ПЕРВОЕ, О ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ СПРОШЕНЫ, — ЭТО НАМАЗ - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ПЕРВОЕ, О ЧЕМ ВЫ БУДЕТЕ СПРОШЕНЫ, — ЭТО НАМАЗ

Дополнительное после обязательного поклонение служит способом приближения раба к его Господу. Человек, будучи несовершенным, не может выполнять то, что предписано Аллахом, точно и безупречно. Как бы он ни старался, всегда есть вероятность допущения ошибок и недостатков. Поэтому, чтобы восполнить то, что было упущено при совершении обязательных поклонений, верующий должен обратиться к тому, что может дополнить это, то есть к желательным видам поклонения. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) говорил об этом:
«Первое, о чем будет спрошено у раба в День Суда, – это намаз. Если выяснится, что его намазы были такими, как следовало быть, то спрос с него будет легким. Если его намазы были негодными, то с него будет спрошено сполна. Если в поклонении раба, которое предписывал ему Аллах, будут какие-то изъяны, то Милостивейший Господь скажет: “Взгляните, не совершал ли Мой раб дополнительных молитв, кроме этого?”
И тогда то, в чем человек проявлял небрежность в обязательном, будет восполнено дополнительным, совершенным им. Также будет рассмотрено и каждое другое его поклонение». (Тирмизи, Салят, 188/413)
Однако из этого не следует, что надо оставить обязательное и обратиться к тому, что является дополнительным или второстепенным, В то же время неверным будет оставление без внимания желательного, ограничиваясь только обязательными предписаниями. Правильным для верующего будет спокойно и в меру возможностей стараться наряду с обязательным поклонением выполнять дополнительные и желательные. Верное понимание этого мы можем найти в жизни Посланника Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) и его сподвижников.
Также ошибочным будет и стремление верующего возместить пропущенные им по какой-либо причине обязательные поклонения, при этом полностью пренебрегая тем, что хоть и является второстепенным и дополняющим обязательное, но более актуально, чем то, что было упущено. Ведь то, что было упущено, за исключением некоторым исключением, может быть выполнено в любое время суток и даже года. А вот такие виды поклонений, как намаз после восхода солнца (ишрак), ночная молитва (тахаджуд) или намаз до полуденного намаза (духа), хотя и являются необязательными, но заключают в себе особое духовное благо. Раб не может ничем другим приблизиться к Аллаху, кроме как выполнением обязательных поклонений. Однако он имеет прекрасную возможность использовать для этого дополнительные средства. Сказано в хадисе-кудси:
«Если кто-то объявляет одному из искренних Моих рабов войну, тому Я также объявляю войну. Раб Мой не может приблизиться ко Мне ничем, кроме того, что Я предписал ему. Раб может совершать и дополнительное к этому, тогда Я возлюблю его. Если же Я полюблю раба Своего, то словно стану его слухом, зрением, руками, ногами, которые ведут его, и сердцем, которое внимает, и языком, который говорит.
И что бы он ни пожелал, он все получит. Если же он попросит у меня защиты, Я защищу его, и ничто не является для Меня более нелюбимым, чем лишение жизни Моего верующего раба, ведь он не желает этого, а Я не желаю того, чего не желает он». (Бухари, Рикак, 38; Ахмад, VI, 256; Хайсами, II, 248)
Дополнительные виды поклонения, совершаемые верующим, помогают сохранить свежесть веры, смягчают сердце, делают его более чувствительным и просветляют лик. Тот, кто постоянен в совершении нафиль-поклонений, и выполняет их с трепетом и пробужденным сердцем, удостаивается больших духовных переживаний и возвышенных желаний в восторге веры. Поэтому радость и счастье будущей жизни станут достойным воздаянием за это.

Добавить комментарий