РАДОСТЬ РАМАДАНА И ПОСТА – УРАЗА-БАЙРАМ

 Праздник – это благословенный день, когда на бренной земле верующий имеет возможность получить часть той радости, которая ожидает его в будущей жизни, когда он предстанет перед Всевышним, успешно сдав экзамен в мирской жизни. Истинный праздник – это когда Всевышний Аллах доволен нами. Чтобы получить Его довольство, в эти праздничные дни нужно особенно постараться окружить особой искренней заботой одиноких, сирот, нуждающихся, несчастных, обездоленных, чтобы и самим получить от Всевышнего Аллаха милость и благосклонность. 

Праздники, являющиеся днями радости и ликования, оказывают на верующих позитивное влияние, обеспечивают укрепление религиозных чувств, вселяют в людей новые переживания и становятся причиной социальной взаимопомощи, поддержки и примирения. 

В Исламе есть два праздника: Ураза-байрам и Курбан-байрам. Оба этих праздника стали праздноваться, начиная со второго года хиджры. 

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по поводу этих праздников: «День Арафа, Курбан-байрам и дни ат-Ташрика являются праздниками для мусульман. Это дни еды и питья» (Абу Дауд, Саум, 49)

Днями праздника Ураза-байрам являются 1, 2 и 3 дни месяца Шавваль, а днями праздника Курбан-байрам – 10, 11, 12 и 13 дни месяца Зульхиджа. 

Поскольку дни праздников являются днями радости, ликования и угощений, то соблюдение поста в первый день Ураза-байрам и во все четыре дня Курбан-байрам является тахриман-макрух (нежелательным действием, близким к хараму). 

Не будем забывать, что праздники – это не выходные дни. А дни, когда необходимо укреплять семейные узы, посещать родственников и близких, встречаться с единоверцами, укреплять знания по Исламу, угощать гостей, радовать подарками детей и родителей.

Для каждого мусульманина существуют обязанности, часть из которых необходимо выполнить до праздника, а другую часть – после праздника. Этими обязанностями являются:

 

                                   ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАЗДНИЧНОГО НАМАЗА

 

В первый день праздника следует проснуться рано утром, помыться, нанести благовония и надеть чистую новую одежду. Праздничный намаз совершается утром первого дня праздника в мечети, до намаза слушается вааз, затем, приблизительно через 50 минут после восхода солнца совершается сам намаз. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время хутбы праздничного намаза Курбан-байрам сказал: «Первым делом, совершенным нами в этот день, станет выполненный намаз. После этого мы принесем в жертву жертвенных животных. Несомненно, что каждый, кто поступит таким образом, поступит в соответствии с моей сунной» (Бухари, Идейн, 3).  

По мазхабу Ханафи, праздничный намаз, состоящий из двух ракаатов, является ваджибом. По мазхабу Шафии, этот намаз является сунной.

Праздничный намаз предписан каждому разумному, совершеннолетнему, здоровому, свободному, постоянно проживающий в данной местности мужчине-мусульманину. 

Праздничные намазы проводятся коллективно и состоят из двух ракаатов. С наступлением времени намаза, без произнесения азана и икамата, имам делает намерение на совершение праздничного намаза. Джамаат, точно так же делает намерение и следует за имамом. Праздничные намазы проводятся в мечети или в местах, специально предназначенных для поклонения, в одиночку праздничный намаз не совершается.

Праздничный намаз

совершается следующим образом: 

Имам произносит такбир: «Аллаху Акбар», после чего складывает руки на животе. Джамаат таким же образом произносит такбир. Затем имам и джамаат читают про себя ду’а «Cубханакa». После этого имам и джамаат трижды произносят такбир, каждый раз поднимая руки на уровень ушей и затем опуская их вдоль туловища. После третьего такбира руки складываются на животе. Между такбирами делается небольшая пауза. После этого имам читает вслух суру «аль-Фатиха» и какую-нибудь дополнительную суру, джамаат слушает имама. Затем совершается поясной и два земных поклона, после чего имам и джамаат встают на второй ракаат.

Во втором ракаате имам читает вслух суру «аль-Фатиха» и дополнительную суру. После этого так же, как в первом ракаате, имам и джамаат трижды произносят такбир, каждый раз поднимая руки на уровень ушей и затем опуская их вдоль туловища. После третьего такбира произносится еще один такбир и совершается поясной поклон. Затем так же, как в первом ракаате, совершаются земные поклоны, после чего читается «ат-тахийат», «салават» и дается «салям». 

После завершения намаза имам поднимается на минбар и произносит хутбу. В хутбе, как правило, говорится об объединяющих свойствах праздника, исламском братстве и взаимопомощи. 

ВЫПЛАТА ФИТР-САДАКА

Милостыня аль-фитр – необходимая (ваджиб) ежегодная выплата состоятельных мусульман в конце месяца Рамадан в пользу бедных и нуждающихся. Эта традиция берет начало со второго года хиджры – переселения пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) в Медину, когда фитр-садака стала обязанностью для правоверных наряду с постом, до того как закят стал обязательным для му­сульман.

«Фитр» в арабском употребляется в значении «исход поста». Отсюда и понятие – милостыня аль-фитр. Фитр-садака – знак благодарения Творцу, создавшему нас высшими творениями во вселенной и давшему возможность пользоваться Его дарами.

Это милостыня завершения поста. В отличие от закята, который должен выделять состоятельный мусульманин за свое имущество, фитр-са­дака является обязательной милостыней каждого верующего, заставшего хотя бы часть месяца Рамадан. Выплата милостыни аль-фитр налагается на каж­дого совершеннолетнего мусульманина, который должен выделить мило­стыню за себя и за мусульман, находящихся на его иждивении (даже если это новорожденный ребенок, появившийся на свет в последний день месяца Ра­мадан). Передается, что Ибн ‘Умар (радыйаллаху анхума) сказал: «Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) вменил в обязанность раздавать милостыню аль-фитр каждому мусульманину – вольному и рабу, мужчине и женщине – в размере одного са‘ ячменя или фиников» (Бухари, Закят, 72).

Исходя из этого хадиса и следуя содержащимся в других хадисах указаниям, ученые сделали заключение, что милостыня аль-фитр считается необходимой (ваджиб).

Милостыня аль-фитр – действие, придающее посту завершенность и совершенство. Недаром ученые уподобили фитр-садака сажда-саху – поклону, исправляющему допущенные в намазе ошибки. Подобно тому, как поклон устраняет ошибки, допущенные в намазе, так и фитр-садака восполняет недостатки и недочеты поста. Сообщается, что Ибн Аббас сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вменил в обязанность милостыню аль-фитр как очищение постящихся от праздных слов и занятий, скверных и несдержанных речей и помощи в пропитании бедных…» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

Как мы уже отмечали, пост заключается не только в отказе от еды, питья и половых отношений. Все эти действия относятся к физиологическим потребностям человека, тогда как в посте сочетаются и физические, и духовные стороны. Человек способен контролировать себя посредством всех органов, зрения, слуха до тончайших нюансов.

Что касается общественной стороны милостыни аль-фитр, то эта традиция, связанная с праздничными днями, дарит радость бедным, разнообразит их скудный стол, помогает хоть в какой-то мере облегчить бремя нужды. В хадисе, переданном от Ибн ‘Умара (радыйаллаху ‘анхума), говорится: «В этот день (день праздника) не заставляйте просить бедных милостыню» (Ад-Даракутни).

Фитр-садака создает теплоту во взаимоотношениях между богатыми и бедными, помогает в какой-то мере сгладить различия в материальном уровне. Таким образом, нравственным смыслом этого вида поклонения является  пробуждение у богатых чувства сострадания и сочувствия к бедным.

Размер выделяемой милостыни

Милостыня аль-фитр выделяется в виде предусмотренного шариатом количества продуктов: с фиников, изюма, ячменя – 1 са‘, с пшеницы – половина са‘, либо выплачивается его денежный эквивалент (его размер следует узнавать в местных религиозных организациях, где рассчитывается сумма закята этого года с учетом финансовой ситуации в стране).

Положение о милостыне аль-фитр, на первых порах казавшееся не­значительным и несущественным, при общем и широком рассмотрении обретает все больший размах, как в отношении материальных средств, так и в отношении участвующих в ее выплате людей.

Для кого обязательна фитр-садака

Ученые считают, что для выплаты фитр-садака не обязательно рас­полагать тем нормативным количеством имущества, которое предусмотрено для закята. Поэтому каждый правоверный, имеющий достаточ­ные средства, необходимые для существования, должен раздавать фитр-садака от своего имени и от имени своих иждивенцев. Выплачивать фитр-садака за супругу, совершеннолетних детей, своих родителей, родных братьев и сестер не входит в обязанность. Однако можно выплатить фитр-садака и за них.

Можно с уверенностью сказать, что столь низкий уровень доли выплачиваемого воздаяния в милостыне аль-фитр способствует тому, чтобы каждый мусульманин – от имеющего скромный доход до самого состоятельного – вкусил благо дарения, испытал удовлетворение и радость доброго участия в помощи ближнему.

Эта практика, служащая развитию чувства социальной справедливости в обществе, является очень важной традицией.

Кому выплачивается фитр-садака

Исламский ученые единогласны в том, что фитр-садака выплачивается тем категориям людей, кому должен выплачиваться закят.

Смысловой перевод аята Корана гласит:

«Поистине, милостыня [закят] принадлежит [выплачивается]:

— бедным [не относящимся к тем, кто выплачивает закят];

— нищим [неимущим и обездоленным];

— тем, кто занимается сбором и распространением закята; 

— тем, кто близок к вере или еще слаб в религиозности своей;

— для выкупа и освобождения рабов;

— на выплату долгов тех, кто не в состоянии расплатиться с ними;

— на пути Аллаха (фи сабилил-лях);

— путникам.

Это обязательно для вас, и Господь Всезнающ, Мудр».

Милостыню аль-фитр не полагается давать людям, имеющим достаток, при котором человек сам должен выплачивать милостыню. Целью милостыни является оказание помощи нуждающимся мусульманам.

Не выплачивается фитр-садака родителям, деду, бабушке, супруге, детям, внукам и тем родственникам, которые находятся на иждивении или попечении, – в этом случае подаяние возвращается к самому дающему.

Хотя милостыня аль-фитр может быть выплачена всем категориям нуждающихся, имеющих право на закят, ис­ламские ученые единодушны в мнении, что при выплате фитр-садака предпочтение должно отдаваться неимущим и бедным мусульманам, ибо назначение фитр-садака – удовлетворение их нужд. Наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, что закят «берется у богатых и раздается бедным» (аль-Бухари), то есть неимущие и необеспеченные люди в этом вопросе имеют преимущественное право.

Мусульманин раздает фитр-садака нуждающимся, начиная с родственников и соседей. Если в округе нет нуждающихся, то фитр-садака нужно отдать бедным праведным людям, проживающим в других местах.

Предостережением от ошибочного шага при выплате милостыни аль-фитр служат для нас слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям): «Воистину, есть люди, употребляющие деньги закята без прав. Им уготован огонь в Судный День» (аль-Бухари).

Когда необходимо выплачивать фитр-садака

Выплата милостыни производится в течение месяца Рамадан, но лучшим временем считается время наступления дня праздника разговения ‘Ид-уль-фитр (сразу после захода солнца последнего дня месяца поста) до того момента, как будет завершен праздничный намаз. Однако если по уважительной причине фитр-садака не была выплачена до этого времени, то это следует сделать после праздничного намаза до захода солнца. Кто не выплатит фитр-са­дака, тот останется перед Всевышним должником. Поэтому наш Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), как передает Ибн Аббас (радыйаллаху ‘анху), сказал: «Милостыня аль-фитр принимается от тех, кто выплатил ее до празднич­ного намаза» (Абу Дауд, Ибн Маджа).

                                    ПОСЕЩЕНИЕ РОДНЫХ И БЛИЗКИХ

Одной из важных обязанностей в дни праздника является посещение и поздравление, в первую очередь, родителей, близких родственников, друзей, соседей и больных. Аллах Всевышний, не желая того, чтобы его рабы прерывали отношения с родственниками, сказал в Коране: «А тем, которые нарушают завет с Аллахом после того, как они заключили его; разрывают то, что Аллах велел поддерживать; и распространяют нечестие на земле, уготованы проклятие и скверная обитель» (ар-Ра’д, 13/25).

Хорошее отношение к родственникам и соседям является приказом Аллаха Всевышнего, сказавшего в Коране: «Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте Ему сотоварищей. Делайте добро родителям, родственникам, сиротам, беднякам, соседям из числа ваших родственников и соседям, которые не являются вашими родственниками, находящимся рядом спутникам, странникам и невольникам, которыми овладели ваши десницы. Воистину Аллах не любит гордецов и бахвалов» (ан-Ниса, 4/36).  

 

ПОМОЩЬ БЕДНЫМ И НЕИМУЩИМ

Также одним из наиважнейших дел является забота о неимущих и нуждающихся, оказание им материальной поддержки и избавление их от одиночества. Это является религиозной и человеческой обязанностью. 

 

 ПРИМИРЕНИЕ ПОССОРИВШИХСЯ

Поскольку праздник – это дни радости и ликования, в эти дни особенно стоит стараться примирить людей, находящихся в ссоре. Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не позволял людям находиться в ссоре более трех дней. Говоря: «Непозволительно мусульманину обижаться на своего брата-мусульманина больше трех дней» (Бухари, Адаб, 57). 

                                                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Как известно, человек был создан для поклонения Аллаху Всевышнему, и для выполнения этой почетной обязанности ему следует быть внимательным к дозволенному и запретному, выполнять свои обязанности перед Аллахом, перед собой, своей семьей, перед людьми и другими созданиями Аллаха, выполнять ежедневные, еженедельные, ежемесячные и ежегодные виды поклонений. Одним из таких ежегодных видов поклонения является пост. 

Пост соблюдается в месяц Рамадан. Мусульманин в этот месяц:

Держит пост

Совершает таравих-намаз

Выплачивает закят

Много читает Коран и размышляет над ним

Делает много ду’а

Делает покаяние за совершенные грехи и ошибки

Угощает ифтаром постящихся

Помогает бедным и нуждающимся

Воспитывает свой дух и волю

Учится быть терпеливым и дисциплинированным

Оживляет поклонением Ляйлятуль-Кадр – Ночь Предопределения

Совершает итикаф

Слушает проповеди

Много раздает садака 

Месяц Рамадан – это месяц прощения, милости и очищения от грехов. Мусульманин в этот месяц старается еще больше совершать поклонений и прилагает больше усердия к избеганию запретного. В этот месяц Всевышний Аллах дарит Своим рабам еще больше милости и вознаграждения за совершенные поклонения и Свое прощение. 

В результате воздержания и усердия, проявленного в течении этого месяца, мусульманин к концу Рамадана становится абсолютно чистым. И в конце месяца празднует окончание поста и радуется. Он прикладывает все усилия к тому, чтобы сохранить свою духовную чистоту, защитить свою веру, совершать все необходимые виды поклонения и держаться в стороне от греховного вплоть до наступления следующего Рамадана. 

Это обращение хотелось бы завершить словами Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям):

«Тому, кто во время Рамадана будет поститься с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи» (Бухари, Сыйам, 6). 

Добавить комментарий