Посещение могил. Дозволено ли оно в исламе? - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Посещение могил. Дозволено ли оно в исламе?

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Часто вспоминайте о смерти! Ибо это оберегает человека от грехов и отдаляет его от бренного мира. Если вы станете размышлять о смерти, будучи богатым, то это оградит вас от пагубного влияния богатства. Если вы будете размышлять о смерти, пребывая в бедности, то это поможет вам быть довольным вашей жизнью» (Суюти, Джамиус-Сагир, I, 47).

«Вспоминайте о смерти и о том, что тело и кости сгниют! Для того, кто желает вечной жизни, бренная жизнь теряет блеск» (Тирмизи, Кыйамат, 24). «…Аллах любит того, кто часто вспоминает о смерти» (Хайсами, X, 325).

«Часто вспоминайте о смерти, которая обрывает все удовольствия земной жизни» (Тирмизи, Кыйамат, 26).

Поэтому последователи праведного пути, каждый день посвящают определенное время размышлениям о смерти, пробуждая свою душу от мирского тумана. Тафаккур (глубокое размышление) о смерти является особым средством для отстранения от телесных желаний и раскрытия духовного потенциала. Благодаря вдохновению, полученному в результате таких размышлений, они избавляются от желания совершать неверные и пустые поступки и стремятся положить свою жизнь на совершение благих дел и достижение совершенства. Согласно одному риваяту, благородный Али часто посещал могилы. Однажды его спросили: «О Али! Что с тобой происходит? Ты поселился рядом с могилами?!» На что благородный Али ответил: «Я узнал, что они – преданные соседи! Ибо не делают ничего плохого и (своим состоянием постоянно давая нам урок в назидание) напоминают об ахирате!» (Ибн Аби Шейба, «Мусаннаф», VII, 102/34514).

Один из праведников былых времен советовал, как человеку избежать беспечности, украсить свой жизненный путь праведными делами и наполнить бесконечной благодарностью и довольством: «Время от времени посещай больницы и навещай больных! Рассуждай над тем, что ты здоров и не страдаешь от ужасных болезней, и благодари за свое состояние Господа!

Время от времени посещай тюрьмы и задумайся о жизни заключенных там людей, наполненной тысячами мучений! Задумайся над тем, что ты тоже можешь оказаться на месте тех, кто в порыве гнева или помутнении рассудка совершил преступление, а также тех, кто, попав в неволю, испытывает невыносимые страдания! Благодари Всевышнего Аллаха за то, что Он уберег тебя от такого положения! Помолись за благополучие тех, кто там находится! Посещай кладбища и прислушайся к безмолвным стенаниям, которые поднимаются над надгробными плитами!

Задумайся над тем, что не будет никакой пользы от сожалений после смерти! Знай цену времени! Молись о прощении грехов за тех, кто покоится в этих могилах! Старайся все свое оставшееся время проводить в восхвалении, благодарении и поминании Аллаха!»

Действительно, самый лучший способ, заставляющий человека задуматься о смерти и о вечном мире, – это посещение могил. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Раньше я запрещал вам посещать могилы… Теперь вы уже можете это делать. Ибо посещение могил будет вам напоминанием о смерти» (Тирмизи, Джанаиз, 60; См. Муслим, Джанаиз, 106).

Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) в начале пророчества запретил посещение могил, так как видел в этом угрозу возврата к ширку (многобожию). Ибо во времена джахилии люди считали, что души их предков обрели святость, а также посещали могилы, чтобы похвастаться многочисленностью своего рода, на которую указывало большое количество могил их усопших соплименников. Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запретил посещение могил, чтобы искоренить этот невежественный обычай.

Однако после того как Ислам набрал силу, и Единобожие укрепилось в сердцах, не осталось места для переживаний по поводу того, что люди снова начнут поклоняться могилам, надеясь на их помощь и приписываемую им святость. Поэтому наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) разрешил посещение могил и даже поощрял это. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) часто навещал усопших сахабов, похороненных на кладбище аль-Баки, а также могилы шахидов, павших в битве при Ухуде.

Как передала мать всех правоверных благородная Айша, Посланник (салляллаху алейхи ва саллям) в последнюю часть каждой ночи, которую он проводил с ней, отправлялся на кладбище аль-Баки, где приветствовал его обитателей и читал молитвы. Однажды ночью ангел Джибриль (алейхиссалям) посетил пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и обратился к нему со словами: «Твой Господь повелевает тебе отправиться к обитателям аль-Баки и молиться о прощении их грехов!» Наш Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) сразу последовал этому приказу и посетил кладбище аль-Баки (Муслим, Джанаиз, 103).

Как передает Абдуллах бин Абу Фарва: «Пророк навестил могилы шахидов, павших в битве при Ухуде, и сказал: «О мой Аллах! Твой раб и пророк свидетельствует о том, что они – истинные шахиды. И с этого времени и до самого Судного дня тот, кто навестит этих шахидов и поприветствует их, сам удостоится их приветствий» (Хаким, III, 31/4320).

Также пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) научил благородных сахабов словам, которые нужно произносить при посещении кладбища: «Приветствую вас, о правоверные обитатели этого места! Иншааллах, мы тоже в скором времени присоединимся к вам. Я желаю, чтобы Аллах простил нас и вас» (Муслим, Джанаиз, 104). Один из великих табиинов, Имам Шаби сказал: «Когда у ансаров умирал кто-то из близких, они часто навещали его могилу и там читали Священный Коран» (Абу Бакр ибн Халлал, «аль-Кираа индаль-Кубур», Бейрут 1424, стр. 89, № 7.142).

Каждый мусульманин при посещении кладбища, где похоронены верующие, сначала должен поприветствовать всех его обитателей и помолиться за них, затем по возможности прочитать аяты Корана и задуматься над тем, что однажды и он окажется здесь. Один из праведников, благородный Хатам аль-Асам сказал: «Тот, кто при посещении кладбища не молится за его обитателей и не задумывается о себе (своем конце), считается предавшим не только себя, но и тех, кто там покоится» (Ихья, IV, 868). Как передает Суфьян ибн Уяйна: «Потребность усопших в молитве больше, чем потребность живых в питье и пище» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 297).

Шариатом однозначно разрешено чтение Священного Корана у изголовья могилы, все ученые-богословы пришли к единому мнению в этом вопросе. Имам ан-Навави в своем произведении «Шархуль-Мухаззаб» писал: «Для тех, кто посещает кладбище, чтение Корана в меру его возможностей и последующие молитвы за его обитателей считаются мустахабом (желательным)» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 303).

Согласно мнению имама Куртуби, во время чтения Корана у могилы ее обитатель слышит эти аяты и, благодаря Щедрости и Милости Аллаха, получает вознаграждение как от чтения, так и от прослушивания аятов Священной Книги. Кроме того, если усопший не услышал благословенные аяты, то саваб от чтения Корана, совершенного для него и за него, достигает его так же, как достигают умерших воздаяния от садака и молитв. В одной их книг ханафитского мазхаба – «Фетава Кадихан» сказано: «Если человек намеревается донести чтение священных аятов до умерших, то ему следует читать Коран возле их могил, если у него нет такого намерения, то Всевышний Аллах услышит чтение в любом месте» (Суйюти, «Шархус-Судур», Ливан 1417, стр. 304).

Человек может читать Коран и просить Господа ниспослать вознаграждение за прочитанные аяты любому верующему вне зависимости от расстояния между ними. Однако если он сделает это возле могилы усопшего, то станет способствовать тому, что перешедший в мир иной помимо саваба от слушания Корана, обретет милость и спокойствие, ниспосылаемые Всевышним Аллахом в этот момент. Чтение Корана во время посещения могил разрешено иджмой. Что тако иджма? В Исламской юриспруденции существует четыре основных доказательства: Коран, Сунна, кийас-и фукаха (книги ученых четырех мазхабов) и иджма-и уммат (согласованное мнение ученых)). В вопросе дозволенности чтения Корана умершим существует единое мнение ученых уже 1400 лет.

Для того чтобы умершие смогли через чтение Корана удостоиться Милости Создателя, принято читать суру «Йасин». В одном из благородных хадисов сказано: «Йасин – сердце Корана. Если кто-либо станет читать его, чтобы достичь довольства Аллаха и, желая обрести место в вечном мире, грехи того обязательно будут прощены. Читайте суру «Йасин» и для усопших» (Ахмад, V, 26).

Для духовной пользы усопших можно читать и другие суры и аяты Корана. В одном из многочисленных риваятов относительно этого сказано: «Если кто-либо из вас умрет, то сразу же отнесите его на кладбище. Когда будете его хоронить, пусть один из вас прочтет у его изголовья суру «аль-Фатиха», а другой у его ног – последнюю часть суры «аль-Бакара» (Амана-р-расулю)» (Табарани, «Кабир», XII, 340; Дайлами, I, 284; Хайсами, III, 44). Имам аш-Шафии (рахматуллахи алейхи) сказал: «Чтение аятов и сур Корана у изголовья могилы считается мустахабом. А полностью прочесть Коран (совершить хатм) – еще лучше» (Навави, «Рийазус-Салихин», Бейрут, стр. 293.145).

Следовательно, посещение могил, приветствие обитателей могил, молитвы о прощении их грехов, а также чтение Корана для их блага – все это является причиной приобретения усопшими Милости Творца. Посещение могил с соблюдением правил исламского этикета является средством получения многих благ. Размышления о смерти помогут бороться со страстями и желаниями, которыми полна душа, забывшая о договоре со Всевышним. Сердце человека, помнящего о вероятности внезапной встречи с Господом, становится более чутким, склонным к благочестию, такой человек избегает беспечного времяпрепровождения в бренном мире, ведь он помнит, что может покинуть это пристанище в любой миг..

Смотря на могилы, человек вспоминает о том будущем, которое ждет каждое существо, живущее на Земле. Пребывая в месте, где покоится множество сынов Адама, человек избавляется от растрачивания своей жизни на пустые прихоти и увлечения. Посещение кладбища — лучший способ подготовки к вечной жизни. Именно поэтому в исламских странах могилы часто расположены перед мечетями и внутри города. Это было устроено таким образом в частности и для того, чтобы люди, проходящие мимо, имели возможность прочитать суру «аль-Фатиха» за души почивших для получения ими Милости Аллаха, а также предавались глубоким размышлениям о смерти и о том, что такая участь ждет каждого из нас.

С другой стороны, при посещении могил следует строго избегать неправильных действий: например, зажигать свечи у изголовья могил, привязывать ленты или лоскутки, а также напрямую просить помощи у тех, кто там покоится… Ни в коем случае не следует забывать о том, что каким бы великим человеком ни был усопший, нельзя у него ничего просить. Необходимо обращаться с мольбой только к Всевышнему Аллаху ради высокого положения и почета умершего перед Всевышним. Единственный, к кому следует обращаться с просьбами, – это Истинный СУдья и Вершитель судеб, Всевышний Господь Аллах Субханаху ва Тааля, без повеления которого ни один раб не сможет совершить ни благого, ни плохого поступка.

Поэтому обращаться к кому-либо из праведников, когда их нет рядом, или их уже нет в живых, с такими невежественными словами, как: «О такой-то человек! Дай мне здоровья, сил! Удовлетвори мои потребности! Спаси меня! Исполни мою просьбу», — является большой ошибкой, которая ведет к ширку. Следует категорически избегать этих и подобных им выражений, которые могут пошатнуть в человеке акыду (вероубеждение) Единобожия.

Ведь в Священном Коране говорится о том, как представители других религий впали в подобную ошибку: «Они признали господами помимо Аллаха своих первосвященников и монахов, а также Мессию, сына Марьям (Марии). А ведь им было велено поклоняться только одному Богу, кроме которого нет иного божества. Он превыше того, что они приобщают в сотоварищи!» (Сура Ат-Тауба («Покаяние»), 31 аят).

Нельзя просить у людей то, что может дать только Всевышний Господь. Мы можем просить праведников просить у Аллаха за нас, но обращаться к ним самим, чтобы они отпустили нам наши грехи или привели в Рай — такое в исламе запрещено. Обязанность каждого верующего – предостерегать и наставлять на прямой путь тех, кто по причине беспечности или невежества совершает действия, ведущие к ширку (многобожию). Однако те, которые, мотивируя борьбой с чрезмерностью и излишествами в данном вопросе, считают ширком посещение могил, осуществленное по всем правилам адаба, совершают обратную ошибку. Ислам, как и в любом другом вопросе, в отношении посещения могил придерживается золотой середины. Самым лучшим примером правильного поведения при посещении кладбища (без всяких излишеств и отступлений) являются пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) и его благородные сподвижники.

Просим Аллаха даровать нам возможность всю жизнь придерживаться истинного пути Корана и Сунны, быть в числе Его праведных рабов и удостоить чести пребывания в Раю с Его верными рабами!

Добавить комментарий