«Родители и учителя должны быть одной командой»

17 июля директор школы «Яктылык» города Самары Радик Равгатович Газизов дал интервью гостелерадиокомпании «Татарстан». В передаче «Добрый день, Татарстан!» он ответил на вопросы, касающиеся деятельности школы “Яктылык.

 «Меня с ним познакомил журналист, общественный деятель города Самары Шамиль Багаутдинов, — начал свою речь начальник службы национального вещания гостелерадиокомпании «Татарстан» Миназим Сафаров. – Когда сделали замечание по поводу того, что у вас в Самаре не дается должное внимание  изучению родного языка, Шамиль Багаутдинов ответил: «Даже в сложных условиях у нас, слава Аллаху, есть люди, которые на должном уровне ведут работу по сохранению и развитию родного языка» —  и назвал одного из них – Радика Газизова.

Затем с целью ознакомления показали видеоролик о герое передачи.

«Радик Равгатович Газизов родился 8 мая 1973 года в селе Новые Сосны Самарской области. После окончания школы он поступил в Самарский государственный институт культуры.

Начал работать в школе, получил второе высшее юридическое образование. Работал в департаменте образования, затем в профильном министерстве. В 2012 году был назначен директором школы «Яктылык». Школа под его руководством вошла в число «100 лучших школ России». Радик Газизов воспитывает четверых детей», — такие слова прозвучали в видеоролике.

После этого директор школы «Яктылык» ответил на вопросы телеведущего.

— Радик Равгатович, оказывается , в прошлом году шесть учеников окончили школу “Яктылык” с золотой медалью.

— Да, это так. Все ученики этого класса поступили в высшие учебные заведения. Многие учатся на бюджетной основе. Они также успешно сдали единые государственные экзамены.

Например, набрав по математике высокие баллы, наша школа вошла в число самых лучших 15 школ Самарской области. Мы удостоились девятого места. Для нас, конечно, это большая гордость.

Опыт показывает, что изучение родного языка ни в коем случае не мешает освоению других предметов.

— Да, я тоже хотел затронуть эту тему. Ведь некоторые родители не желают отдавать своих детей в национальную школу. «Они и так знают татарский язык. Будет лучше, если будут разговаривать только на русском, не смешивая два языка», — говорят многие из них.  А получается, опыт показывает обратное?

— Совершенно верно. Целью родителей, которые приводят своих детей в нашу школу, является изучение татарского языка, национальных обычаев и традиций. Безусловно, у нас дают хорошие знания и по математике, и по русскому, и по английскому языкам, и по другим предметам.

В школе «Яктылык» учатся дети из разных районов нашего города. Некоторые даже тратят на дорогу аж по 2-3 часа! Так, один наш ученик живет в поселке Комсомольский, что находится в 50 километрах от Самары. А другой – в Красном Яре, который расположен примерно на таком же расстоянии.

— В вашей школе учатся только татары?

— В основном, татары. Но есть дети и других национальностей: русские, узбеки, киргизы, таджики. Учится также одна еврейка.

Стоит отметить, несмотря на национальность, у нас все дети изучают татарский язык, так как он является обязательным предметом.

Ученики участвуют в региональных, международных олимпиадах по татарскому языку.

Киргизская девочка Айтурган Асмонова (ученица 10 класса), начиная с 8 класса, участвует в таких олимпиадах и всегда занимает призовые места. А в областных олимпиадах – всегда первые!

— Мы в Казани под руководством Минтимера Шаймиева занимаемся созданием полилингвальных школ, где преподавание будет вестись на трех языках – русском, татарском и английском. Выходит, Вашу школу тоже можно назвать полилингвальной?

— Выходит, что так.

— Я слышал, что для поступления в школу «Яктылык» есть конкурс. Обычно мы не можем набрать необходимое количество детей в национальные школы. А у вас, наоборот, желающих учиться много, но для всех не хватает мест?

— На сегодняшний день в школе учатся 565 детей. Согласно требованиям, мы можем набрать только по два параллельных класса.

Три года подряд мы набирали по три класса, но для обучения не хватает кабинетов. В связи с этим в этом году будет только два первых класса, в каждом из которых по 20 детей. А заявления подали более 100 человек.

— Мы говорили о полилингвальной школе. В «Яктылык» учатся дети, разговаривающие на трех языках. Слышал, что Вы и сами знаете несколько языков. Оказывается, Вы выросли в мордовской деревне Новые Сосны и хорошо разговариваете на этом языке.  

— Да, в советское время моих родителей направили в эту деревню на работу. Они там обосновались и остались жить навсегда.

Отец всю жизнь проработал главным ветеринарным врачом. Я родился и вырос в этой деревне. В школе не изучали мордовский язык, но я хорошо его знаю, потому что жил среди людей этой национальности.

— Какие условия необходимы для того, чтобы ребенок разговаривал на родном языке? Вы сами хорошо знаете татарский язык, Ваши дети тоже им владеют. Они, как я слышал, учатся в школе «Яктылык»?

— Да, дочь Наиля окончила школу с золотой медалью. Сын Билал в этом году пойдет в десятый, а дочка Камиля – в пятый класс. Младший сын Ибрагим будет учиться в подготовительном классе.

Конечно, многие учителя говорят, что детей надо учить татарскому языку в семье. Родители же считают, что этому должны обучать в школе.

По моему мнению, семья и школа должны быть одной командой. Необходимо работать вместе.

Родителям тоже нужно помогать школе – контролировать выполнение домашних заданий, участвовать в мероприятиях.

— Вы организовали «Клуб отцов». Воспитанием детей, в основном, занимаются мамы. Некоторые отцы даже не знают, в каком классе учится их ребенок, где находится школа. А Вы нашли к отцам хороший подход. Как зародилась идея создания такого клуба?

— Когда проводили родительские собрания, я заметил, что на них приходят всегда только мамы. Я как-то обратился к ним: «Теперь директором школы, в которой учатся ваши дети, является мужчина. Давайте, отправляйте на собрания своих мужей. Будем разговаривать с ними по-мужски».

Женщины вдохновились таким предложением. Но на собрания все равно приходили сами. Тогда мы задумались, как можно организовать эту работу и решили создать «Клуб отцов».  Теперь стараемся раз в полгода проводить с ними собрания. У некоторых учеников нет отцов, поэтому мы приглашаем их дедушек, братьев.

На таких собраниях поднимаем различные проблемы. Если мы будем говорить отцам про плохую успеваемость и дисциплину их детей, есть вероятность, что они не захотят больше прийти. Поэтому мы стараемся вести разговоры на общие темы.

На первое собрание пригласили врача-специалиста. Поговорили о здоровье, об особенностях мужского организма.

Также у нас в гостях бывают муфтий Самарской области Талип хазрат Яруллин, другие религиозные деятели, представители прокуратуры, полиции, психологи, иные специалисты.

— Сейчас, как и везде, у Вас ведется дистанционное обучение. Какие недостатки Вы видите в такой форме обучения? Не будет ли это шагом назад?

— Конечно, это вынужденная мера. Я считаю, что нельзя в полной мере изучать предметы в дистанционном режиме. Тем более заниматься воспитанием. Ученики должны воочию общаться друг с другом, учителями.

— Согласен с Вами, Радик Равгатович. Пусть дистанционное обучение будет временным явлением. Спасибо за интервью. Желаю Вам больших успехов.

А телезрителям хочу сказать: «Вместо того, чтобы жаловаться на тьму, зажги свою свечу!»  Это — известная фраза древнего философа Конфуция. Так мы сможем сделать мир светлее. До скорых встреч, дорогие друзья!

 по материалам газеты «Салям»

http://www.islamsamara.ru/

Добавить комментарий