ПОСОВЕТУЙСЯ С СЕРДЦЕМ

ПОСОВЕТУЙСЯ С СЕРДЦЕМ

Оберегание от запретного предполагает избегание всего, что вызывает сомнение. Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) говорил:
«Кто откажется от того, что вызывает сомнение, тот больше будет избегать того, запретность чего очевидна. Кто же осмелится совершить сомнительное, тот легко впадет в то, запретность которого очевидна» (Бухари, Буйу, 2).
Тот, кто не сторонится сомнительного, не достигает уровня «кальби салим (непорочного сердца)», так как для него сомнительное становится привычным, и он, не замечая того, все более погружается в это состояние и постепенно находит себя погрязшим в грехах. Нет сомнений, что тот, кто без раздумий привык совершать «макрух» (не запрещенное, но порицаемое), спустя некоторое время перестает замечать и то, что он допускает «харам». Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) предупреждал:
«Дозволенное очевидно, и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, о котором многие люди не знают. Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и (бережет) свою честь, а тот, делает сомнительное, подобен пастуху, который пасёт (своё стадо) около заповедного места и вот-вот окажется там. Поистине, у каждого правителя есть своё заповедное место, и поистине, заповедным местом Аллаха на Его земле является то, что Он запретил. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, если он здоров, то здорово и все тело, а если он испорчен, то испорчено и всё тело. Поистине, это − сердце» (Муслим, Мусакат, 107; 108; Бухари, Иман, 39, Буйу, 2; Абу Дауд, Буйу, 3/3329).
Как следует из этого хадиса, различать разрешенное и запретное в случаях сомнения человеку может помочь его сердце. Один сподвижник как-то спросил:
– Как я могу понять: вызывает у меня что-либо сомнение или нет?
Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) ответил:
– Положи руку на сердце, так как сердце трепещет от харама и начинает сильнее биться. Если это дозволенное, оно успокоится и обретет умиротворение (Хайсами, 10/294).
Вабиса бин Мабад (радыйаллаху анху) рассказывал:
«Однажды я пришел к Пророку (салляллаху алейхи ва саллям), и он спросил у меня:
“Ты пришел спросить, что такое добро?”
Я ответил утвердительно. Он сказал:
“Посоветуйся с сердцем! Добро – это то, что твоя душа считает нормальным, и стремление совершить его подтверждается сердцем. А грехи – это то, что вызывает смятение в сердце и даже когда другие дают тебе заключение (фетву) “делай это”, то у тебя все равно это вызывает сомнения”» (Ахмад, 4/227-228; Дарими, Буйу, 2).
Следовательно, важно сохранять духовность сердца. Необходимым условием для этого является питание дозволенной пищей. От этого зависит способность сердца различать хорошее и плохое, сомнительное и запретное. Сердце, подпитываемое запретным, со временем теряет свою чистоту, мутнеет, темнеет и слепнет.
Как протерев салфеткой можно очистить потерявшее чистоту и ясность зеркало, так и потемневшее сердце очищается от грехов через раскаяние и мольбу, постепенно вновь обретая чистоту. Поэтому никогда нельзя забывать о покаянии, всегда взывать в мольбах к Аллаху и просить прощения за грехи и беспечность

Добавить комментарий