Священный месяц Рамадан – месяц милости. Рамадан дает возможность заново увидеть
неисчислимые сокровища, которыми мы одарены. Пост, который Всевышний Аллах приказал соблюдать в этом месяце, заставляет нас отказаться от радостей, проходящих и обращает к радостям вечным. Поститься следует в атмосфере непрерывного поклонения. Главная задача поста – обуздать свой нафс, сведя его влияние к минимуму. Пост тренирует терпение и волю, учит сдерживать плоть и возвышает дух. Воздержание от еды еще раз напоминает о ценности благ, дарованных Всевышним Аллахом, оживляя в сердцах благодарность Ему. Пост заставляет вспомнить о неимущих, пробуждая чуткость и сострадание. Пост ставит заслон порождающим нестабильность в обществе порокам, таким как зависть и злоба.
Значение поста неоценимо, он был предписан не только нашей умме, но и тем, кто был раньше:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же, как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! Он предписывается вам на отсчитанные дни» (аль-Бакара, 183-184).
Поклонения, предписанные Исламом, – словно лекарства от различных болезней души. Они способны излечить и от чрезмерной склонности к развлечениям, и от тяги к обманчивой красоте, и от потакания нафсу. В мекканский период у мусульман, несмотря на то, что они потеряли все свое имущество, а жизнь их была под угрозой, не было риска заболеть подобными болезнями. Но после того как, совершив Хиджру, они спаслись от гнета кяфиров, их материальное положение начало выравниваться. Для защиты от духовных недугов они стали нуждаться в воздержании. Приближался месяц Рамадан второго года Хиджры, и пост стал для мусульман фардом. Подобно тому, как прием лекарства назначают только на определенный срок, дни поста тоже ограничены. Ведь если принимать какое-нибудь лекарство постоянно, то организм к нему привыкнет, и оно перестает действовать.
Так же и пост – если держать его без перерыва, это не принесет пользы ни душе, ни телу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от этого своего сахаба, однажды сказавшего: «Я проведу в посте всю оставшуюся жизнь».
Подобно тому, как прием лекарства назначают только на определенный срок, дни поста тоже ограничены. Ведь если принимать какое-нибудь лекарство постоянно, то организм к нему привыкнет, и оно перестает действовать. Так же и пост – если держать его без перерыва, это не принесет пользы ни душе, ни телу. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предостерег от этого своего сахаба, однажды сказавшего: «Я проведу в посте всю оставшуюся жизнь».
То, что все мусульмане постятся в одно и то же время, сплачивает их, заставляет тоньше чувствовать друг друга. Особая мудрость скрыта в том, что месяц Рамадан перемещается сквозь все времена года.
Выпадая на разные сезоны и перемещаясь через дни короткие и длинные, холодные и жаркие – он благословляет каждый день в году. Подобное перемещение несет верующим чередование испытаний и возможность вкусить самые различные духовные наслаждения. Это делает легким
выполнение предписания, казалось бы, непростого.
В Коране пост ограничен месяцем Рамадан. Сначала Всевышний обращается к верующим:
«О те, которые уверовали! Предписан вам пост» (аль-Бакара, 183)
Потом говорится об уммах, предшествовавших нашей:
«так же, как он предписан тем, кто был до вас» (аль-Бакара, 183)
Затем говорится о том, что пост надо соблюдать в течение определенного срока:
«Он предписывается вам на отсчитанные дни» (аль-Бакара, 184)
Далее следует повествование о превосходстве месяца Рамадан и переносе поста при некоторых обстоятельствах для облегчения:
«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран, – истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], – пусть проводит его, постясь.
А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней [определенных для
поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Может быть, вы будете благодарны!»
(Аль-Бакара, 185)
Пост занимал особое место не только в жизни избранника Всевышнего Аллаха – Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), но также служил подготовкой к откровениям другим Пророкам. Так, Посланник Аллаха Муса (мир ему) сорок дней и ночей пребывал без еды и питья, пока ему не была ниспослана Тора. Посланник Аллаха Иса (мир ему) не ел и не пил сорок дней и ночей до ниспослания Инжиль (Евангелия). Посланник Аллаха Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), до встречи с Джабраилем и ниспослания первых аятов Корана провел целый месяц в уединении неподалеку от Мекки в пещере Хира, целиком отдавшись поклонению. Все это говорит о том, что главная польза поста – духовная. Нельзя рассчитывать на довольство Всевышнего Аллаха постом, который соблюдается ради разгрузки желудка или для похудения. То же самое можно сказать и о намазах, совершаемых машинально или «для зарядки». В любом служении довольство Всевышнего Аллаха должно быть единственной целью, достичь которую возможно лишь возвысившись душой.
На протяжении месяца Рамадан особое внимание надо уделять следующим пунктам:
1. Шахада.
2. Истигфар (мольба о прощении) и зикр.
3. Для того чтобы заслужить Рай, благодетельствовать.
4. Для того чтобы спастись от Ада, избегать запретного и порицаемого.
5. Делать добро, насколько только возможно. Давать милостыню, заслуживая ду’а нуждающихся.
6. Устраивать ифтары (разговение) постившимся.
Месяц Рамадан – период милости, в котором верующим предоставляется возможность сделать шаг к совершенству. Подобно тому, как во время поста необходимо следить за тем, чтобы в рот ничего не попало, также следует быть внимательным к тому, что из него выходит. Для того чтобы пост не растерял своих достоинств, надо стараться никого не обидеть и избегать всякого рода пересудов. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что пост служит щитом постящемуся в том случае, если он не противоречит посту чем-либо неподобающим. Когда же Пророка спросили, что есть неподобающее, он ответил, что это обман и сплетни. Тот, кто сплетничает и обманывает во время поста, подобен тому, кто отказался от пищи халяль и делает ифтар запретным, поедая мясо своего брата.
Хазрат Суфьян Саври говорил: «Нарушается пост того, кто сплетничает». То же самое говорил и Муджахид хазрат:
«Сплетни и ложь нарушают пост». То есть имеется в виду, что таким образом утрачивается суть поста, его духовная основа. О людях, держащих посты и совершающих свои намазы небрежно,
вперемешку с земными делами или напоказ, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) говорил, что таким постящимся пост не приносит ничего кроме голода, а таким молящимся ночью (совершающим намаз таравих и тахаджуд) – нет ничего от их намазов, кроме бессонницы.