Права матери в исламе - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Права матери в исламе

Ислам призывает проявлять доброту и милосердие к матери, указывая на её достоинство. За призывом поклоняться только Аллаху сразу следует призыв любить и почитать родителей. Аллах Всевышний сказал:

«Твой Господь предписал вам не поклоняться никому, кроме Него, и делать добро родителям. Если один из родителей или оба достигнут старости, то не говори им: «слова недавольства» – не кричи на них и обращайся к ним почтительно. Преклоняй пред ними крыло смирения по милосердию своему и говори: «Господи! Помилуй их, ведь они растили меня ребенком»». (сура 17, аят 23-24)

  • Ислам считает благодеяние и доброту к матери, повиновение ей и любовное попечение о ней причиной для входа в рай. Джахима пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу участвовать в газавате и пришёл посоветоваться с тобой». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Жива ли твоя мать?» Да – ответил он. Посланник сказал: «Всегда будь с ней, поистине, рай находится под её стопами». (Аль-Мустадрак, ч. 4, стр. 167, № 7248)
  • Поскольку женщина, в большинстве случаев слабее мужчины, ислам предпочёл мать отцу, призывая оказать ей больше благодеяния, доброты, сострадания и любезности, чтобы гарантировать её права. Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал: «Один мужчина пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросил: «О Посланник Аллаха! Кто из людей больше всех заслуживает моё любовное попечение?» Он ответил: «Твоя мать», а кто потом – опять спросил мужчина? – Твоя мать – опять ответил Пророк, а кто потом? – Твоя мать – в третий раз ответил Пророк, а кто потом? – в четвёртый раз спросил мужчина, Пророк ответил: «Твой отец»». (Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2227, № 5626) Этот хадис указывает, что надо увеличить право матери на благодеяния в три раза больше по сравнению с отцом, поскольку мать носит ребёнка в чреве с тягостью, с тягостью рожает его, потом кормит его, испытывая все виды мук и страданий. Мать одна переносит беременность, роды и кормление грудью, а потом участвует с отцом в воспитании ребёнка.Мать носит ребёнка в чреве почти девять месяцев. В это время он питается за счёт её питания и её здоровья, потом она кормит его грудью два полных года, если захочет завершить кормление. На это указал Аллах Всевышний в следующем аяте:

    «Мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года. Благодари Меня и своих родителей, ибо ко Мне предстоит возвращение» (сура 31, аят 14).

  • Человек обязан быть послушным и преданным матери, не ослушаться её. Однако если она призывает ослушаться Аллаха, то он должен отказать ей в послушании, поскольку снискание благоволения Аллаха и повиновение Ему выше всего. Человек должен покоряться воле Аллаха в большей мере, чем воле матери. Но это не значит – говорить ей слова раздражения или ругать её, наоборот, человек должен относиться к ней по-доброму, доброжелательно и мягко, поясняя ей, что ему следует в первую очередь поклоняться Аллаху. Аллах Всевышний сказал:

    «А если они будут вынуждать тебя придать Мне сотоварищей, о которых у тебя нет знаний, то не повинуйся им, и будь добродеющим к ним в этом мире и следуй путём тех, кто обратился ко Мне» (сура 31, аят 15)

  • Чтобы показать, насколько велики права родителей, Аллах посчитал их удовлетворение условием для того, чтобы Он был доволен мусульманином, а их недовольство – поводом для Его гнева. Этим Аллах побуждает мусульманина стараться обеспечить родителей достойной жизнью, свободной от любых неприятностей. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «То, что вызывает удовлетворение родителей, удовлетворяет Аллаха, а то, что вызывает их гнев, вызывает и гнев Аллаха». (Сахих ибн Хаббан, ч. 2, стр. 172, № 429)

    Аллах считает удовлетворение родителей и любовное попечение о них поводом для входа в рай. Абу Илмама передал, что один мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! Каково право родителей перед сыном?», Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил:

    «Они твой рай или твой ад». (Сунан ибн Маджа, ч. 2, стр. 1208, № 3662) Это означает, что отношение к родителям определяет вхождение человека в рай или в ад.

  • Ислам предпочитает попечение и заботу о родителях добровольным дополнительным видам поклонения: добровольной молитве, добровольному посту и т.д. Абу Хурайра, да будет Аллах им доволен, передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Трое говорили, когда были детьми в колыбели: Иса сын Марйам (мир ему), один мужчина из сынов Исраила, посвятивший себя поклонению Аллаху. Его звали Джурайдж. Он поклонялся Аллаху в своей келье. К нему пришла мать, когда он молился, и обратилась к нему. Он сказал: «О Господи! Моя мать или моя молитва?» Он продолжил свою молитву, а мать ушла. На следующий день она пришла, обратилась к нему, а он сказал: «О Господи! Моя мать или моя молитва?» и продолжил свою молитву. На третий день повторилось тоже самое. Тогда мать сказала: «Господи! Пусть он не умрёт, пока не увидит лица блудниц». Сыны Исраила разговаривали и вспоминали о Джурайдже и его усердии в поклонении. Среди них была одна блудница, которая по красоте не имела себе равных. Она сказала им: «Если желаете, я совращу его». Она старалась его соблазнить, но он не обратил на неё внимания. Тогда она пошла к одному пастуху, совершила с ним прелюбодеяние и забеременела от него. Когда она родила, то сказала им: «Это сын Джурайджа». Люди разрушили его келью и стали его бить. Он спросил их: «В чём дело?», они в ответ сказали ему: «Ты совершил прелюбодеяние с этой блудницей и она родила от тебя», он сказал – Где младенец?. Они принесли младенца и Джурайдж сказал: «Я помолюсь. Дайте мне совершить молитву». Совершив молитву, он толкнул младенца в живот и спросил его: «Кто твой отец?», младенец ответил: «Мой отец такой-то пастух». Они расцеловали его, старались всячески угодить ему, предложили построить новую келью из золота, но он возразил им, сказав:

    «Нет, постройте её как и раньше, из глины». (Сахих аль-Бухари, ч. 3, стр. 1268, № 3253) Они так и сделали.

    Ислам отвёл первое место благодеянию к родителям, опередив джихад на пути Аллаха, если джихад не «фард айн» (обязателен для всех без исключения). Абдуллах ибн Амру ибн аль-Ас, да будет доволен ими Аллах, сказал: «Один мужчина пришёл к Пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я пришёл поклясться тебе в том, что переселюсь (в Медину) и буду бороться на пути Аллаха, желая награды от Аллаха Всевышнего». Пророк спросил его: «А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?», мужчина сказал: «Они оба живы », Пророк спросил его: «А ты хочешь получить от Аллаха Всевышнего награду?», мужчина ответил: Да. Тогда Посланник сказал ему:

    «Вернись к своим родителям и будь добр к ним»». ( Сахих Муслим, ч. 4, стр. 1975, № 2549)

  • Поскольку ислам имеет цель укреплять связи между людьми, а не порывать их, он предписал благодеяние к родителям и заботу о них, даже если они иноверцы. Асма, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Моя мать, а она была многобожницей, пришла ко мне. Я спросила Посланника Аллаха: «Моя мать пришла ко мне, желая получить что-то, так можно ли мне поддерживать с ней родственную связь?», он ответил:

    «Да, поддерживай с матерью родственную связь»». (Сахих аль-Бухари, ч. 2, стр. 924, № 2477)

  • Ислам остерегает от ослушания родителей, неповиновения им и не выполнения обязанностей по отношению к ним. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Поистине, Аллах Всевышний запретил вам ослушаться матерей, не платить то, что вы должны оплатить, просить то, на что вы не имеете права, закапывать новорождённых девочек заживо и считает порицательным пустословие, лишние вопросы и расточительство».(Сахих аль-Бухари, ч. 5, стр. 2229, № 5630)

  • Чтобы побудить мусульманина проявлять заботу и доброту по отношению к родителям, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пояснил, что проявление доброты и благодеяния к родителям являются поводом для того, чтобы Аллах Всевышний внимал его мольбам. Он сказал: «(Некогда) трое людей из числа живших до вас отправились в путь и шли до тех пор, пока не остановились на ночлег в какой-то пещере, но когда они вошли туда, с горы сорвался огромный камень и наглухо закрыл для них выход из неё. Тогда они сказали: «Поистине, от этого камня нас может спасти только обращение к Аллаху Всевышнему с мольбой о том, чтобы Он избавил нас от него за наши благие дела!». (После этого) один из них сказал: «О Аллах, у меня были старые родители, и по вечерам я никогда не поил (молоком) ни домочадцев, ни рабов до тех пор, пока не приносил молока им. Однажды поиски чего-то увели меня далеко от дома, а когда я вернулся, они уже спали. Я надоил для них молока, узнав же о том, что они заснули, не пожелал ни будитих, ни поить молоком домочадцев и рабов раньше их, а до самого рассвета ждал с кубком в руке их пробуждения . А потом (мои родители) проснулись и выпили своё вечернее питьё. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались из-за этого камня!» И после этого камень сдвинулся с места, открыв проход , но не настолько, чтобы они могли выбраться оттуда. Другой сказал: «О Аллах, поистине, была у меня двоюродная сестра, которую я любил больше кого бы то ни было из людей и желал её, но она противилась мне. Так продолжалось до тех пор, пока она не оказалась в крайней нужде. И тогда она пришла ко мне, а я дал ей сто двадцать динаров, чтобы она позволила мне распоряжаться собой. И она пошла на это; когда же я получил возможность овладеть ею, она сказала: «Побойся Аллаха и не ломай эту печать иначе как по праву!» И тогда я покинул её, несмотря на то, что любил её больше всех, оставив у неё то золото, которое я ей дал. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Ли

    ку Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!» И после этого камень опять сдвинулся с места, но проход был всё ещё не достаточно широк, чтобы они могли выбраться оттуда. Третий сказал: «О Аллах, поистине, однажды я нанял работников и заплатил всем им, кроме одного человека, который оставил то, что ему причиталось, и ушёл, я же использовал его деньги и приумножил их. А через некоторое время он явился ко мне и сказал: «О раб Аллаха, отдай мне мою плату». Тогда я сказал ему: «Платой твоей являются все эти верблюды, коровы, овцы и рабы, которых ты видишь». Он сказал: «О раб Аллаха, не насмехайся надо мной!» Я сказал:

    «Я не насмехаюсь над тобой», – и он забрал всё это и угнал, ничего не оставив. О Аллах, если я сделал это, стремясь к Лику Твоему, то избавь нас от того положения, в котором мы оказались!», и после этого камень сдвинулся настолько, что они смогли выбраться наружу и уйти». (Сахих аль-Бухари, ч. 2, стр. 793, № 2152)

  • Ислам считает благодеяние и доброту к родителям поводом для искупления прегрешений и для того, чтобы Аллах простил грехи. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими сказал:

    «Один мужчина пришёл к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «О Посланник Аллаха, я совершил великий грех. Могу ли я покаяться Аллаху?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Живы ли твои родители?» Мужчина ответил: «Нет». Пророк спросил: «А есть ли у тебя тётка (со стороны матери)?» Мужчина ответил: «Да». Пророк сказал: «Тогда оказывай благодеяния ей»». (Сахих ибн Хаббан, ч. 2, стр, 177, № 435) В исламе тётка (со стороны матери) по достоинству приравнивается матери. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

    «Тётка (со стороны матери) по достоинству приравнивается матери». (Сахих аль-Бухари, ч. 2, стр. 960, № 2552)

  • Ислам побуждает выполнять обязанности перед родителями и после их смерти. Малик ибн Рубай’а сказал: «Когда мы сидели у Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл мужчина из бани Салама и сказал: «О Посланник Аллаха, можно ли оказать благодеяние моим родителям после их смерти?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да, молиться за них, просить у Аллаха прощения для них, исполнить то, что было обещано ими, поддерживать родственные связи с теми, с кем ты связан только через них и оказывать благодеяния их друзьям»». (Сунан абу Дауд, ч. 4, стр. 336, № 5142)

 

Источник: http://www.womeninislam.ws/ru/right-of-mothers-in-Islam.aspx

Добавить комментарий