Прощение — путь в Рай - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Прощение — путь в Рай

Пророк Мухаммад сказал: «Примите прощение своего брата по вере, даже если его намерение неискренне» (Хаким).

Человек создан Господом биосоциальным. В человеке соединены природа и дух. Людям, чтобы сохранить свою человечность, необходимо постоянно находиться в обществе, в окружении других, подобных им людей. Людям приходится ежедневно взаимодействовать между собой. Хождение на работу, учёба, беседы с родственниками, разговоры с друзьями и всё в этом роде.

Когда человек общается или еще как-нибудь взаимодействует с обществом, его могут обидеть, нарушить его права, оскорбить.  К сожалению, ни один из нас не застрахован от подобных ситуаций. И каждый по-разному реагирует на такое обращение. Одни просто не обращают внимания, другие же испытывают чувство обиды, которое может жить в сердце человека долгое время, кто-то начинает бояться людей, перестаёт доверять им.

В Исламе умение прощать является одним из наивысших достоинств, присущих мусульманину:

В Коране Аллах Всевышний говорит: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]». (7:199)

Чувство обиды возникает из-за осознания того, что кто-то поступил с нами несправедливо, и мы пытаемся понять, почему такое произошло, и каждый раз прокручиваем в голове случившуюся ситуацию. Злость на обидчика растёт каждый раз ,когда мы вспоминаем о нанесённом нам оскорблении. Желчь копится внутри нас, и мы срываемся на обычных людей, не имеющих отношения к нашей проблеме. Превращаемся в озлобленных на весь мир существ.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Аллах возвеличивает того, кто прощает других ради Аллаха» (Муслим).

Когда человек прощает, он отпускает свою обиду, его душа очищается, и червь злобы, точивший сердце, исчезает.

Часто бывает очень сложно простить обидчика. Но не стоит забывать, что человек должен обладать терпением, великодушием и милосердием. Необходимо находить в себе силы противостоять угнетателям, но, не отвечая злом на зло, ибо тогда мы уподобимся им, а отвечая только добром.

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто отвечает мягкостью на грубость, прощает зло, дает тем, кто скупится давать, и приближается к тем, кто отдаляется, удостоится высокой степени» (Беззар).

У пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) спросили о высокой нравственности, и он прочитал аяты, ниспосланные ему Всевышним: «Возьми [себе на вооружение] умение прощать [будь снисходительным, мягким, учтивым; умей легко подходить к обстоятельствам, не усложняя их; относись ко всему проще]; побуждай [следовать] общепризнанным нормам [благородства, этики, морали, нравственности] и отвернись от невежд [не обращай на них внимания, не раздражайся их поведением или словами, не отвечай на их плохое плохим]», –   а затем добавил: «[Высокий нрав] – это, когда ты налаживаешь связь с тем, кто порвал ее с тобой [восстанавливаешь дружеские или родственные отношения с тем, кто оборвал]; когда даешь тому, кто лишил тебя или не дал; когда ты прощаешь того, кто обидел и притеснил тебя». (Харун ‘А. Тахзиб ихья ‘улюм ад-дин Каир: ат-Тавзи‘ ва ан-нашр аль-исламия, 1997. С. 307;аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари, хадис № 4642).

Кто-то считает, что прощать всех и каждого – это признак слабости. Но это не так. Слабым можно назвать того, кто не простил и хочет отомстить, но не может из страха перед людьми. А человек, прощающий ради Аллаха, удостоится наград как в этом мире, так и в ахирате.

«Если что и приумножит Господь простившему [другого], так это величия (силы, мощи, славы, чести)».(Ас-Сабуни М. Мухтасар тафсир ибн кясир. Т. 3. С. 280)

Когда человек прощает других, это способствует появлению в его душе прекрасных качеств, таких как милосердие, доброта и великодушие. Человек духовно обогащается. Ему открываются новые уровни познания этого мира. Его уровень сознания повышается.

Если копить годами всю боль и обиду, мы делаем хуже себе. В нас зарождается чувство мести , копится негатив. Всё это влияет на наши мысли и наше мировоззрение. Месть обесценивает жизнь, делает её пустой, лишает человека возможности наслаждаться. Прощение же облегчает, когда человек прощает, он скидывает багаж прошлого и устремляется к светлому будущему. Прощающий не бредит местью, его душа открыта светлым мечтам.

В Священном Коране сказано: «Если вам причиняют зло, то вы можете ответить тем же (подобным), однако если вы проявите терпение [простите обидчика, мудро избежите конфликта и противостояния], то это – лучшее для тех, кто терпелив [кто на самом деле является таковым, знает, что такое стойкость, воля, сила]». (16:126)

Возможно, после того как будет совершена месть, человек испытает чувство удовлетворённости. Отомстив, мы становимся угнетателями. Стало быть, наши действия ничуть не лучше поступков других.

Наш любимый Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Желайте и стремитесь к возвышению пред Богом! [Для этого] прощайте тех, кто безрассудно обойдется с вами (будьте незлобивы, сохраняйте благоразумие), и давайте тем, кто лишит вас».(Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 25, хадис № 308, «сахих»)

По-настоящему верующий человек понимает, что он в этой всего лишь путник, которому ничего не принадлежит, а земля лишь пристанище на короткое время,  за которое надо успеть сделать много важные вещи. Не стоит тратить своё время на бесполезные обиды и злобу.

Аллах говорит: «Воздаяние за зло – подобное же зло (равносильное ему зло). Но кто простит [обидевшего его] и исправит [ситуацию, отношения, сможет перевести враждебную неприязнь своего недруга в доверительные, а возможно, и дружеские отношения], то таковым – воздаяние от самого Господа [оно будет неописуемо велико, соизмеримо с Его безграничной милостью и щедростью]. Поистине, Он [Творец всего сущего] не любит притесняющих (обижающих, ущемляющих права и свободы других, угнетающих)». (Священный Коран, 42:40)

Мы молим Господа простить нам грехи, но способны ли мы сами прощать? Если мы любим Всевышнего и Его Пророка, то должны быть прощающими.

Благословенный Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) является ярким примером терпения и сдержанности даже в самых сложных жизненных моментах и ситуациях. Несмотря на все лишения, издевательства, гонения и трудности, он никогда не желал своим противника зла. Наоборот, вытирая кровь с лица, он (да благословит его Аллах и приветствует) воздевал руки, для того, чтобы попросить прощение для своих обидчиков и молил Всевышнего наставить их на истинный путь.

Пророк Мухаммад призывал свою умму прощать других, ведь только у людей с чистыми помыслами, неиспорченных злобой и ненавистью может быть настоящая вера: «Аллах Всевышний прощает тех, кто просит прощения» (Абу Йаля). «Прощайте и будете прощены» (Ахмад ибн Ханбал).

Источник: http://islam-risalyat.ru/%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%89%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%bf%d1%83%d1%82%d1%8c-%d0%b2-%d1%80%d0%b0%d0%b9/

Добавить комментарий