ПРЕДРАССВЕТНЫЙ ЧАС (САХУР) - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ПРЕДРАССВЕТНЫЙ ЧАС (САХУР)

. عَنْ بِلَالٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «عَلَيْكُمْ بِقِيَامِ اللَّيْلِ فَإِنَّهُ دَأْبُ الصَّالِحِينَ قَبْلَكُمْ وَإِنَّ قِيَامَ اللَّيْلِ قُرْبَةٌ إِلَى اللّٰهِ وَمَنْهَاةٌ عَنِ الْإِثْمِ وَتَكْفِيرٌ لِلسَّيِّئَاتِ وَمَطْرَدَةٌ لِلدَّاءِ عَنِ الْجَسَدِ».

Досточтимый Билял (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Старайтесь вставать ночью! Ибо это обычай праведных, которые были до вас. Поистине, вставать ночью на молитву есть близость к Аллаху. (Этот ибадат) препятствует совершению грехов, искупляет ошибки и изгоняет болезни из тела». (Тирмизи, Да’ават, 101/3549).

 عَنْ جَابِرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: سَمِعْتُ النَّبِيَّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ: «إِنَّ فِي اللَّيْلِ لَسَاعَةً لَا يُوَافِقُهَا رَجُلٌ مُسْلِمٌ يَسْأَلُ اللّٰهَ خَيْرًا مِنْ أَمْرِ الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ إِلَّا أَعْطَاهُ إِيَّاهُ وَذٰلِكَ كُلَّ لَيْلَةٍ».

 Джабир (радыйаллаху анху) говорит: «Я слышал, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В ночи есть один час, если какой-то мусульманин в это время попросит у Аллаха что-то для этого мира или будущего, то Всевышний Аллах обязательно пожалует ему это. Этот час бывает каждую ночь». (Муслим, Мусафирин, 166).

 عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «يَتَنَزَّلُ رَبُّنَا تَبَارَكَ وَتَعَالَى كُلَّ لَيْلَةٍ إِلَى السَّمَاءِ الدُّنْيَا حِينَ يَبْقَى ثُلُثُ اللَّيْلِ الْآخِرُ يَقُولُ: مَنْ يَدْعُونِي فَأَسْتَجِيبَ لَهُ مَنْ يَسْأَلُنِي فَأُعْطِيَهُ مَنْ يَسْتَغْفِرُنِي فَأَغْفِرَ لَهُ».

 Абу Хурайра (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«С наступлением последней трети каждой ночи наш Господь спускается на самое нижнее небо и говорит:

«Кто совершает Мне ду’а, чтобы Я ответил ему? Кто просит Меня о чем-то, чтобы Я даровал ему (это)? Кто просит Меня о прощении, чтобы Я простил его?» (Бухари, Таухид, 35; Тахаджуд, 14; Да’ават, 13; Муслим, Мусафирин, 166).

 عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ أَنَّ رَسُولَ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «يَعْقِدُ الشَّيْطَانُ عَلَى قَافِيَةِ رَأْسِ أَحَدِكُمْ إِذَا هُوَ نَامَ ثَلاثَ عُقَدٍ يَضْرِبُ عَلَى كُلِّ عُقْدَةٍ: عَلَيْكَ لَيْلٌ طَوِيلٌ فَارْقُدْ، فَإِنِ اسْتَيْقَظَ فَذَكَرَ اللّٰهَ اِنْحَلَّتْ عُقْدَةٌ فَإِنْ تَوَضَّأَ اِنْحَلَّتْ عُقْدَةٌ فَإِنْ صَلَّى اِنْحَلَّتْ عُقَدُهُ فَأَصْبَحَ نَشِيطاً طَيِّبَ النَّفْسِ وَإِلَّا أَصْبَحَ خَبِيثَ النَّفْسِ كَسْلَانَ».

 «Когда вы засыпаете, шайтан завязывает у вас на затылке три узла. Ударяет по каждому из них и говорит: “Пусть ночь твоя будет долгой, спи же!” Если (человек) проснется и помянет Аллаха, то один узел развяжется. Если он совершит омовение, развяжется (второй) узел. А если совершит намаз, развяжется (и третий) узел, и человек будет с утра бодрым и довольным. В противном случае, он встанет утром в дурном расположении духа и будет вялым». (Бухари, Тахаджуд, 12; Бад’у’ль-Халк, 11; Муслим, Мусафирин, 207. Отдельно см. Абу Дауд, Татавву, 18/1306; Ибн Маджа, Икамат, 174).

 

Ночь лучше дня, а в ночи самое лучшее время – перед рассветом. Поэтому верующие, желающие удостоиться Рая, должны воздавать должное этим драгоценным часам. Ибо Всевышний советует Своим рабам, не желающим пренебрегать будущей жизнью: 

«… бей же Ему челом и славь Его долгой ночью. Воистину, они (то есть неверные) любят преходящий мир и пренебрегают трудным (то есть Судным) днем» (Ихсан, 76/26-27).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Страшащийся продвигается вперед ночью. А кто продвигается вперед ночью, тот достигнет желаемого. Знайте же, собственность Аллаха весьма ценна. Знайте же, собственность Аллаха – Рай». (Тирмизи, Кыйамат, 18/2450).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поясняет нам этим примером, что верующие, являющиеся в этом мире путниками будущей жизни, подобны тем, кто предпринимает военные маневры и, таким образом, достигает победы. Посланник Аллаха призывает нас, не теряя времени, предпринимать меры и, используя драгоценные предрассветные часы, готовиться к будущей жизни.

Дела, совершенные в благословенное время, обретают особую ценность. Поэтому совершение в предрассветные часы таких ибадатов, как намаз, чтение Корана, поминание (зикр) и размышление (тафаккур), – весьма богоугодное дело.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«После обязательных (фард) намазов самый лучший намаз – это ночной (тахаджуд)». (Муслим, Сийам, 202, 203).

«Аллах ничто не слушает так внимательно, как чтение (Корана) Своим рабом, совершающим намаз в два ракаата среди ночи. Милость (рахма) Аллаха будет изливаться на Его раба столько, сколько продлится его намаз. Рабы Аллаха никогда не смогут приблизиться к Нему так близко, как во время чтения Корана в намазе». (Тирмизи, Фадаилуль-Куран, 17/2911).

Даже сны, которые мы видим в предрассветные часы, отличаются от других. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самые правдивые сны – это те, которые приходят в предрассветные часы». (Тирмизи, Ру’йа, 3/2274).

В первом хадисе сообщается, что подниматься в предрассветные часы для поклонения является обычаем праведных (салихин). Также говорится, что эта прекрасная привычка, более всего приближающая людей к Аллаху, в то же время искупляет грехи и избавляет от болезней. Т.е. пребывание в поклонении в предрассветные часы помогает при духовных и телесных трудностях.

Основной привычкой нашего досточтимого Пророка – имама праведных и благочестивых – было вставать в предрассветные часы для совершения ибады. Всевышний Аллах повелел ему:

«Бодрствуй и часть ночи, творя молитву в дополнение [к пяти обязательным], в надежде, что Господь твой определит тебе [в будущей жизни] достойное место  (Макамун Махмуд)» (аль-Исра, 17/79).

Т.е. самое эффективное средство достижения того высокого места, которое обещано в будущей жизни только одному человеку, – это украшать предрассветные часы поклонением Аллаху.

Поэтому наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) придавал особое значение ночной ибаде. Но, совершая служение, он, в то же время, не пренебрегал своим отдыхом. Анас (радыйаллаху анху) говорит:

«Если ты хотел видеть его ночью совершающим намаз, обязательно видел его совершающим намаз. Если хотел видеть спящим, то видел спящим». (Бухари, Тахаджуд, 11; Саум, 52, 53; Муслим, Саум, 178-180).

Наш досточтимый Пророк вставал для совершения ночного намаза (тахаджуд) иногда в первую часть ночи, иногда в середине ночи, но чаще всего – в предрассветное время (сахур). Его сподвижники видели его совершающим ибаду или спящим не в определенные часы, а в разное время ночи. Но к концу своей жизни Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) обычно вставал на тахаджуд в последнюю треть ночи, т.е. в предрассветное время (сахур).

Досточтимая Айша (радыйаллаху анха) так рассказывает о ночном намазе нашего досточтимого Пророка:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ни в месяц Рамадан, ни в другое время не совершал ночью намаз более одиннадцати ракаатов. Сначала он совершал намаз в четыре ракаата. Их красоту и длительность невозможно описать. Потом совершал еще четыре ракаата. Не спрашивайте и об их красоте и длительности. Потом совершал еще три ракаата…». (Бухари, Тахаджуд, 16; Таравих, 1; Муслим, Мусафирин, 125).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), совершающий ночами такие долгие намазы, красоту которых невозможно описать, в преклонные годы стал совершать намаз сидя. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сидя читал длинную суру, перед сажда вставал и, прочитав еще кое-какие аяты, склонялся в руку’ и сажда». (Бухари, Тафсир, 48/2).

Всевышний Аллах так восхваляет других Своих рабов, которые, следуя нашему досточтимому Пророку, украшали предрассветные часы поклонением:

«…просят прощения [Аллаха] на заре» (Али Имран, 3/17).

«Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении» (аз-Зарийат, 51/17-18).

Приведем пример нескольких праведных рабов Аллаха, которые сделали ночное поклонением своим обычаем.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Мне хорошо знакомы голоса обладателей мягких сердец из племени Аш’ари, когда они ночами (в своих домах) читают Коран. (Во время похода), даже если днем я и не вижу, где они остановились, по ночам я узнаю место их ночевки по голосам, громко читающим Коран…». (Бухари, Магази, 38).

Айша (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) в моей комнате ночью встал на тахаджуд. Он услышал голос Аббад бин Абдуллаха, который в мечети (в это время) совершал намаз. Он спросил:

— Айша, это голос Аббада?

Я ответила:

— Да.

Тогда он совершил такую ду’а:

О Аллах, помилуй Аббада!» (Бухари, Шахадат, 11).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) восемь или девять раз оставлял ночной аль-‘иша намаз на первую треть ночи. Абу Бакр (радыйаллаху анху) сказал: 

«О Посланник Аллаха! Если ночной намаз вы будете совершать немного пораньше, то нам легче будет вставать в середине ночи для поклонения!» (Ахмад, V, 47).

Досточтимый ‘Умар, вставая ночью на намаз тахаджуд, совершал такую ду’а:

«О Господь! Ты видишь, где я нахожусь, знаешь мою нужду! О мой Аллах, верни меня к Себе таким рабом, нужда которого явна, который избавлен от всякого страха и опасностей, который тут же отвечает на Твой призыв, ду’а которого принимается, ошибки которого Ты простил и которому Ты оказал милость».

Закончив намаз, он говорил:

«О мой Аллах, я не вижу ничего в этом мире, что бы существовало вечно. Нет здесь и ни одного правдивого состояния. О мой Аллах, сделай меня из тех Своих рабов, которые говорят в этом мире, имея знание, и которые жаждут истину (хикмат). О мой Аллах, не даруй мне с избытком блага этого мира, чтобы я не развратился. Также, отняв большую часть моего имущества, не оставляй меня в трудном положении, чтобы я не забывал (об ибадате и своих обязанностях). Поистине, небольшое, но достаточное для проживания имущество лучше, чем богатство, которое приводит к пренебрежению (ибадатом, зикром и ответственностью)»! (Ибн Абу Шайба, Мусаннаф, VII, 82).

Насколько назидателен следующий хадис, который сообщает нам, что намаз тахаджуд вводит человека в число праведников (салихин) и приводит к спасению.

Амир бин Раби’а, который при жизни придавал большое значение намазу тахаджуд, умер ночью в намазе. Когда люди были ввергнуты в смуту (фитна), от которой не было спасения, Амиру во сне было сказано:

«Вставай, проси у Аллаха, чтобы Он и тебя сохранил от фитны, от которой сохранил Своих праведных рабов!»

Амир тут же встал и совершил намаз. После намаза он заболел и больше уже не выходил из дома. Его вынесли на погребальных носилках. (Хайсами, IX, 301; Ибн Абу Шайба, Мусаннаф, VI, 362/32044).

Катада рассказывает:

«Когда приблизился смертный час Амира бин Абдикайса, он почувствовал это. У него спросили:

— Почему ты плачешь?

Он ответил:

— Я плачу не от страха перед смертью или по причине страсти, которую питаю к этому миру. Но я плачу от того, что не суждено мне больше поститься в жаркие дни, не суждено мне по ночам вставать для ибады (намаза тахаджуд). (Захаби, Сийар, IV, 19).

Всевышний так описывает этих Своих праведных рабов, которые придают большое значение предрассветному времени (сахур).

«Те, которые оставляют ложе, чтобы воззвать к Господу своему в страхе и надежде, и тратят [на благие дела] из того, чем Мы их наделили» (ас-Сажда, 32/16).

Т.е. их почтительное отношение к предрассветному времени дает им стойкость в осуществлении общественного служения, как, например, пожертвовании на благие дела.

В продолжении этих аятов наш Всевышний Господь сообщает такую благую весть тем, кто в предрассветные часы оставляет свои ложа, чтобы искать у Него прибежища, тем, кто сделал пожертвования неотъемлемой частью своей жизни:

«Ни один человек не знает, какие сокрытые блага уготованы людям в воздаяние за то, что они вершили» (ас-Сажда, 32/17).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), комментируя эти аяты, сказал:

«Всевышний Аллах говорит: «Я приготовил для Своих праведных рабов такие блага, которые никто не видел, о которых никто не слышал, которые невозможно представить и которыми еще никого не удостаивали!» (Бухари, Бад’уль-Халк, 8; Тафсир, 32/1; Таухид, 35; Муслим, Джаннат, 2-5).

Этот священный хадис показывает, что эти блага превосходят и блага Рая, о которых сообщается в других аятах и хадисах. В некоторых хадисах сообщается, что об этих благах (нигмат) не знают даже ангелы и пророки.

Это является самым сильным подтверждением любви Всевышнего к тем Своим рабам, которые в предрассветные часы встают на намаз. Следующий хадис еще одним другим доказательством этого:

«Есть три вида людей, которых Аллах любит. Есть три вида людей, которых Аллах ненавидит. Три вида людей, которых Аллах любит, такие:

  1. В собрание придет человек и, не ради какой-то близости к ним, а только ради Аллаха, попросит что-нибудь у собравшихся. Один из присутствующих скрытно от других, за спинами собравшихся, подаст просящему. (Он сделает это так незаметно, что) знать об этом будут только Аллах и тот, кому он подал милостыню.
  2. Группа людей в пути. Идут ночь напролет. Они устали и самое желанное для них – это сон. Наконец, в одном месте разбили лагерь. (Все заснули.) Один из них встав, с великой любовью и смирением обращается ко Мне и читает Мои аяты.
  3. Один человек участвует в военном походе. Его отряд встретил врага и потерпел поражение. Только этот человек не сдастся, он будет сражаться до тех пор, пока не будет убит или не победит.

А три вида людей, которых Аллах ненавидит, – это старик, совершающий прелюбодеяние, возгордившийся бедняк и несправедливый богач». (Тирмизи, Джаннат, 25/2568; Насаи, Закят, 75/2568).

Тех, кто встает в предрассветное время для ибады, любит также и Посланник Аллаха. Это становится явно из следующего предания.

У матери всех правоверных Айши (радыйаллаху анха) однажды спросили:

— Кого из людей Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) любит больше всех?

Айша (радыйаллаху анха) ответила:

— Фатыму.

— А из мужчин?

— Ее мужа.

После Айша (радыйаллаху анха), чтобы обратить внимание на очень важный момент, сказала:

— Насколько я знаю, он много поститься и по ночам много совершает намаз. (Тирмизи, Манакиб, 60/3474).

Очень важен следующий хадис, сообщающий нам, что совершающие ради Аллаха намаз по ночам войдут в Рай.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

В Раю есть такие (прозрачные и прекрасные) дворцы, что изнутри видно все, что наружи, а снаружи видно то, что внутри их.

Один бедуин, услышав это, встал и спросил:

— Для кого эти дворцы, о Посланник Аллаха?

Наш досточтимый Пророк ответил:

— Они для тех, кто сладкоречив и чьи слова приятны, кто угощает других, кто много постится и, когда ночью все спят, совершает намаз ради Аллаха». (Тирмизи, Бирр, 53/1984).

Только переселившись в Медину Мунаввара, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда описывал ансарам и мухаджирам дорогу, которая приведет их в Рай, назвал упомянутое обстоятельство и призвал их, когда по ночам все спят, совершать намаз.

Абдуллах бин Салям (радыйаллаху анху), считавший до принятия им Ислама большим ученым среди евреев, так рассказывает об этом:

«Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вошел в Медину, со всех сторон прибежали люди и окружили его. О нем возвестили:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) прибыл!»

Чтобы посмотреть на него, я смешался с людьми. Увидев благословенный лик Посланника Аллаха, я понял, что его лицо не может быть лицом лжеца. Первые слова, которые я услышал от нашего досточтимого Пророка, это:

يَا أَيُّهَا النَّاسُ! أَفْشُوا السَّلَامَ وَأَطْعِمُوا الطَّعَامَ وَصِلُوا الْأَرْحَامَ وَصَلُّوا بِاللَّيْلِ وَالنَّاسُ نِيَامٌ تَدْخُلُوا الْجَنَّةَ بِسَلَامٍ

«О люди! Приветствуйте друг друга, угощайте друг друга, укрепляйте родственные узы и помогайте своим родственникам! Когда люди по ночам спят, совершайте намаз! Это введет вас в Рай». (Ибн Маджа, Ат’има, 1; Икамат, 174; Тирмизи, Кыйамат, 42/2485).

То, о чем говорится в этих двух хадисах, – в отличие от людей, которые спят в это время, по ночам совершать намаз. Это дело, которое большинство людей не могут совершать или совершают с большим трудом. Когда все люди предаются сну, вставать на тахаджуд – это праведное деяние, которое дается только избранным рабам Аллаха. С этой точки зрения, в нем заключена огромная ценность. Другое обстоятельство, которое делает его таким ценным, – это отсутствие в нем рийа (лицемерия). В самом деле, человека, который ночью, когда все спят, встает на намаз, никто не видит. Поэтому люди, встающие в предрассветные часы ради ибады, являются искренними рабами Аллаха, ищущими только Его благоволения (рида).

Ибада тех, кто руководствуясь не этим, а другими интересами, встает на тахаджуд, не имеет смысла. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Сколько есть тех, кто ночами встает для ибады, а обретает только бессонницу». (Хайсами, III, 202).

В первом приведенном хадисе сообщается, что ночная ибада стирает прошлые грехи. В то же время она сохраняет человека от совершения грехов и дурных поступков. Следующий хадис ясно свидетельствует об этом.

Один человек пришел к нашему досточтимому Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) и сказал:

— Такой-то ночами совершает намаз, а когда наступает утро, занимается воровством.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) на это сказал:

— Если бы он совершал истинный намаз, то аяты Корана, которые он читает в тахаджуде, удержали бы его от того непристойного деяния, которое он совершает. (Ахмад, II, 447). 

Во втором хадисе говорится о том, что каждую ночь бывает такое время, когда обязательно принимаются ду’а, совершенные в это время. Это является доказательством того, что ночи для ибады ценнее дня. Потому что время, когда принимаются ду’а, если днем наступает только в пятницу, то ночью есть всегда. Это великая милость и благодеяние Всевышнего Своим рабам. Поэтому мусульмане, чтобы застать этот миг, должны вставать ночами и, обратившись к Аллаху, взывать к Нему.

Из третьего хадиса, мы узнаем, что это время, когда принимаются ду’а, бывает в последней трети ночи, т.е. в предрассветные часы, во время сахура. Ибо здесь сообщается, что Всевышний Аллах ближе к тем Своим рабам, которые бодрствуют в предрассветные часы, Он принимает их ду’а, выполняет их желания, прощает тех, кто просит Его об этом и дарует здоровье их телу.

Амр бин Абаса (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Я спросил:

— О Посланник Аллаха! Есть ли такое драгоценное время, которое с точки зрения близости к Аллаху превосходит другие часы, или такое, в которое более предпочтительно совершать ибаду?

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Да. Время, в которое Всевышний Господь ближе всего к своему рабу, – это середина последней части ночи. Если у тебя хватит сил быть из тех, кто совершает в этот час зикр Всевышнему, будь им! Потому что с этого времени до восхода солнца к каждому намазу спешат ангелы, и они будут свидетелями о них…» (Насаи, Мавакиму-с Салят, 35/570. Отдельно см. Ибн Маджа, Икамат, 182; Муслим, Саляту-ль Мусафирин, 52).

Друзья Аллаха считают, что находиться в ибаде в предрассветные часы – это редкое приобретение. Поклонение в это время имеет самую высшую ценность, ду’а принимаются, грехи стираются, а телу даруется здоровье. Поэтому друзья Аллаха говорят:

«Оживлять [поклонением] свои ночи, – это истинное владычество и царство, на которое указывает аят: «О Аллах! Властелин царства! Ты даруешь владычество, кому пожелаешь» (Али Имран, 26)».

В четвертом хадисе говорится  о том, какие усилия прикладывает шайтан, чтобы отвратить верующих от этого благословенного времени и лишить их, таким образом, великого владычества в будущей жизни. Шайтан, чтобы помешать людям вставать для ибады в предрассветные часы, придает особую сладость сну в это время. Внушая: «Время еще есть, поспи немного!» и, придумывая разные предлоги, заставляет упускать это время.

Чтобы не обмануться подобным образом, надо засыпать с намерением встать до рассвета для ибады. Проснувшись ночью, следует тут же помянуть Аллаха, подумать о Его величии, о необходимости повиноваться Его приказам и об обилии дарованных Им благ, надо преисполниться желанием обрести Его благоволение (рида). Потом, собрав свою волю, надо сразу же встать и, совершив омовение, прогнать сон. После этого, со всей искренностью и чистосердечием совершив намаз тахаджуд и оставив ни с чем шайтана, следует преисполниться стремления обретения близости Аллаха.

Такое «оживление» ночей, вне всякого сомнения, будет способствовать и «оживлению» дней. Если ночи освещаются ибадой, то и дни, наполнившись служением и вознаграждениями (саваб), засияют духовным светом. Если же человек, дав шайтану победить себя, проводит ночи в сне, то и дни теряют свою благословенность. Если человек проводит ночь в тьме, то тьма накроет и его день. Сердца людей, которые, не получив духовную пищу, погружаются в мирские дела, становятся слабыми. В таком случае, в предрассветные часы нам всем следует укреплять себя духовной пищей, чтобы днем сохранять бодрость души и тела.

Верующие, которые упускают драгоценные предрассветные часы, в будущую жизнь придут с пустыми руками. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), не желающий для своих последователей такого состояния, так предостерегал их, напоминая им о наставлении. которая матушка давала пророку Сулейману:

«Сынок! Не спи слишком долго по ночам! Ибо долгий сон по ночам оставляет человека неимущим в Судный день!» (Ибн Маджа, Икамат, 174).

Также наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал одному из своих сподвижников – Абдуллаху бин Амру:

«Абдуллах! Не будь таким, как такой-то! Потому что он сначала совершал ибаду по ночам, а потом оставил это». (Бухари, Тахаджуд, 19; Муслим, Сыйам, 185).

Если человек, который сделал своей привычкой вставать в предрассветные часы и проводить их в ибаде, в какую-то ночь не сможет преодолеть свой сон, то, по милости Всевышнего Аллаха, в его книгу деяний запишут вознаграждение (саваб) как за тахаджуд. Даже и его сон считается милостью Аллаха для него. Так как намерения (ният) его чисты, даже если он не встанет в эту ночь, то в следующую, по воле Аллаха, проснется и встанет.

В священном хадисе говорится:

«Если человек, который сделал своей привычкой вставать на тахаджуд, не сможет встать и не сможет совершить намаз, Аллах запишет ему вознаграждение за тахаджуд. Сам его сон садака (т.е. проявление милости Аллаха к нему)». (Муватта’, Салатуль-ляйл, 1; Абу Дауд, Татавву’, 20/1314; Насаи, Кыйамуль-ляйл, 61).

Естественно, это касается только дополнительных (нафиля) намазов. Ответственность за выполнение обязательных (фард) намазов не снимается по причине путешествия, болезни, сна и т.п.

Существуют и другие возможности наверстать упущенные ночные ибады.

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) по причине болезни, недомогания или чего-то подобного не делал намаз тахаджуд, то днем совершал намаз в 12 ракаатов (Муслим, Мусафирин, 140).

Также Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если человек заснет, не совершив или не закончив зикр или ду’а, которые он обычно читал по ночам, и совершит их между утренним (субх) и полуденным (зухр) намазами, то обретет такое же вознаграждение, как будто совершил их ночью». (Муслим, Мусафирин, 142).

 

Добавить комментарий