Первый самарский татарский историк - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Первый самарский татарский историк

Сегодня, 20 октября исполняется 90 лет со дня рождения Мурата Исмагиловича Сафина.  

Мы по праву называем его первым самарским татарским историком-краеведом. Мальчишка военной поры (1931 года рождения), Мурат-ага позже, в более зрелые годы, благодаря неуемной любознательности и постоянному самообразованию, во многом смог восполнить формальный пробел в знаниях. История, география, литература, археография – круг его интересов был чрезвычайно широк. С раннего детства освоил старотатарское письмо (на арабской графике), собирать книги, еще в юном возрасте начал писать стихи. Большую роль в становлении М. И. Сафина как исследователя и поэта сыграла его работа библиотекарем – сначала в родном селе Теплый Стан, потом в период службы в Советской Армии.  

Переехав в 1968 г. в Куйбышев Мурат ага получил еще больше возможностей заняться историей татар и Самарского края вообще. Книжные фонды библиотек, архивные хранилища документов стали для него важнейшим источником в написании будущих своих трудов. Его помнят еще по читальным залам Куйбышевской областной библиотеки в здании нынешнего оперного театра и государственного архива в старом здании на улице Молодогвардейской.  М. И. Сафин поддерживал постоянный контакт с семьями известных представителей татарской общин: дочери Фатыха Муртазина – Адиба апа, Ибрагима Ганеева – Дания апа и Махмута Баишева – Наиля апа, а также его земляк, активист татарской общины Куйбышева Хайрулла Гильманов донесли до него много интересных и содержательных сведений о татарском прошлом Самары, истории мечетей, преследованиях религиозных деятелей и простых людей Советской властью, мусульманской жизни после войны и многом другом. Как будто предвидел, что собранные материалы когда-нибудь будут востребованы и появится возможность все это обработать и издать. 

Постоянно был в контакте со своими земляками, казанскими учеными Масхутом Гайнетдиновым,  Ибрагимом Нуруллиным и Джамилем Гильмановым.  Надо еще отметить, что Мурат ага почти сразу, переехав в город, стал прихожанином мечети на Малом Тупике, был в числе тех, кто в 1985 г. ремонтировал и в первый раз расширял ее.

С наступлением новых времен и появлением в Самаре татарских национальных СМИ  Мурат Исмагилович, кстати, один из зачинателей татарского национального движения и член первого актива общества «Туган тел», начал выкладывать в них и доводить до  массового читателя результаты своих многолетних трудов. По сути, он стал постоянным нештатным автором газеты «Бердэмлек», а через несколько лет и газеты «Азан». Мурат ага писал только на татарском языке, но мы при необходимости с большим желанием переводили его на русский, расширяя тем самым круг читателей интересных публикаций. 

Помнится, героем его самого первого материала стал мало кому известный выходец из Теплого Стана Нурулла Гатауллин, которого волны революции и гражданской войны донесли до турецких берегов. Здесь он сумел сделать головокружительную карьеру государственного чиновника, дослужился до советника основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка. И потом что ни материал, то открытие: трагическая судьба жертв сталинских репрессий, переводные статьи на современной графике – кириллице из дореволюционного журнала «Икътисад» и газет советского периода – как на арабской графике («Кызыл Идель», «Авыл» и другие) так и на латинице («Урта Идель», «Колхозче»), подробная биография Махмута Баишева, его депутатская деятельность в 1910-е гг., борьба (вместе с Михаилом Челышевым и другими представителями русской интеллигенции старой Самары) за народную трезвость, династия Мельзетдиновых, строительство мечети на месте Дворца спорта, знакомство с уникальной реликвией из отдела редкой книги областной библиотеки – копией Корана Османа, татарская топонимика Средней Волги, множество биографических очерков и многое-многое другое. Обо всем, что там было написано, большинство  читателей татарских газет (и слушателей «Радио-7») услышали в первый раз.

Следует также напомнить о серии исторических очерков Мурата Сафина о Букеевской Орде, «калмыцком» периоде истории Самарского края, виднейшем представителе  казахского национального движения Алихане Букейханове, проливающие свет на интереснейшие страницы истории соседних с нами народов. Примечательно, что материалы о Букеевской Орде, своего рода национально-территориальной автономии казахов на Средней и Нижней Волге XIX в., из фондов самарского архива, которые нашел в самарском архиве, обработал и ввел в научный оборот Мурат Сафин, очень пригодились казахским историкам.

Мурат ага писал также стихи, с удовольствием и хорошо читал их на разных мероприятиях, публиковал сначала в газете «Бердэмлек», потом выпустил два поэтических сборника. Легкое поэтическое перо автора уместно дополняло его кропотливую работу по исторической тематике, и эти два направления исследовательской и литературной деятельности часто перекликались. 

В последние годы жизни Мурат Исмагилович работал библиотекарем Самарской Соборной мечети, в возрасте 75 лет освоил компьютер, сам набирал и правил свои тексты, приступил к верстке книг. 

К сожалению, большой массив его материалов по историческому краеведению, а также стихов остались неизданными. И совсем горестно осознавать, что богатый архив историка и поэта – десятки старых книг, копий ценнейших архивных документов и многочисленные рукописи —  после его скоропостижной смерти 15 ноября 2013 г. был безвозвратно утерян. 

До самого последнего периода все его знали как Марат Сафин, но потом, на склоне лет, он стал просить называть себя по мусульманской традиции —  Мурат, как много лет назад, после рождения, по желанию родителей нарек мулла Әхмәтгәрәй Гыйльманов. О трагической судьбе которого Мурат ага тоже написал большой материал на основе документов.

Самарская областная татарская национально-культурная автономия планировала в день 90-летия М. И. Сафина провести большую историко-культурную краеведческую конференцию, приурочив ее к этой знаменательной дате.Но ввиду организационно-технических проблем мы вынуждены были перенести ее на 24 ноября. 

…Для многих из нас Мурат ага Сафин – человек энциклопедических знаний, стал, сам того не ведая, учителем  и наставником, именно его работы и публикации подвигли многих наших коллег взяться за написание истории сел и деревень, изучению боевого и трудового пути своих предков и составлению родословных, как важнейшего источника изучения прошлого. 

Вот такой след в истории самарских татар оставил Мурат Сафин – историк, поэт и общественный деятель. 

Шамиль Галимов.

Добавить комментарий