Покаяние (тауба) и просьба о прощении (истигфар) - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Покаяние (тауба) и просьба о прощении (истигфар)

Покаяние (тауба) и просьба о прощении (истигфар)

. عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ:

«يَا أَيُّهَا النَّاسُ! تُوبُوا إِلَى اللّٰهِ فَإِنِّي أَتُوبُ فِي الْيَوْمِ إِلَيْهِ مِائَةَ مَرَّةٍ».

1. От Ибн ‘Умара (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«О люди! Кайтесь перед Аллахом. Ибо я каюсь перед Ним сто раз в день». (Муслим, Зикр, 42. Отдельно см. Абу Дауд, Витр, 26; Ибн Маджа, Адаб, 57).

. عَنْ أَبِي مُوسَى اْلاَشْعَرِيِّ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «إِنَّ اللّٰهَ عَزَّ وَجَلَّ يَبْسُطُ يَدَهُ بِاللَّيْلِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ النَّهَارِ وَيَبْسُطُ يَدَهُ بِالنَّهَارِ لِيَتُوبَ مُسِيءُ اللَّيْلِ

حَتَّى تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا».

2. Передано от Абу Мусы аль-Аш’ари (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всевышний Аллах ночью разжимает руку, чтобы принять покаяние тех, кто согрешил днем. Днем Он разжимает руку, чтобы принять покаяние тех, кто согрешил ночью. И это будет продолжаться до тех пор, пока солнце не поднимется с запада». (Муслим, Тауба, 31; Ахмад, IV, 404).

. عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ تَابَ قَبْلَ أَنْ تَطْلُعَ الشَّمْسُ مِنْ مَغْرِبِهَا تَابَ اللّٰهُ عَلَيْهِ».

3. Передано от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Кто совершит покаяние (тауба) прежде, чем солнце взойдет с запада, Аллах примет его покаяние». (Муслим, Зикр, 43).

. عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«إِنَّ اللّٰهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ الْعَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ».

 

4. От Ибн ‘Умара (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пока раб Аллаха не начнет биться в предсмертной агонии, Аллах примет его покаяние (тауба)». (Тирмизи, Да’ват, 98/3537. Отдельно см. Ибн Маджа, Зухд, 30).

عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «مَنْ لَزِمَ الْاِسْتِغْفَارَ جَعَلَ اللّٰهُ لَهُ مِنْ كُلِّ ضِيقٍ مَخْرَجًا وَمِنْ كُلِّ هَمٍّ فَرَجًا وَرَزَقَهُ مِنْ حَيْثُ لَا

يَحْتَسِبُ».

 

5. Ибн Аббас (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Если человек не перестает языком просить прощение (истигфар), Всевышний Аллах покажет ему выход из любой сложной ситуации, пожалует избавление от каждой печали и дарует пропитание таким путем, каким тот и не ждал». (Абу Дауд, Витр, 26/1518; Ибн Маджа, Адаб, 57. Отдельно см. Ахмад, I, 248; Хаким. IV, 291/7677).

. عَنْ أَبِي مُوسَى رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «أَنْزَلَ اللّٰهُ عَلَيَّ أَمَانَيْنِ لِأُمَّتِي: (وَمَا كَانَ اللّٰهُ لِيُعَذِّبَهُمْ وَاَنْتَ ف۪يهِمْ، وَمَا كَانَ اللّٰهُ مُعَذِّبَهُمْ وَهُمْ يَسْتَغْفِرُونَ)

فَإِذَا مَضَيْتُ تَرَكْتُ فِيهِمُ الْاِسْتِغْفَارَ إِلَى يَوْمِ الْقِيَامَةِ».

 

6. Абу Муса (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Всевышний Аллах ниспослал мне два обещания (о безопасности) для моей общины:

«Но Аллах не станет наказывать их, когда ты находишься с ними. Аллах не станет наказывать их в то время, когда они молят о прощении» (аль-Анфаль, 8/33).

Когда я покину вас, я оставлю (второе обещание о безопасности от гнева Аллаха) – просьбу о прощении (истигфар) до Судного дня». (Тирмизи, Тафсир, 8/3082).

. عَنْ عَبْدِ اللّٰهِ بْنِ بُسْرٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ يَقُولُ: قَالَ النَّبِيُّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «طُوبَى لِمَنْ وَجَدَ فِي صَحِيفَتِهِ اسْتِغْفَارًا كَثِيرًا».

 

7. От Абдуллаха бин Бусра (радыйаллаху анху) передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пусть возрадуется тот, в книге деяний которого (в Судный день) будет много просьб о прощении». (Ибн Маджа, Адаб, 57).

. عَنْ شَدَّادِ بْنِ أَوْسٍ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ:

«سَيِّدُ الْاِسْتِغْفَارِ أَنْ تَقُولَ: (اَللّٰهُمَّ أَنْتَ رَبِّي لَا إِلٰهَ إلَّا أَنْتَ خَلَقْتَنِي وَأَنَا عَبْدُكَ وَأَنَا عَلَى عَهْدِكَ وَوَعْدِكَ مَا اسْتَطَعْتُ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَا صَنَعْتُ أَبُوءُ لَكَ بِنِعْمَتِكَ عَلَيَّ وَأَبُوءُ بِذَنْبِي

فَاغْفِرْ لِي فَإِنَّهُ لَا يَغْفِرُ الذُّنُوبَ إِلَّا أَنْتَ)» قَالَ:

«وَمَنْ قَالَهَا مِنَ النَّهَارِ مُوقِنًا بِهَا فَمَاتَ مِنْ يَوْمِهِ قَبْلَ أَنْ يُمْسِيَ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ وَمَنْ قَالَهَا مِنَ اللَّيْلِ وَهُوَ مُوقِنٌ بِهَا فَمَاتَ قَبْلَ أَنْ يُصْبِحَ فَهُوَ مِنْ أَهْلِ الْجَنَّةِ».

 

8. От Шаддада бин Авса передано, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Самая лучшая просьба о прощении (саййидуль-истигфар) такова:

«О мой Аллах! Ты мой Господь. Кроме Тебя нет другого божества, достойного поклонения. Ты сотворил меня. Я — Твой раб. Насколько в моих силах, я держу слово и соблюдаю обещание, которые дал Тебе в предвечности (азаль). Я прибегаю к Тебе от зла совершенных мной грехов. Я признаю с благодарностью Твои блага, которые Ты мне даровал, и признаю свои грехи. Прости меня, поистине, нет никого другого, кроме Тебя, кто простил бы мне грехи».

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так продолжил свои слова:

«Если человек, всем сердцем, веря в вознаграждение (саваб) за эту мольбу о прощении (истигфар) и в ее достоинства, днем прочитает ее, а потом в тот же день до захода солнца умрет, он будет обитателем Рая. Также, если человек, всем сердцем веря в вознаграждения (саваб) за эту мольбу  о прощении (истигфар) и в ее достоинства, ночью прочитает ее, а потом в ту же ночь до восхода солнца умрет, он будет обитателем Рая». (Бухари, Да’ват, 2, 16. Отдельно см. Абу Дауд, Адаб, 100-101; Насаи, Истиаза, 57/5519; Тирмизи, Да’ват, 15/3393).

 Комментарии к хадисам

Человек не может быть безгрешным. Зная или не зная об этом, он совершает ошибки и грехи. Но не одобряется, если он остается в таком положении. Разумный верующий, тут же признав свою ошибку, должен отвернуться от греха и обратится к Аллаху. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Каждый человек может ошибиться. Но самый лучший из тех, кто совершает ошибку, тот, кто много кается». (Тирмизи, Кыйамат, 49/2499; Ибн Маджа, Зухд, 30).

Всевышний Аллах, желая, чтобы Его рабы каялись, говорит:

«Обратитесь, все верующие, к Аллаху с мольбой о прощении, — быть может, вы будете счастливы» (ан-Нур, 24-31).

«О вы, которые уверовали! Обращайтесь к Аллаху с искренним раскаянием» (ат-Тахрим, 66/8).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) самым первым следовал этому повелению Всевышнего Аллаха, каждый день он многократно каялся и просил прощения (истигфар). Он поступал так не по причине обремененности грехами, а, подчиняясь повелению Аллаха, стремясь поминать (зикр) Его, а также, будучи примером для своей общины, желая показать верующим, как им надо каяться и просить прощения (истигфар). Он считал, что очень трудно проникнуться ощущением своего бессилия перед Всевышним Господом, трудно обрести истинную скромность и осознать свой долг служения перед Ним. Советуя это и своей общине, он говорит в первом хадисе«О люди, кайтесь перед Аллахом! Ибо я каюсь перед Ним в день сто раз».

«Сто раз» говорится не для того, чтобы ограничить определенной цифрой количество покаяний и просьб о прощении, а чтобы показать, что каяться и просить прощение надо много раз в течение дня. Ибо наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) только в одном собрании (меджлис) сто раз обращался с просьбой о прощении (истигфар).

Ибн Умар (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Мы подсчитали, что только в одном собрании Посланник Аллаха сто раз произносил:

رَبِّ اغْفِرْ لِي وَتُبْ عَلَيَّ إِنَّكَ أَنْتَ التَّوَّابُ الرَّحِيمُ

 

«О мой Аллах! Прости меня и прими мое покаяние! Ибо Ты принимаешь покаяние и оказываешь милость». (Абу Дауд, Витр, 26/1516; Тирмизи, Да’ват, 38/3434).

Человек должен каяться столько, насколько у него хватит сил. Ибо это приводит раба Аллаха к обретению благоволения (рида) Всевышнего.

В священном аяте говорится:

«Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (аль-Бакара, 2/222).

Следующий хадис, помогающий нам понять, насколько Всевышний любит покаяние Своего раба, призывает каждого человека покаяться, не теряя времени:

«Поистине, Аллах радуется покаянию Своего раба, который обращается к Нему с покаянием, больше, чем тот из вас, кто (ехал) по пустыне на своем верблюде, который затем вырвался (и убежал) от него со (всеми) съестными припасами и водой, а тот, отчаявшись (найти) его, пришел к какому-то дереву и улегся в его тени. И вдруг обнаружил, что его верблюд стоит рядом с ним, тогда он взял его за повод и сказал: «О Аллах, Ты — раб мой, а я — Твой Господь», допустив ошибку из-за (охватившего его) ликования». (Муслим, Тауба, 7; Тирмизи, Кыйамат, 49; Да’ват, 99).

Можно ли представить себе радость большую, чем радость человека, который, потеряв в пустыне все свои припасы и ожидая смерти от жажды и голода, вдруг находит все свои припасы в целости и сохранности? Всевышний Аллах, когда Его раб, затерявшийся в пустыне грехов и идущий навстречу гибели, вдруг поворачивает обратно и обретает спасение, радуется еще более этого. Значит, насколько же Он любит Своих рабов!

Во втором хадисе поясняется, что не надо задерживаться с покаянием, и что Аллах всегда принимает его. Всевышний ждет, что Его раб, совершивший ошибку, тут же осознав это, отвратится от нее. Он хочет, чтобы тот, кто совершил грех днем, не дожидаясь, пока пройдет еще день, покаялся в ту же ночь. И хочет, чтобы тот, кто совершил грех ночью, покаялся в тот же день. В Священном Коране воздается хвала рабам Аллаха, которые спешат каяться:

«кто совершил скверный поступок или прегрешение против самого себя, а потом вспомнил Аллаха, попросил прощения за свои грехи — а кто может простить грехи, кроме Аллаха? — и не собирается умышленно повторять прегрешения» (Али Имран, 3/135).

Из этого аята также становится ясно, что прощает грехи только Всевышний Аллах. Так как грех означает неповиновение Аллаху, то и простить то наказание, которое за него полагается, может только Он. (См. Али Имран, 3/129, 135; аль-А’раф, 7/149).

Хотя каяться и просить прощения можно в любое время, особое место при этом занимает предрассветное время (сахар). В аятах и хадисах указывается, что каяться и просить прощение лучше именно в это время.

В аятах говорится, что довольство Аллаха, Рай и его блага предназначены богобоязненным (таква) рабам Аллаха, которые в предрассветное время (сахар) совершают истигфар. (Али Имран, 3/15-17).

В одном аяте также сообщается:

«Только малую часть ночи предавались они сну, а уже на заре они молили о прощении» (аз-Зарийат, 51/17-18).

Поэтому первые поколения мусульман (саляф-и салифин) называли предрассветное время (сахар) и время, когда появляется заря (фаджр), «временем истигфара и ду’а» и относились к этому времени с особым почтением. (Хайсами, VII, 47; Мубаракфури, Тухфатуль-ахвази, II, 473-474; Ибн Хаджар, Талхисул-хабир, IV, 206).

Как сообщается в третьем хадисе, Всевышний Аллах будет принимать покаяние Своих рабов до тех пор, пока не будет явлен один из больших признаков наступления Судного дня – восход солнца с запада. Покаяние тех людей, которые раскаются после восхождения солнца с запада, Он принимать не будет. Потому что после того, как люди увидят это великое знамение, не останется никого, кто бы не верил в Аллаха. Поэтому и время испытания (земной жизнью) уже кончится. Ведь главное в этом испытании – раскаяние (тауба).

Всевышний Аллах говорит:

«В тот день, когда явится [такое] знамение твоего Господа, никому не принесет пользы [то, что он] уверует [в этот самый день], если он не уверовал прежде и не совершил добрых деяний в соответствии с верой» (аль-Ан’ам, 6/158).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) поведал о вратах, которые находятся на западе. Он сказал, что ширина их такова, что всаднику надо семьдесят лет, чтобы проехать это расстояние.

Суфьян бин Уйайа, ученый-хадисовед из Шама (Сирии), пишет об этих вратах:

«В тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю, он сотворил эти врата, открытые для раскаяния (тауба). Эти врата не будет закрыты до тех пор, пока солнце не поднимется с запада». (Тирмизи, Да’ват, 98/3535; Тахарат, 71. Отдельно см. Насаи, Тахарат, 97, 113; Ибн Маджа, Фитан, 32).

Да, «Врата покаяния» останутся открытыми до Судного дня, но никто не может сказать, что он будет жить до этого времени. Гораздо важнее «личный» судный день –смерть человека. Поэтому в четвертом хадисе начало предсмертной агонии, когда душа подходит к горлу, собираясь покинуть тело, уподобляется восхождению солнца с запада. Когда человек уже отчетливо понимает, что умирает, покаяние уже не имеет никакого смысла и бесполезно.

Всевышний говорит:

«Но нет прощения тем, кто совершает прегрешения [всю жизнь], и лишь тогда, когда к нему приходит смерть, говорит: «Воистину, я раскаиваюсь теперь» (ан-Ниса, 4/18).

В Священном Коране много раз повторяется, что когда приходит предопределенный человеку смертный час (аджаль), ему не будет дана отсрочка даже на миг (аль-А’раф, 7/34; Йунус, 10/49; аль-Хиджр, 15/5; ан-Нахль, 16/61; аль-Му’минун, 23/43; аль-Мунафикун, 63/11).

С другой стороны, никто, кроме Аллаха, не может знать назначенного человеку смертного часа. Тайна, которая более всего интересует всех людей, — это когда им предстоит встреча с ангелом смерти. Но смерть обычно застает их врасплох. Значит, ни в коем случае нельзя откладывать покаяние. Совершив ошибку, надо тут же раскаяться и просить прощение (истигфар). Ошибочно полагать: «Я боюсь, что после покаяния опять совершу грех. Поэтому, я раскаюсь позже». Сколько бы человек ни совершал снова грех, он должен опять каяться. Но при этом надо стараться быть искренним. Потому что нет смысла одновременно иметь намерение снова совершить грех и каяться. После каждого греха человек должен каяться, имея намерение уже не возвращаться к греху. На это указывают и сами условия (шарт), при которых покаяние бывает принятым:

1. Перестать совершать этот грех.

2. Раскаяться в его совершении.

3. Иметь намерение больше не совершать этот грех.

4. Если грех попирает права рабов Аллаха, помириться с ними и возместить им.

Если же человек, подпав под влияние своего нафса, снова совершает грех, он должен опять так же искренне раскаяться и снова просить прощения (истигфар). Потому что наш Всевышний Господь очень милостив к нам, Своим рабам. Надо всегда надеяться на Него. Перестают надеяться на Него только неверные (кафирун). (Йусуф, 12/87).

Всевышний Аллах, призывая тех Своих рабов, которые, совершив грех, причинили зло самим себе, немедленно раскаяться, говорит:

«Скажи, [Мухаммад, от имени Аллаха]: «О рабы Мои, которые излишествовали во вред самим себе, не теряйте надежды на милость Аллаха. Воистину, Аллах прощает полностью грехи, ибо Он — прощающий, милосердный». Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, до того как постигнет вас наказание. Ведь потом вам не помогут» (аз-Зумар, 39/53-54).

Перестав надеяться на милость (рахма) Аллаха, упорствовать в непокорности, или, считая себя спасенным от Его наказания, не придавать значения грехам, неправильно. Сколько бы ни грешил верующий, он должен находиться в состояния между страхом и надеждой. Нельзя отворачиваться от своего Господа и обратиться к покаянию на миг раньше. Ибо сказано:

«Аллах не любит никого из неблагодарных грешников» (аль-Бакара, 2/275-276).

Всевышний не только прощает тех, кто, не теряя времени, искренне покаялся, но и обращает их грехи в вознаграждение (саваб).

Об этом так говорится в священном аяте:

«…за исключением тех из них, кто раскаялся, уверовал и совершил доброе дело. За это Аллах заменит их злые деяния добрыми, ибо Аллах — прощающий, милосердный» (аль-Фуркан, 25/70).

Но из аята также становится ясно, что покаяние не должно ограничиваться только словами и душевными порывами, оно должно подтверждаться и усиливаться благими деяниями. Ибо благие деяния, совершенные после грехов, помогают уничтожить их отрицательное воздействие. (Худ, 11/114).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) посоветовал одному человеку, желающему раскаяться в грехе, быть добрым в отношении к своей матери. Узнав, что его матери уже нет в живых, сказал, что тетя занимает такое же положение, что и мать, и пусть относится по-доброму к тете. (Тирмизи, Бирр, 6; Ахмад, II, 13-14).

Также путь очищения от некоторых грехов – возмещение (каффарат) за них. Накормив и одев неимущего (факир), совершив жертвоприношение или держа пост, можно очистить свой нафс от грязи совершенного греха. (аль-Маида, 5/89, 95; аль-Муджадаля, 58/3-4).

В пятом хадисе сообщается о достоинствах и пользах постоянного произнесения истигфар.

Если много просить прощения (истигфар) у Аллаха, то грехи прощаются. А на Своих очищенных рабов Всевышний Аллах изливает поток Своей милости, избавляет от всякого рода затруднений, бед и несчастий и дарует им обильные блага.

 

Во времена досточтимого ‘Умара случилась засуха. Люди стали ощущать нехватку продовольствия. Они предложили халифу обратиться к Аллаху с ду’а о дожде. Когда все собрались, досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) поднялся на минбар, чтобы совершить ду’а о дожде. Он начал просить прощение (истигфар). Он всего лишь произносил истигфар и больше ничего. Так продолжалось некоторое время, потом халиф спустился с минбара. Присутствующие были удивлены:

— О повелитель правоверных, вы поднялись, чтобы совершить ду’а о дожде, но мы не слышали, чтобы вы сделали ее. Вы спустились, произнеся только истигфар.

Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) сказал:

— Я попросил о той милости, которую вы желали, вместе с ключами небес, посылающими дождь.

В доказательство он привел такие аяты:

«…говоря: «Молите у вашего Господа прощения, ибо Он — прощающий. Он ниспошлет вам с неба обильный дождь, поддержит вас имуществом и детьми и предоставит вам сады и реки» (Нух, 71/10-12).

«[Худ аляйхиссаллям сказал:] «О мой народ! Просите прощения у вашего Господа, а потом раскайтесь пред Ним, и Он ниспошлет вам с неба обильный дождь и умножит многократно вашу силу. Так не отступайтесь же [от меня] грешниками» (Худ, 11/52).

«[Шуайб аляйхиссаллям сказал:] «Просите прощения у Господа своего, потом раскайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь — милосердный, любящий» (Худ, 11/90).

Прочитав аяты, досточтимый ‘Умар так завершил свою речь:

«Просите у Аллах простить ваши ошибки и грехи, искренне кайтесь и обратитесь к Аллаху!» (Байхаки, ас-Сунануль-кубра, III, 351-351).

Значит, оставление грехов и обращение к Аллаху с ду’а о прощении – это ключ, открывающий небесные врата. Когда люди оставляют грехи и чтят Аллаха, открываются врата небес, и все возможные милости начинают изливаться из них.

 

Однажды к досточтимому Хасану Басри пришли четыре человека. Один из них жаловался на засуху, второй – на бедность, третий – на распущенность детей, четвертый – на то, что его поле не дает урожай. Великий аулия посоветовал каждому из них просить прощение (истигфар).

Присутствующие спросили:

— Наш господин, эти люди обратились к вам с разными бедами, но вы посоветовали им одно и тоже средство.

Досточтимый Хасан Басри, как и ‘Умар, ответил им, прочитав с 10-ого по 12-й аяты суры Нух. (Айни, Умдатуль-Кари, XXII, 277; Ибн Хаджар, Фатхуль-Бари, XI, 98).

В шестом хадисе говорится, что пока люди будут просить прощение, Аллах не подвергнет их наказанию. Ибо истигфар не только служит щитом от наказания в этом мире, но и спасает от наказания в будущей жизни. Это божественная гарантия безопасности.

В седьмом хидисе содержится благая весть для тех, в чьих книгах деяний в Судный день окажется много истигфар. Здесь говорится: «Пусть они возрадуются!» Потому что, как сообщается в другом хадисе:

«Просьба о прощении (истигфар) сияет в книге деяний как свет (нур)». (Суйути, Джами, № 3056).

Значит, мы должны постоянно искренне и чистосердечно просить о прощении. Но если такая просьба будет выражена только на словах, в Судный день мы можем и не увидеть ее в своей книге деяний. Поэтому необходимо, чтобы просьба о прощении была пропущена через сердце и душу.

В восьмом хадисе Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) учит нас как совершать истигфар, который включает в себя и ду’а, и покаяние. Вследствие его важности это покаяние называется «Саййидуль-истигфар», т.е. «господин истигфар», самое лучшее из покаяний. Если мы сделаем своей обязанностью каждый день произносить его, то это позволит нам обрести великое благо (баракат) в этом мире и в будущем. Ведь таким образом мы будем каждый день обновлять то слово и то обещание, которые дали Аллаху. Поэтому, как было бы хорошо, если бы эту благословенную ду’а и истигфар читали в мечетях после намаза, как делали наши предки, позволяя всем выучить ее. Нашим религиозным лидерам, заботящимся о народе, следовало бы просвящать людей в этом отношении[1].

Наш Всевышний Господь говорит:

«…Воистину, обещание Аллаха – непреложная истина. И пусть не обольщает вас земная жизнь, пусть соблазнитель не обольстит вас против Аллаха» (Лукман, 31/33. Отдельно см. Фатыр, 35/5).

Поистине, лучше, если грех не совершен, чем прощен. Даже если грешник покается и получит прощение, он многое теряет. Как хорошо сказал об этом досточтимый Мавляна:

«Да, прощение есть. Но, даже если вор получает прощение, он радуется, что спас свою душу. Но разве может вор стать визирем или хранителем казны?» (Маснави, Т. V, бейт № 3153-3154).


[1] Например, существует много хадисов о достоинствах таких ду’а, как «Хуваллахуль-лази» и «Аманар-расулю», которые после вечернего, ночного и утреннего намазов читают в михрабе. Но простые люди не могут знать об этом. Наши ученые, постоянно повторяя эти ду’а, выработали у людей замечательную привычку к ним. Таким образом, люди из разных слоев общества, даже если они и не знают хадисов о достоинствах этих ду’а, следуя советам ученых, практикует это благое деяние, приносящее щедрое вознаграждение.

Добавить комментарий