котором содержится почетность жизни и достоинство смерти. Это сообщение касается всех людей, членов твоей делегации и особенно близко касается тебя!» 

Абдулмутталиб спросил: 

«О Правитель! Да станут твоими жертвами все кочевые племена! Что это за такая великая и благородная весть?»

Правитель сказал:

«В Тихаме появится на свет дитя, у которого есть отличительный знак – родинка между лопатками. Вплоть до самого Судного Дня на Нем будет лежать обязанность имама, а на вас – святость». 

Сайф ибн Зи Йязан продолжил: 

«Сейчас самое время для Его появления на свет. Хотя, возможно, Он уже родился. Его имя Мухаммад. Его родители умрут, а воспитание Его возьмут на себя его дед и дядя. Аллах направит Его в качестве Пророка, открыто вещающего об истине Аллаха. Часть наших людей Аллах сделает его помощниками-ансарами. С ними он сделает своих друзей уважаемыми, ценимыми и святыми людьми, а своих врагов – ничтожными и презренными. Он завоюет самые ценные, самые лучшие места на Земле. С его появлением на свет погаснет огонь, обожествляемый огнепоклонниками. Все будут молиться Единственному, Всемилостивому Господу. Необузданность, распущенность и неверие (куфр) будут запрещены, идолы будут сокрушены, а шайтан будет закидан камнями. Его слово отделит правду ото лжи, Его решения будут справедливыми. Он всегда будет претворять в жизнь добро, запрещать зло и уничтожать его».

Абдулмутталиб сказал: 

«Да будет жизнь твоя долгой! Да будут почет твой и слава высокими, а султанат твой пусть живет долго! Род, о котором ты поведал мне, – это мой род. Не мог бы ты, о правитель, просветить меня более подробно, оказав мне честь и порадовав меня?».

Сайф сказал: 

«О Абдулмутталиб! Клянусь Байтуллахом, укрытым покрывалом, чудесами и Божественными Книгами! Нет никакого обмана. Несомненно то, что ты – его дед!» Когда Сайф произнес эти слова, Абдулмутталиб от радости пал ниц. 

Правитель воскликнул: 

«Подними голову! Да будет жизнь твоя долгой, сердце – безмятежным, а слава – великой! Видел ли ты какие-нибудь приметы, о которых я рассказал тебе?» 

Абдулмутталиб ответил: 

«О да, Правитель! У меня был очень любимый сын, которого я женил на дочери одного знатного моего соплеменника, Амине. Амина родила сына, которого я назвал Мухаммад. И у Него между лопатками есть родинка. Все приметы, о которых ты сообщил мне, присутствуют у Него. Его родители отошли в мир иной, а Его воспитание взяли на себя я и его дядя». 

Правитель Сайф сказал на это так:

«Береги Его от иудеев! Будь начеку! Ибо иудеи Его враги. Однако Аллах не даст им никакого шанса. Ни в коем случае. Боже упаси! Ни в коем случае не говори своим товарищам о том, что я тебе поведал! Я не уверен в том, что они не принесут несчастья и беды на голову твоего внука, позавидовав превосходству, выпавшему на вашу долю! Если бы я знал, что не умру до того времени, когда Он будет послан в качестве Пророка, то я со своей пехотой и кавалерией, войдя в Йясриб (Медину), сделал бы его столицей своего государства! Я бы сам охранял Его от всех невзгод и бед! Доставьте мне через год сведения о Нем!» 

К сожалению, Сайф бин Зи Йязан был убит меньше чем через год.48  (Ибн Касир «Аль-Бидайя», III, 26-28; Дийярбакри, I, 239-241). 

Еще одна радостная весть, сообщенная деду нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) Абдулмутталибу, касающаяся будущего его внука. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), будучи ребенком, увлекшись игрой, пришел в квартал Радм. Люди из племени Мудлидж, подозвав к себе нашего Господина Пророка и взглянув на Его ноги, рассмотрели след Его стопы. В это время подошел Абдулмутталиб. Обняв и поприветствовав его, представители племени Мудлидж спросили у него: 

«Этот мальчик из твоего рода?»

 Абдулмутталиб ответил:

«Это мой сын!»

Тогда они сказали такие слова: 

«Береги Его как следует. Ибо мы никогда не видели следа, более похожего на след ступни, запечатленной в «Макаме Ибрахима», чем след этого мальчика!» 

Абдулмутталиб сказал своему сыну Абу Талибу: 

«Послушай, что они говорят!» Поэтому дядя нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) всегда относился к Нему хорошо и прекрасно заботился о Нем.49 

До появления на свет нашего Господина Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), удостоившего чести всю Вселенную, люди, с точки зрения морали и нравственности, пребывали в состоянии дремучей невежественности. Они буквально задыхались в злополучном болоте темноты и невежественности. Человечество потеряло честь и достоинство. Даже животные с трудом переносили жестокость и дикость людей. Жизнь стала почти невыносимой. Мир был в тоске, все сущее – в печали, а сердца в страданиях да муках. Слабые и немощные забыли, что такое смех. Право на жизнь принадлежало лишь сильным и крепким. Вот как сказал об этом Мехмет Акиф: 

«Хищностью своею человек гиену превзошел, и если слаб он был, то жертвой братьев становился». 

Об этой истине в Священном Коране говорится следующее:

ظَهَرَ الْفَسَادُ فِي الْبَرِّ وَالْبَحْرِ بِمَا كَسَبَتْ

أَيْدِي النَّاسِ

«Появилось нечестие на земле и на море за то, что приобрели (совершили) руки людей…» (Сура «Ар-Рум», 41).

По мере приближения Его прихода все человечество и даже все сущее, пребывая в состоянии тоски и печали и мечтая о том, что Свет Бытия придет к ним на помощь, чтобы вызволить их из темноты невежества, жаждало удостоиться благодетельства «Эликсира жизни». Все жаждало его прихода… Люди получили радостную весть о Нем и знаки Его прихода, которые они продолжали время от времени получать свыше. Сулейман Челяби в своем стихотворном произведении «Мавлид Шариф», сообщив, что даже солнце, будучи влюбленным в Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), неотступно следует за Ним и кружится вокруг Него, вылил в поэтические строки душевные эмоции Святой Амины:

«Сошли шеренги ангелов с небес и, как Каабу, дом мой обошли.

Сказали, что сыну моему на свете равных не было и нет

с тех самых пор, когда был создан мир…»

И еще в стихотворении говорится так:

«Пришедший в мир твой сын – султан и кладезь знаний о Едином Боге!..»

 

Оказание чести благородным явлением в мир и

небывалые, чудесные обстоятельства,

 имевшие место в это время. 

 

Наконец Нур, явление которого ожидалось, соблаговолил осчастливить нашу Землю, появившись на свет в результате священного бракосочетания Абдуллаха и Амины на рассвете 12 дня  Рабиуль-авваля, в понедельник, который пришелся на 20 апреля 571 года по христианскому летоисчислению. Казалось, будто все щедро одаренное сущее, обретя способность говорить, воскликнуло: 

«Добро пожаловать! Милости просим, о Посланник Аллаха!»

Сулейман Челяби вылил в поэтические строки вселенскую радость, вызванную явлением в мир Света Бытия — Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям).

«Привет Тебе, о Благороднейший Султан!

Привет Тебе, о Кладезь знаний об Аллахе!

Привет Тебе, о Истины Знаток!

Привет Тебе, о Жизни Эликсир!

Привет Тебе, о Милость для Миров!

Привет Тебе, о грешников Заступник!..» 

С его появлением Милость Аллаха и Благодать Его усилились. Утренние зори и вечерние закаты стали более яркими. Чувства стали глубже. Слова, дружеские беседы, вкусы обрели широту и полноту. Все наполнилось особым смыслом, особой красотой, прелестью и изяществом. Идолы были сокрушены и низвержены. Во дворцах города Хосровов Медайине обрушились башни и колонны. В те самые времена высохло озеро Сава50, являвшееся гиблым местом тирании и деспотизма.51 Это проявление, осуществившееся в земном времени и пространстве, было вызвано благодатью появления Того Самого Благословенного Существа. Эта благодать охватила всю Вселенную. Тот год был назван годом изобилия и благоденствия. Благочестивые праведники считают самой святой и почитаемой, после Ночи предопределения, когда Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) был ниспослан Коран, ночь рождения Пророка. Благодаря благотворному воздействию Господина обоих Миров (саллаллаху алейхи ва саллям), явившегося в мир в ту ночь подобно распустившемуся цветку розы на сердце, чувства поэтов, переливаясь через край, вылились в строки, которые приобрели особое изящество: 

«Пусть садовник попусту не тратит сил! Ибо даже если он станет поливать тысячу розариев, то все равно в них никогда не распустится роза, которая смогла бы затмить красоту Его!..» 

С благородным приходом Его все изменило свое течение. Проявления благодати рассыпались, подобно жемчужинам, во Вселенной, и души, истосковавшиеся по Свету, наполнились радостью. 

В передаче от Ибн Аббаса (радыйаллаху анху) сказано следующее: 

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в понедельник, в понедельник прибыл в Медину, в понедельник ушел в мир иной. В понедельник он установил камень Хаджар Асвад в Каабе. В понедельник была одержана победа в сражении при Бадре. В понедельник сошел 3-ий аят Суры «Аль-Маида»: 

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ

«Сегодня Я завершил вам вашу религию». (Ахмад, 1, 277; Хайсами, 1, 196).

Появление на свет, начало пророчества, совершение хиджры, а также кончина Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в понедельник являются знаками особой важности этого дня. Как проявление атрибутов Всевышнего Аллаха уживаются вместе радостные волнения и терпкая печаль, праздничное веселье и горесть утраты… 

В ту ночь, когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) облагодетельствовал своим рождением мир, произошли некоторые, невиданные доселе, чудеса. Вот некоторые из них: 

«Как сообщила Святая Амина, она не испытывала никаких затруднений ни во время беременности, ни во время родов. В момент появления на свет Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) она увидела, что от нее отделился Свет, который осветил пространство от востока и запада. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) появился на свет в чистом, аккуратном виде. Он уперся руками в землю и, подняв голову, обратил Свое лицо к небесам.52 В это время шайтан изверг из себя такой истошный вопль, какого он не издавал никогда прежде…»53

Главный судья-кадий Мубазан, будучи религиозным человеком, увидел во сне, как большое стадо непослушных верблюдов гнало перед собой табун быстроходных коней, которые затем, перейдя реку Диджля, рассеялись на просторах Ирана… 

Долину Самава54 затопило водой. 

Во дворце Хосрова обрушилось 14 колонн. 

Погас огонь в святилище иранцев, огонь, обожествляемый ими и не гаснувший в течение 1000 лет.55 

Согласно рассказу Айши (радыйаллаху анха), некий иудей, занимавшийся в Мекке торговыми операциями, в ночь появления на свет Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел рождение новой звезды, являющейся знаком появления на свет облагодетельствовавшего мир Посланника Аллаха. 

Придя на собрание Курайшитов, он спросил у них: 

«О Курайшиты! Есть ли среди вас тот, у кого сегодня родилось дитя?»

Ему сказали: «Клянемся Аллахом! Нам это неизвестно!»

Тогда иудей сказал так: 

«О племя Курайш! Запомните как следует то, что я вам скажу! В эту ночь появился на свет Пророк Общины Конца Света. Между лопатками у него есть черно-желтая родинка, покрытая пушком». 

Люди, присутствовавшие на собрании, разошлись по домам, удивленные сообщением иудея. Придя домой, они рассказали об услышанной вести своим семьям. Жены некоторых из них сказали: 

«У Абдуллаха родился сын. Его назвали Мухаммадом». 

Тогда они, придя в дом иудея, сказали ему: «Знаешь ли ты о том, что в Мекке родился мальчик?

Тот спросил у них: «Он родился после моего сообщения или же до того, как я сообщил вам новость?»

Они сказали: «Он родился до того, как ты сообщил нам новость. А имя его – Ахмад!»

По просьбе иудея люди отвели его в дом Святой Амины, где она показала ему своего благословенного сына. Иудей, увидев на спине Гордости Вселенной (саллаллаху алейхи ва саллям) «Печать пророчества», лишился чувств. 

Когда он пришел в себя, его спросили: 

«В чем дело? Что случилось?»

 Иудей сказал так: 

«Клянусь Аллахом! Пророчество ушло от сынов Израиля! Ушла от них и Книга. Судьбою предопределено и записано, что Последний Пророк уничтожит сынов Израиля и лишит чести их религиозных деятелей. Арабы удостоятся почета и достоинства благодаря этому пророчеству! Эй, племя Курайш! Возрадуйтесь! Клянусь Аллахом, вы станете силой и могуществом, известие о котором распространится с востока до запада». (Ибн Сад, I, 162-163; Хаким, II, 657/4177). 

Все жители Мекки обрадовались появлению на свет Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). А Абу Лахаб даже вознаградил за радостную весть о рождении своего благословенного племянника свою невольницу Сувайбу, освободив ее из рабства.56 

Аббас (радыйаллаху анху) позднее сказал следующее в связи с этим событием: 

«Я увидел во сне Абу Лахаба через год после его смерти. Он выглядел удрученным. Я спросил у него: 

«Как обошлись с тобой?» 

Абу Лахаб ответил: 

«За то, что я, обрадовавшись появлению на свет Мухаммада, освободил Сувайбу, по понедельникам мне немного облегчают мои страдания. В эти дни я освежаюсь водой, появляющейся из маленького отверстия между моим большим и указательным пальцами». (Ибн Касир «Аль-Бидайя, II, 27; Ибн Сад, I, 108, 125).

 

Имена нашего Господина Пророка.

 

У Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) есть немало благословенных и славных имен, среди которых самые главные – Мухаммад и Ахмад, о которых сказано в Священном Коране. Имя Мухаммад означает «премного превозносимый», а Ахмад – «премного прославляющий». В Священном Коране имя Ахмад упоминается один раз, а имя Мухаммад — четырежды. В Инджиле же использовано имя Фараклит, имеющее те же значения, что и вышеупомянутые имена. Наш Господин Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в одном из своих хадисов сказал: 

«Я  Мухаммад и Ахмад.

Я тот Махи57, пророчеством которого Аллах уничтожит неверие.

 Я  тот Хашир, за которым последуют люди в Судный День. 

Я Акиб. Я Хатаму’ль-Анбийя — Печать пророков! После меня больше никто не станет пророком!» (Бухари «Манакыб, 17; Муслим «Фадаиль», 125). 

Благословенные имена и качества Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) упоминаются во многих произведениях. К примеру, приблизительно двести из них сообщены в книге «Даляиль Хайрат»… 

Сегодня выходящую на Киблу стену Могилы Пророка (Равза Наби) украшают начертанные изящной, изысканной и совершенной каллиграфией такие благословенные имена и качества Посланника Аллаха, как: Ахмад, Махмуд, Мухаммад, Халид, Хамид (Достойный похвалы), Башир (Приносящий добрую весть), Назир (Клятва), Бурхан (Довод), Амин (Надежный), Авваль (Первый получивший пророчество), Ахир (Последний из пророков), Духа, Хабибуллах (Любимый Аллахом), Хади (Указывающий истинный путь), Хатим («Печать» — Последний  пророк), Мухтар (Предводитель), Мустафа (Избранный), Мутаххар (Благословенный), Муджтаба, Наби (Пророк), Нур (Свет), Рауф (Сострадательный), Рахим (Милосердный), Расулюллах (Посланник Аллаха), Расулю’с-Сакалейн, Рахматан ли’ль-Алямин (Милость для Миров), Сайиду’ль-Мурсалин (Господин пророков), Сайиду’ль-Кавнайн (Господин Вселенной), Имамуль-Харамайн (Имам обоих Святынь – Мекки и Медины), Имаму’ль-Муттакин (Имам богобоязненных), Шафи’уль-музнибин (Заступник грешников), Шамс (Солнце), Та-ха, Умми (Необученный грамоте), Ясин…

 

Добавить комментарий