Первое мусульманское культурно-просветительское общество благотворительное «Хайрия» (Благотворительность)
Притчей о тех, кто расходует свое имущество на пути Аллаха, является притча о зерне, из которого выросло семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зерен. Аллах увеличивает награду, кому пожелает. Аллах — Объемлющий, Знающий. Тем, кто расходует свое имущество на пути Аллаха и не сопровождает свои пожертвования попреками и оскорблениями, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (аль-Бакара/2, 261-262)
Одной из светлых страниц из истории мусульман дореволюционной Самары является Первое мусульманское культурно-просветительское общество благотворительное «Хайрия» (Благотворительность), основанное в 1907 году при нашей мечети, на тот момент первый магометанский приход Самары.
22 сентября 1907 г. в Самаре губернатор В. В. Якунин утвердил устав официальное открытие, которого состоялось 3 декабря 1907 г. в помещении Самарской биржи. Председателем общества был избран имам мечети Мухамедфатих хазрат Муртазин. Казначеем — С. Маннафов, секретарем — Х. Аптеков, а членами Совета общества были торговцы — самарский мещанин Сунгатулла Хамидуллович Халфеев, Аглиулла Яббарович Узбеков, Махмуд Хусаинович Баишев. Почетным членом общества общим собранием 9 ноября 1908 г. был избран ахун Шигабетдин хазрат Минюшев.
Учредителями были заложены в уставе несколько направлений по реализации поставленной цели. За обществом признавалось право издания трудов своих членов, а также произведений, распространение которых допускалось законом, открытия ремесленных и других школ, что в будущем позволило бы мусульманам — недавним выходцам из деревень — адаптироваться в городской поликультурной среде, содержать стипендиатов в высших и специальных учебных заведениях, устраивать санатории для бедных учащихся, оказывать помощь социально незащищенным, проводить публичные лекции, литературные вечера, курсы прикладных знаний, народные митинги.
Несмотря на отсутствие в городе крупной национальной буржуазии, способной финансировать значительную благотворительную деятельность, лидеры выдвигали прогрессивные идеи, направленные на национальное и культурное возрождение мусульманских народов. Так, согласно §1 Устава, Общество ставило своей целью просвещение лиц мусульманского вероисповедания путем распространения образования, всестороннего и точного знакомства их с политическими и экономическими правами, оказание нуждающимся материальной помощи. В связи с этим в 1908 году в нашей мечети начал издаваться единственный в Российской империи экономический журнал на татарском языке «Иктисадъ». («Экономика»). Редактором стал Мухаметфатых хазрат Муртазин. Журнал выходил на протяжение 5 лет один раз в месяц и освещал на своих страницах широчайший спектр вопросов развития промышленности, сельского хозяйства, состояния финансовой, кредитной системы, экономического образования в России и зарубежных странах. Печатались также материалы о татарской и мусульманской жизни региона и всей империи.
Культурно-просветительская деятельность Общества связана с колоритной фигурой его председателя Ф. Ш. Муртазина — выходца из семьи муллы д. Сендек Симбирской губернии, получившего образование сначала в г. Самаре, а затем продолжившего обучение в медресе при Юнусовской мечети в Казани.
Деятельность общества распространялась на всю территорию Самарской губернии. Предполагалось, что оно станет главным, координирующим центром подобных общественных организаций в Самарском Поволжье. Мы пока не располагаем сведениями о том, на какие средства содержалось самарское общество. Скорее всего оно содержадось за счет поступления закята и прочих пожертвований мусульман Самары и губернии. Так же в результате реализации принятых Первым мусульманским культурно-просветительским обществом мер в 1907 г. в городе была открыта бесплатная библиотека для мусульман, которой заведовал Гадиулла Батталов, в помещениях мусульманских школ в первом и третьем приходах в 1908 г. было организовано вечернее обучение татарской грамоте для взрослых Для ведения преподавательской деятельности приглашались учителя. Летом 1908 г. при медресе первого и второго приходов были устроены классы русского языка. В 1913 г. в Самаре уже действовали 4 русско-татарские школы. Родной язык в школах преподавали 4 хальфы, которым городская управа ежегодно платила жалованье. Ежегодно в школах отмечали Маулид-байрам, на котором для учеников рассказывали биографию Пророка, демонстрировались учебные кинофильмы по истории и географии, декламировались стихи, устраивалось чаепитие, шакирдам раздавались подарки от благотворителей. В составе Первого культурно-просветительского общества действовала комиссия попечения о бедных, куда входили Хамидулла Сагитов, Хабибулла Хамидуллин, Зиниятулла Юсупов, Сафиулла Юнусов, Абдулзабар Салямов, Гизятулла Нигматуллин.
Видимо, для улучшения своей деятельности из этой комиссии в 1909 г. «вырос» попечительский совет «Хайрия» (Благотворительность), в который входило около десятка торговцев. Совет возглавлял известный самарский «ломовик» (предприниматель, державший ломовых лошадей и занимавшийся извозом), ставший в последствии гласным(депутатом) Самарской Городской Думы Махмуд Баишев. Именно благодаря активной общественной деятельности М. Х. Баишева в городской думе был положительно решен вопрос о выделении земельного участка для строительства мечети в 1907 года. (Она стояла на месте цирка и Дворца спорта, открылась в июле 1913 года). К сожалению, судьба деятельности данного общества была недолгой. Несмотря на почти единодушное отрицание представителями местных властей панисламистской пропаганды, в правительственных кругах постепенно утверждалось мнение об усилении позиций ислама в империи. Деятельность благотворительных заведений мусульман также воспринималась как объединение инородцев на почве исключительно национальных и религиозных интересов. К середине 1913 г. в России было закрыто 22 культурно-благотворительных общества, 13 из которых были мусульманскими. Подобная участь постигла и Первое мусульманское культурно-просветительское общество Самары, которое было закрыто 17 марта на основании предписания МВД от 11 января 1913 г. В связи с тем, что общество ставило своей целью знакомство мусульман с политическими и экономическими правами, оно было обвинено в том, что является организацией политического характера, «имеющей своей конечной целью обособление интересов мусульман на религиозно-национальной почве». Проявлением политической направленности деятельности общества, по мнению МВД, являлось и содержание §4 устава, согласно которому обществу предоставлялось право устройства «народных митингов».
За короткий срок своего существования (1907–1913гг.) общество «Хайрия» способствовало развитию культурно-просветительской, благотворительной деятельности среди мусульман города: курировало татарские школы при мечетях, издательство журнала «Иктисадъ», бесплатную мусульманскую библиотеку, магазин для торговли книгами, проводило религиозные и светские культурные мероприятия, осуществляло попечение над ученикам-шакирдами бедными мусульманами.
Последующие события такие как Первая мировая война и революция 1917 года помешало возобновлению деятельности общества. Но, несмотря на все это мусульмане Самары продолжали активно заниматься благотворительной деятельностью. Опыт членов общества «Хайрия» пригодился во время Первой мировой войны, при организации помощи армии, беженцам и российским военнопленным, находящимся в германском и австрийском плену. Активно оказывали помощь пленным мусульманам Османской империи, находящихся в лагерях для военнопленных на территории Самары. Которые в последствии не окажутся в долгу и окажут посильную помощь голодающим мусульманам Поволжья, во время страшного голода в начале 20-х годов, прошлого столетия. Поступившую помощь будут распространять так же бывшие активисты общества. Многие пожертвуют огромные личные средства на помощь голодающим. Благодаря их деяниям будут спасены тысячи людей от голодной смерти. Сотни шакирдов получали образование благодаря покровительству этих великих людей. Многие сироты, вдовы, а так же нуждающиеся люди были на их попечении…
Да воздаст им Всевышний сполна за их благие дела! Аминь!