ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАМАДАНА - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ РАМАДАНА

Завершился самый важный для мусульман месяц добра и благих дел – месяц Рамадан. Месяц, когда мы стараемся изменить свои поступки, поведение, улучшить нравственные качества и привычки. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّ اللَّهَ لَا يُغَيِّرُ مَا بِقَوْمٍ حَتَّى يُغَيِّرُوا مَا بِأَنفُسِهِمْ

«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура Ар-Ра’д, аят 11).

Это месяц, в который важно настроиться на усиленное поклонение, осознать особенность этого времени и стремиться преуспеть в благих деяниях. В течение этого времени верующие приучают себя к различным видам поклонения: посту, дополнительным намазам, чтению Корана, поминанию Аллаха; а также сторонятся всего греховного. Тот, кто застал этот месяц и не изменил себя к лучшему, продолжая при этом совершать грехи, поистине, потерпел величайший убыток.

К сожалению, мы видим, что стоит только завершиться этому месяцу, и мечети вновь пустеют, видим, что люди утратили пыл и усердие в стремлении к благому и отстранении от греховного, люди вернулись к «обычной жизни», забыв о поминании Аллаха.

Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Глупцы с трудом переносят месяц Рамадан из-за того, что их утруждает поклонение в этот месяц – молитвы и пост. Многие из этих невежд совершают молитву только в Рамадан, во время поста. Многие из них избегают тяжких грехов только в Рамадан, и по этой причине он им кажется затяжным, их душе тяжело расставаться с грехами, из-за чего они считают дни и ночи (до завершения Рамадана), чтобы вернуться к грехам. Такие люди упорствуют в грехах, зная об этом; это несчастные люди. И среди них есть такие, кто не может удержаться от грехов даже в Рамадан» («Аль-Лятаиф», стр. 158)

Однажды Бишру аль-Хафи (да смилуется над ним Аллах) сказали: «Поистине, есть люди, которые проявляют усердие в поклонении лишь в Рамадан», на что он ответил: «Плох тот народ, который вспоминает Аллаха лишь в Рамадан! Поистине, праведник – это тот, кто проявляет усердие в течение всего года!» («Аль-Лятаиф», стр. 396)

Наши праведные предшественники больше беспокоились за принятие своих дел, чем за их совершение. Они в течение шести месяцев обращались к Аллаху с мольбами о том, чтобы застать месяц Рамадан, затем молили шесть месяцев, чтобы Он принял их деяния.

Признаки принятия благих деяний:

1. совершение благих поступков как в Рамадан, так и после него, а также постоянство в этом;

2. открытие сердца для поклонения, ощущение сладости поклонения и радость от совершаемого благого поступка;

3. покаяние в прошлых грехах;

4. страх о том, что благие дела, совершённые в этот месяц, не будут приняты;

5. ревность за религию и ненависть к проявлению греха.

Поклонение Всевышнему Аллаху после Рамадана считается большим признаком принятия благих деяний. Всевышний Аллах говорит:

وَاعْبُدْ رَبَّكَ حَتَّى يَأْتِيَكَ الْيَقِينُ

«Поклоняйся Господу твоему, пока убеждённость (смерть) не явится к тебе» (сура Аль-Хиджр, аят 99).

Люди должны проводить всё время в поклонении Аллаху как в течение месяца Рамадан, так и после него, ибо послушание Всевышнему Аллаху не ограничивается одним месяцем.

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (да смилуется над ним Аллах) сказал:

أن معاودة الصيام بعد صيام رمضان علامة على قبول صوم رمضان فإن الله إذا تقبل عمل عبد وفقه لعمل صالح بعده كما قال بعضهم: ثواب الحسنة الحسنة بعدها

«Соблюдение поста после месяца Рамадан считается признаком того, что пост в месяц Рамадан принят, так как если Аллах принимает какое-либо деяние раба, то даёт ему возможность совершать благое дело после него, как сказали некоторые учёные: “Награда за хороший поступок – хороший поступок после него”». («Аль-Лятаиф», стр. 221)

Некоторые советы, которые помогут регулярно совершать праведные деяния:

1. мы должны быть искренне и решительно настроены постоянно совершать добрые дела при любых обстоятельствах. Для этого нужно держаться подальше от слабости и лени. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) искал убежища у Аллаха от слабости и лени, учитывая их ужасные последствия, читая дуа:

اللَّهُمَّ إنِّي أعُوذُ بكَ مِنَ العَجْزِ والكَسَلِ

Аллахумма, инни а’узу бика мин аль-‘аджзи, валь-касали (О Аллах, поистине, я прибегаю к Твоей защите от слабости и лени) (Аль-Бухари);

2. умеренность очень важна, мы не должны перегружать себя.

Сообщается, что ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

سُئِلَ النبيُّ صلَّى الله عليه وسلَّم: أيُّ الأعمال أَحَبُّ إلى الله؟ قال: أَدْوَمُها وإنْ قَلَّ

«Однажды Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) спросили: “Какие дела Аллах любит больше всего? ” – и он сказал: “Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и мало”». (Аль-Бухари, Муслим)

Учёные комментируют, что этот хадис побуждает к постоянству в делах, а также в нём говорится о том, что небольшое, но неуклонно совершаемое дело лучше, чем значительное, но непостоянное;

3. мы должны знать, что недопустимо отказываться от благих деяний, которые мы совершали ранее. Со слов Абдуллы ибн Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается:

يا عبد الله لا تكن مثل فلان كان يقوم من الليل فترك قيام الليل

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал мне: «‘Абдуллах, не будь подобен такому-то, который выстаивал ночной намаз, а затем оставил его» (аль-Бухари и Муслим);

4. ежедневный отчёт за свои деяния (мухасаба).

Анализируйте свои поступки и дела прошедшего дня, делая выводы и извлекая полезные уроки. Посредством этого вы сможете увидеть, удалось ли вам закрепить на практике ваши хорошие привычки.

Прошу Всевышнего Аллаха принять наш пост, наше поклонение и другие праведные деяния.

 

Источник https://darulfikr.ru/articles/zhizn-posle-ramadana/

Добавить комментарий