МУДРОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

МУДРОСТЬ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА

В тех обязанностях, выполнение которых требует от нас наша религия, а также в отказе от того, что является запрещенным, содержится много пользы и мудрости, как для человека, так и для общества в целом. Ни в одном из приказов или запретов Аллаха Всевышнего нет бесполезности, ничто не было приказано просто так.

Наша религия хочет, чтобы каждый член общества был гармоничным, надежным и терпимым. С этой целью были установлены определенные запреты. Одной из целей поклонения является удержание мусульман от совершения дурного и от попрания прав других. Например, в заключении аята, вменившего пост в обязанность, говорится именно об этом: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

В основе обязательности поста лежит необходимость контроля мусульманином своего желания к еде, питью, разговорам и прочему.

Существует множество хадисов, раскрывающих сокровенные тайны поста. В этом разделе мы расскажем о некоторых из них.

  1. Пост является щитом от адского пламени:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) уподобил пост щиту. Так же как щит защищает человека от ран, также и пост защищает человека от огня ада. Следующий хадис ясно говорит об этом: «Как щит защищает вас в бою, так же и пост защищает вас от огня ада» (Ибн Маджа, Саум, 1)

  1. Пост препятствует совершению запретного:

Известие о том, что пост был предписан для того, чтобы защитить человека от всего дурного и запретного, направлено на то, чтобы подчеркнуть место этого вида поклонения, как в личной жизни человека, так и в жизни общества. Аллах Всевышний в 45 аяте суры аль-Анкабут сообщает о том, что намаз оберегает человека от мерзости и предосудительного. Таким же образом и пост должен оберегать человека от всего запретного и дурного. Человек, соблюдающий пост, воздерживается от дурных слов и поступков. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так говорит об этом: «Пост является щитом, и пусть никто из вас не произносит дурного слова во время поста, проявляя тем самым свое невежество. И если кто-либо станет приставать к вам или ругаться, то говорите ему:“Я в посте, я в посте”» (Бухари, Саум, 9; Муслим, Сыям, 30).

Смыслом поста является не только обуздание своих желаний и страстей, но также защита своего языка от дурных и непристойных слов. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пост не состоит лишь в том, чтобы отказаться от еды и питья. В то же время пост включает в себя отказ от плохих, непристойных и грубых слов. Если кто-либо станет приставать к тебе, ругать тебя, кричать или грубо обращаться с тобой, скажи ему: “Я в посте, я в посте”» (Мунзири, II, 148, № 4).

Если пост не оберегает человека от запретного и дурного, это означает, что цель поста не была достигнута. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу: «Тот, кто не откажется от лживых слов и обмана, (пусть знает что) Аллах не нуждается в его отказе от еды и питья» (Бухари, Саум, 8; Абу Дауд, Саум, 25; Тирмизи, Саум, 16; Ибн Маджа, 21). Этот хадис указывает на то, что целью поста является воспитание нравственности и поведения и оберегание человека от плохих и запретных поступков.

Таким образом, человек, соблюдающий пост, должен избегать лжи, лживых свидетельств, злословия, клеветы, хитрости, обмана, бранных слов и плохих поступков; должен быть честным в делах и в работе, в словах и договорах, при совершении купли и продажи.

  1. Пост помогает обузданию страстных желаний:

Пост препятствует совершению человеком развратных и аморальных поступков. Передается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по этому поводу сказал: «Тот, кто обладает возможностью жениться, пусть женится. Так как брак защищает глаза (от взглядов на посторонних женщин) и половые органы (от совершения запретного). Тому же, кто не имеет возможности жениться, я рекомендую поститься. Так как пост обладает особенностью усмирять страсть» (Бухари, Саум, 10).

Причиной совершения человеком греховных поступков, как правило, являются две вещи. Первое – это страсть, а второе – язык и желудок. Мусульманин, который может контролировать свою страсть, язык и желудок, и прилагает к этому все необходимые усилия, выполняет тем самым возложенные на него обязанности раба, воздаянием за которые станет рай. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Тому человеку, который даст гарантию, что сможет контролировать свою страсть и язык, я гарантирую, что он войдет в рай» (Тирмизи, Зухд, 60). «Тот человек, которого Аллах защитит от зла языка и половых органов, войдет в рай» (Тирмизи, Зухд, 60).

  1. Пост – это воспитание терпения и воли:

Пост – это отказ от желаний нафса через приложение усилий воли. С этой точки зрения, пост является воспитанием воли. В то же время, с точки зрения противостояния трудностям, вызванным голодом и жаждой, это является воспитанием терпения. Аллах Всевышний в следующих аятах призывает верующих к терпению: «О те, которые уверовали! Просите помощи терпением и намазом. Воистину, Аллах с терпеливыми» (аль-Бакара, 2/153). «Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью, без счета» (аз-Зумар, 39/10).

Одним из путей воспитания терпения является пост. Так как сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пост – это половина терпения» (Тирмизи, Дават, 86); «Месяц Рамадан – это месяц терпения» (Ибн Маджа, Тахарат, 43); «Терпение – это свет» (Ибн Маджа, Тахарат, 5).

Для того чтобы человек смог добиться успеха в этой жизни и успешно противостоять ее трудностям, он должен обладать сильной волей и терпением. И что касается контроля над своими желаниями и страстями, то пост является очень эффективным методом.

 

ПОЛЬЗА ОТ СОБЛЮДЕНИЯ ПОСТА

 

  1. Обуздание плотских страстей:

Посредством поста человек воспитывает свой нафс – мир внутренних желаний, который постоянно стремится заглушить наставления Создателя. По­этому, если человек не хочет стать рабом своего тела, он должен возвести преграду на пути своих страстей. С точки зрения укрощения и обуздания желаний пост является очень эффективным методом. С его помощью, воздерживаясь от греховного, верующие стараются сохранить свою духовность. С другой стороны, естественно, что чревоугодник, не знающий меры в еде, питье, окажется на поводу своих прихотей. Но пост в месяц Рамадан заставляет понять  каждого человека, что он бессилен и нищ, и что он является не хозяином, а рабом. Человек осознает, что он всего лишь созданный, и его первостепенной обязанностью является поклонение своему Создателю. Человек, размышляя над своей сутью, придет к богобоязненности и благодарности перед Всевышним Аллахом.

  1. Самосовершенствование:

От осознания того, что мы соблюдаем пост ради нашего Создателя, сотворившего нас, от осознания того, что мы являемся Его созданиями, мы искренне исполняем веления нашего Творца. А искреннее выполнение своих обязанностей перед Аллахом Всевышним, в свою очередь, дает в полной мере прочувствовать дары, скрытые Им в поклонении.

Поэтому во время поста человек становится более внимательным. Он чувствует, как от поста в него вселяется уверенность и спокойствие, в его сердце растет любовь к Всевышнему, Пророку и к окружающим его людям. Такие черты характера, как высокомерие, гордыня и не­приязнь, оборачиваются покорностью, послушанием и стремлением помочь окружающим. Он становится терпеливее и выносливее, его не страшат тяготы мирской жизни и не одолевает страх завтрашнего дня. С каждым новым днем поста он крепнет, и одновременно усиливаются его вера в Единственного Творца и понимание великой милости. Восприятие вещей, благодаря посту, становится более глубоким и осознанным.

  1. Воспитание чувства благодарности:

Соблюдая пост в месяц Рамадан, человек приучается быть благодарным. Пост позволяет мусульманину стать ближе к Аллаху Всевышнему. Именно осознание находящимся в посте значения неисчислимых благ Аллаха, данных человеку, устанавливает крепкую связь между Творцом и сотворенным. Аллах посредством поста дает людям возможность лучше Его понять. Ведь этому пониманию препятствует столько преград: внутри – нафс и бесконечные страсти, снаружи – мирские наслаждения.

Осознать ценность воды рыба может, лишь очутившись на суше. Подобно рыбе, мы тоже не до конца осознаем ценность и не придаем должного значения тем благам, которыми мы окружены. Лишь оказавшись вдали от них, мы можем осознать, чего лишились. Аллах Всевышний говорит: «Неужели вы не видите, что Аллах подчинил вам то, что на небесах, и то, что на земле, и одарил вас сполна Своими явными и незримыми бла­гами?» (Лукман, 31/20).

Человек, живущий в достатке, у которого нет проблем с пропитанием, не сможет понять голодающего, а не прочувствовав настоящего голода, он не сможет познать истинную ценность благ, даруемых Аллахом. Зачастую человек не ценит своего здоровья, пока не подвергнется болезни, молодости, – пока не наступит старость, силы и бодрости, – пока не ощутит немощь и слабость. Человек в расцвете сил и возможностей ощущает полноту жизни, мнит себя могучим, способным достичь всего и вся. Между тем, он очень слаб, беспомощен и уязвим. И если Господь обделит его Своей милостью, он останется голодным и обездоленным. Соблюдая пост, человек осознает, как нуждается он в милосердии и участии, как ему необходимы забота и уход. Поэтому Всевышний Аллах установил пост, который поможет человеку стать благодарным. Отстраняя на время нас от этих благ, Аллах как бы советует не пренебрегать ими. Осознание сути и источника благ приумножает их. Каждый человек, поняв эту мудрость, должен благодарить Всевышнего Аллаха за оказание столь великой милости по отношению к нам – Его созданиям. Благодарение Всевышнего за ниспосланные нам дары, в свою очередь, является причиной их приумножения.

Естественно, что такое понимание сути вещей проникает в душу человека, и затем он будет и вне Рамадана стремиться жить ради довольства Господа. Всевышний Аллах сказал в Священном Коране: «Если вы будете благодарны, то Я одарю вас еще большим. А если вы будете неблагодарны, то ведь мучения от меня тяжки» (Ибрахим, 14/7).

Он, с одной стороны, – сулящий милость, с другой стороны, – предостерегающий возможным наказанием. Милость Всевышнего Аллаха и кара зависят от того, благодарны мы или не благодарны за дарованные нам щедроты.

  1. Побуждение к милосердию

Пост напоминает нам о существовании бедных и нуждающихся и побуждает нас к милосердию. Человек – существо, по божественной воле Все­вышнего «запрограммированное» жить в сообществе с другими. И по божественному волеизъявлению среди членов общества соседствуют господа и слуги, богатые и бедные, здоровые и больные, молодые и старые. Люди, пре­бывающие в этой разнородной среде, на протяжении своей жизни нуждаются в помощи друг друга по различным причинам. Если взглянуть на этот вопрос с точки зрения поста, то те, кто не испытывает никаких материальных про­блем и живет в довольстве и достатке, в полной мере не может по­нять состояние тех, кто живет в тисках бедности и нужды. Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), являющийся примером для всего человечества, сам заботился о близких, родных и побуждал к этому остальных. Передается, что ‘Айша (радыйаллаху ‘анха) сказала: «Посланник Аллаха никогда не ел досыта в течение трех дней подряд. Если бы он пожелал, то ел бы достаточно. Но он предпочитал кормить бедных, оставаясь (при этом) голодным» (Ибн Маджа).

Наставляя на праведный путь, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил следующее: «Не является верующим тот, кто ложится спать сытым, в то время как его сосед остается голодным» (Ат-Табарани, Абу Йа‘ля).

Пост – религиозный обряд, который является средством, способствующим тому, чтобы «сытый голодного разумел», и в этом отношении никакой иной обряд не может заменить его. Пройдя через это испытание, обеспеченный человек, в ком не угасло милосердие, не исчезла доброта и человечность, проникнется деятельным участием к бедным и обездоленным. Постящийся ощутит равенство со своими постящимися братьями, так как он постится с ними и одновременно с ними разговляется. Он испытывает единение с ними. Постящиеся должны понимать, что они равны перед Всевышним Аллахом и отличаются лишь степенью богобоязненности.

  1. Пост – это проявление силы веры:

Смысл поста не сводится лишь к воздержанию от еды, питья и половых отношений на определенный срок. Все это – сфера поста, относящаяся к материальной, телесной стороне. Общеизвестна способность йогов подолгу оставаться без еды и воды за счет силы воли и духовных усилий. Издавна известны факты, что некоторые мистики путем испытания и истязания тела достигали определенных духовных высот. Но ни йоги, ни мистики не достигли ничего, что сулило бы блага мира вечного, ибо воздержание в еде и питье, аскетизм приносят благо чело­веку, только когда они совершаются в богоугодных целях, то есть ради Своего Создателя. Эти цели в Исламе проявляются в форме поста. Люди же другого пути могут достичь некоторых феноменальных состояний, но они не являются и не могут являться истинно богоугодной целью и устремлением.

Но все же важно усилием воли воздерживаться от еды. Воздержание от пищи говорит о том, что мусульманин имеет крепкую веру в Аллаха Всевышнего. Только если вера истинна и сильна, верующий не будет думать о еде в запретное время. Даже в самое знойное лето, когда пересыхает горло от жажды, истинно верующий не выпьет и капельки воды. Мусульманин держит пост в течение всего месяца только из-за глубокой веры, веря в награду жизни будущей.

  1. Облагораживание души:

Пост облагораживает душу человека, приучает к добру, дисциплине, покорности, терпению и преданности. Благодаря посту сердце постящегося озаряется светом. Появляется желание совершать как можно больше благочестивых поступков и возникает сильное стремление стать лучше во всех отношениях.

Пост в истинном и полном смысле охватывает физическое и духовное состояние человека. Например, недопущение злословия и сплетен, греховных помыслов и желаний, непристойных речей и т.п. Это становится возможным при соблюдении принципов, которым мусульманин призван следовать на протяжении всей жизни. Иными словами, пост может обрести истинный смысл, когда в Рамадан, именуемый «месяцем Корана», уста произносят слова Корана и возносят молитвы Аллаху, рука, дарящая милостыню и рассыпающая щедроты, «опережает ветер», ноги спешат, чтобы донести до людей истины Ислама.

  1. Пост принадлежит Творцу:

Пост является исключительно индивидуальным поклонением. Все поклонения включают определенные внешние движения, но в посте все иначе. Например, в намазе человек стоит, сидит, склоняется, совершает земные поклоны. Все эти действия видны. В хадже человек совершает многочисленные ритуалы вместе с тысячами людьми. Закят также дается, как минимум, в присутствии двух людей – дающего и получающего. Эти действия нельзя скрыть. Если человек совершает их, то они становятся известны другим людям. Но пост является исключительно личным поклонением.

Только Всевышний Аллах знает, что Его раб постится. От человека требуется принять пищу до рассвета и воздерживаться полностью от еды и питья до времени окончания поста. Но если он тайно поест или попьет между этими моментами, то об этом, кроме Аллаха, никто не узнает.

  1. Экономность:

Пост охраняет человека от расточительства и бесполезных трат и приучает его к благодарению Всевышнего за предоставленные блага. Чело­век, привыкший делать то, что ему хочется и когда хочется без ограничений, соблюдая пост, будет вынужден обуздывать свои желания. Например, тот, кто привык насыщать желудок, когда взбредет в голову, потакать своим прихотям, во время поста обязан дождаться вечера и через это самоограничение научится быть бережливым и отрешится от безалаберного образа жизни.

  1. Пост способствует укреплению здоровья:

Пост излечивает не только дух человека, но и приносит пользу его физическому состоянию. Он нормализует работу желудка, дает отдых пищеварительной системе, очищает кишечник, выводит из организма различные шлаки и укрепляет его. Известный ученый, получивший Нобелевскую премию в 1940 году, доктор Алекс Каррел в своем труде «L’Hamme, Cet İnconnu» подчеркнул, что пост очень полезен для здоровья человека, так как все выделительные системы во время поста работают на выброс токсинов и других накопившихся в организме вредных веществ, при этом омолаживая весь организм. Во время поста организм вынужден жить за счет собственных тканей, и в первую очередь он поедает больные, переродившиеся клетки, мало того, наряду с разрушением больных клеток организм производит новые, абсолютно здоровые. Таким образом, во время поста восстанавливаются и обновляются ткани, происходит их омоложение, исчезают спайки, опухоли, окостеневшие участки. Пост полезен при многих заболеваниях, а также помогает курящим сделать передышку и способствует отвыканию от этой привычки. Даже ведущие диетологи признают, что самой эффективной и полезной диетой является голодание. К тому же пост улучшает работу мозга. Потребность мозга в кровообращении очень велика, он перекачивает одну четвертую ее часть. А при наполненном желудке кровь в мозг поступает в недостаточном количестве, так как желудок начинает эффективно работать, и кровь поступает «на помощь желудку». В это время мозг функционирует недостаточно, и его возможности резко снижаются, появляются усталость, лень и желание сна, не остается места раз­мышлениям и раздумьям.

Пост в месяц Рамадан содержит безграничную Щедрость, Милость и Мудрость, но люди, не зная того, не обращают на это внимания и не придают посту значения. Мы знаем, что он очень полезен с духовной, общественной и физической сторон, но мы не должны соблюдать его ради того, чтобы, например, избавиться от лишнего веса, а должны поститься только ради нашего Создателя – Аллаха, чтобы заслужить Его милость и прощение. Аллах – наш Создатель, и Он лучше знает Своего раба и его потребности, поэтому в поклонении люди извлекают для себя только пользу. Предостерегая нас от возможных ошибок, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Есть много постящихся людей, которые, соблюдая пост, не получают ничего кроме голода и жажды. Есть много молящихся по ночам людей, которые не получают от молитвы ничего, кроме усталости» (Ибн Маджа).

Мусульмане и мусульманки, не жалея сил, должны всем сердцем стремиться к тому, чтобы быть похо­жими на тех, кого любит Аллах Всевышний.

  1. Аллах Всевышний воздаст нам за наш пост:

Воздаяние Аллаха, которое мы получаем во время поста, очень велико. Перечислим причины этого:

— во время поста людям присуща глубокая искренность, о лицемерии не может быть и речи, поскольку человек держит пост не только при всех, но и когда остается один. Только Аллах видит, что делает мусульманин, когда остается один, и что у него на душе;

— имеет место самопожертвование, ибо постящийся отказывается на время от самого насущного из необходимого для жизни – пищи. Однако отказ от пищи физической компенсируется пищей духовной. Суть поста заключается в том, что мусульманин отворачивается не только от всего грешного, но и от определенной доли дозволенного.

Пост месяца Рамадан является наиболее важным путем укрепления веры мусульманина в Милостивого и Милосердного Аллаха, в Его законы и предписания, переданные людям через Священный Коран и Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). Пост – это прекрасный путь заслужить милость Аллаха и получить прощение грехов.

 

Добавить комментарий