ПРИЧИНЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ НЕ ДЕРЖАТЬ ПОСТ - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ПРИЧИНЫ, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ НЕ ДЕРЖАТЬ ПОСТ

Для каждого разумного совершеннолетнего мусульманина и мусульманки соблюдение поста в месяц Рамадан является обязательным. Однако в некоторых особых случаях, когда соблюдение поста для человека становится невозможным или очень тяжелым и непосильным, он, выйдя за рамки этого правила, может не держать пост. В религии Ислам одним из основных принципов является легкость. Аллах Всевышний говорит в Коране: «Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей» (аль-Бакара, 2/286). «Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (аль-Бакара, 2/185). 

К особым случаям, позволяющим не соблюдать пост, относятся:

  1. Болезнь:

Те люди, которые по причине болезни не способны держать пост на протяжении всего месяца Рамадан, а также те, кто опасается, что пост может привести к усилению их недуга, могут отложить пост на другое время. В данном случае во внимание принимаются не личные опасения больного, а рекомендации врача-специалиста. После того как человек выздоровеет, он должен будет восполнить пропущенные дни поста. Разрешение не соблюдать пост в данной ситуации опирается на следующий аят: «А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (аль-Бакара, 2/185). 

  1. Путешествие:

С точки зрения религии, путешественником считается человек, отправляющийся в путь на расстояние как минимум 90 км, и остающийся в месте назначения не более 15 дней – по мазхабу Ханафи, или не более 4 дней – по мазхабу Шафии (Ширази, II, 590). 

Тот, кто отправляется в путешествие во время Рамадана, может не держать пост. Однако если человек отправился в путешествие после рассвета, то есть, начав пост этого дня, то в этом случае нарушить его он не может и должен продолжать поститься до вечера. Но если человек все-таки нарушит этот пост, то он должен будет возместить всего лишь пропущенный день и не должен совершать искупление (Мавсили, I, 134). 

Пропущенные по причине путешествия дни поста возмещаются после окончания месяца Рамадан. В вышеприведенном аяте Корана ясно говорится об этом. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), отправляясь в путешествие, не держал пост (Тирмизи, Саум, 18) и сказал по этому поводу: «Пост во время путешествия не является благочестием» (Тирмизи, Саум, 18). 

  1. Беременность:

Беременные женщины также могут не держать пост, если боятся нанести вред ребенку (Тирмизи, Саум, 21). Затем пропущенные дни возмещаются как долг. В этой ситуации беременность рассматривается как болезнь. 

  1. Кормление грудью:

Кормящие грудью женщины, также как и беременные, если опасаются, что молоко может исчезнуть, и ребенок останется без питания, могут не держать пост. Затем они возмещают пропущенные дни как долг. В данной ситуации не имеет значения – кормит женщина грудью своего ребенка или чужого. Доводом является хадис:  «Поистине Всевышний Аллах снял путнику исполнения поста и сократил молитву, также Он снял обязательство поста с беременных и кормящих женщин». ( Насаи, Сыям, 50, Ибн Маджа, Сыям, 3)

  1. Старость:

Старики, возраст которых уже не позволяет им соблюдать пост, также могут не держать его. За каждый пропущенный день поста они дают выкуп в размере фитр-садака. В Коране по этому поводу говорится следующее: «А те, которым трудно поститься, следует в искупление накормить бедняка» (аль-Бакара, 2/184). 

  1. Невыносимый голод или жажда:

Если здоровью человека, соблюдающему пост, будет грозить опасность вследствие невыносимого голода или жажды, то он может нарушить пост. В данной ситуации степень опасности определяется опытом или заключением врача-специалиста. Передается, что однажды во время путешествия Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев, как группа людей пытается укрыть от солнца одного человека, спросил: 

— Что это?

— Одному человеку, державшему пост, стало плохо, — ответили ему. 

На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: 

— Пост во время путешествия не является благочестием (Бухари, Саум, 35).

  1. Работа в очень тяжелых условиях и джихад на пути Аллаха:

Если соблюдение поста человеком, работающим в очень тяжелых условиях, может нанести вред его здоровью, он может нарушить пост. 

Например, битва при Бадре и взятие Мекки пришлись как раз на месяц Рамадан, и из-за трудностей, связанных с боевыми действиями, сподвижники не держали пост. Сообщается, что ‘Умар ибн Хаттаб (радыйаллаху ‘анху) сказал: «Вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) мы участвовали в битве при Бадре и при взятии Мекки, которые проходили во время Рамадана. И в обеих битвах мы не держали пост» (Тирмизи, Саум, 20). Так же сообщается, что Абу Саид Аль-Худри сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) во время сражений, которые велись во время месяца Рамадан, приказывал нам не держать пост» (Тирмизи, Саум, 20).

  1. Потеря разума (даже на время) и потеря сознания:

 Человек, временно потерявший рассудок или проведший весь Рамадан в беспамятстве или состоянии сумасшествия, не обязан соблюдать пост. Так как тот, кто находится в таком состоянии, считается не заставшим месяца Рамадан.

Добавить комментарий