НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ (ЛЯЙЛЯТУЛЬ КАДР) И ЕЕ ДОСТОИНСТВА - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

НОЧЬ ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЯ (ЛЯЙЛЯТУЛЬ КАДР) И ЕЕ ДОСТОИНСТВА

Одно из проявлений безграничной милосердия и милости Всевышнего – это Ночь Предопределения. Эта ночь – самый благоприятный шанс, пожалованный нам нашим Господом, который использует любой случай, чтобы предоставить облегчение Своим рабам. Потому что эта ночь лучше, чем тысяча месяцев, т.е. лучше, чем длинная жизнь в 83 года и 3 месяца.

Нашему Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) была показана продолжительность жизни его общины (уммы). Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) нашел, что этот срок очень короток по сравнению с жизнью людей прошлого. Он подумал, что его община (умма) не сможет совершить столько благих дел, сколько они. По этой причине Всевышний Аллах пожаловал ему и его общине Ночь Предопределения, которая лучше тысячи месяцев. (Муватта’, Итикаф 15).

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рассказывал своим сподвижникам об одном человеке из сынов Израиля. Этот человек, (которого звали Шам’ун Гази), взяв в руки оружие, тысячу месяцев сражался на пути Аллаха, а ночи проводил в поклонении. Пораженные мусульмане преисполнились зависти к нему.

Тогда Всевышний Аллах, являя свою милость и милосердие к общине (умме) Мухаммада, ниспослал суру аль-Кадр:

«Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в ночь Предопределения. Откуда тебе знать, что такое ночь предопределения? Ночь Предопределения лучше тысячи месяцев. В эту [ночь] нисходят ангелы и Дух (то есть Джибрил) с дозволения их Господа, дабы исполнить [Его] веления [на этот год]. [В эту ночь] – ниспослание приветствий [верующим от ангелов] до [самого] наступления зари» (аль-Кадр, 97/1-5) (см. Вахиди, с. 486).

Всевышний сделал самой благогсловенной ту ночь, в которую даровал нашему Пророку пророчество и начал ниспосылать наше священное писание. Это достаточно, чтобы определить достоинство и великую ценность нашего Пророка, Корана, а также Ночи Предопределения.

Всевышний Аллах аятом суры ад-Духан «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в благословенную ночь» сообщает о благословенности и святости Ночи Предопределения, о благах, заключенных в ней.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«В месяце Рамадан есть ночь, которая лучше тысячи месяцев. Кто остался обделенным ее благами, значит остался обделенным великим». (Ахмад, II, 230, 385).

Поклонения, совершенные в эту ночь, превосходят поклонения за тысячу месяцев, в которых нет Ночи Предопределения. В эту ночь ангелы определяют события, которые произойдут в течение следующего года. В эту ночь на землю спускаются сонмы ангелов во главе с Джибрилом (алейхиссалям). В эту ночь, пока не побелеет восток, на всей земле устанавливаются тишина и покой; люди бывают защищены от всякого зла. Ангелы, обходящие землю, приветствуют каждого мусульманина, которого встречают, молятся за него и просят прощения. В Судный день они будут свидетельствовать о его поклонениях (ибадат) и заступаться за него.

 Айша (радыйаллаху анха) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) в последние десять дней месяца Рамадан, уединившись в мечети, занимался поклонением. Он сказал:

«Ищите Ночь Предопределения среди последних десяти дней месяца Рамадан». (Бухари, Ляйлятуль-Кадр, 3; Муслим, Сыйам, 219; Тирмизи, Саум, 72/792).

 

В этом хадисе сообщается, что Ночь Предопределения следует искать среди последних десяти ночей месяца Рамадан. В других хадисах также говорится, что искать ее надо в последние десять дней только в нечетных числах, или 24 Рамадана, или 27 Рамадана. Некоторые сподвижники Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) видели во сне, что Ночь Предопределения приходится на последние семь дней Рамадана, и об этом сообщили Посланнику Аллаха. Наш досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) тогда сказал:

«Из ваших снов я вижу, что Ночь Предопределения приходится на последние семь ночей месяца Рамадан. В таком случае, ищущий Ночь Предопределения пусть ищет ее среди последних семи ночей месяца Рамадан». (Бухари, Ляйлятуль-Кадр 3; Та’бир, 8; Муслим, Сыйам, 205-206).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) указал такие признаки этой ночи:

«Утром после Ночи Предопределения солнце взойдет лишенным ослепительного блеска. И пока не возвысится, будет подобным тазу». (Муслим, Мусафирин, 179; Абу Дауд, Рамадан, 2/1378; Тирмизи, Саум, 72/793).

«Ночь Предопределения светла, не холодна и не жарка. Нет облаков, дождя и ветра. В ту ночь не падают и звезды…» (Табарани, Кабир, XXII, 59; Хайсами, III, 178-179; Байхаки, Шуаб, III, 334).

Мудрость сокрытия Ночи Предопределения в том, чтобы поощрить людей совершать большее число поклонений и больше времени пребывать в пробужденности, тем самым поднимая их на более высокую ступень служения Аллаху. Человек, ищущий Ночь Предопределения, привыкает проводить время в поклонении и в другое время не оставляет эту прекрасную привычку. Со временем его благие дела и поклонение станут еще более совершенными. Также ценность обретенного увеличивается пропорционально трудностям, с которыми пришлось столкнуться. В связи со всем этим следует приложить некоторое усердие, чтобы провести эту ночь, исполненную такими достоинствами.

Сокрытие Ночи Предопределения удерживает людей от совершения грехов. По благословению этой ночи, грешники не считаются совершающими грех тысячу месяцев. Ученые, принимая во внимание все эти тонкости, призывая людей к бдительности, сказали: «Каждую ночь полагай Ночью Предопределения, каждого встречного считай Хыдром».

 Передается от Абу Хурайры (радыйаллаху анху), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Прошлые грехи человека, который проведет Ночь Предопределения в поклонении, веря в ее достоинства и святость и ожидая награду только от Аллаха, будут прощены». (Бухари, Саум, 6; Муслим, Мусафирин, 173-176).

 

Данный хадис доносит до нас радостное известие, что грехи людей, бодрствующих в Ночь Предопределения, прощаются. Но условием этого являются вера и искренность. Т.е. человек, всем сердцем веря в слова Аллаха и Его Посланника, должен принять все сообщаемое о достоинствах этой ночи и, ожидая вознаграждения только от Аллаха, совершать поклонения (ибадат). Только в этом случае, очистившись от грязи грехов, подобным новорожденному, он встретит утро.

Прощение грехов – это очень большое достижение. Потому что сначала вещь очищают, а потом украшают. Поэтому просить прощение следует прежде всего. 

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), по сравнению с другим временем, в месяц Рамадан совершал больше поклонений. Чтобы обрести блага Ночи Предопределения, особенно в последние десять дней поклонялся еще больше. В эти дни он бодрствовал сам и будил свою семью. (Бухари, Ляйлятуль Кадр, 5).

Айша (радыйаллаху анха) передает, что она спросила:

— О Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), какую молитву (ду’а) мне читать, если я узнаю, какая ночь будет Ночью Предопределения?

 Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

— Молись так: 

«اَللّٰهُمَّ إنَّكَ عَفُوٌّ كَرِيمٌ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي»

«О мой Господь! Ты прощающий, великодушный, Ты любишь прощать. Прости же меня!» (Тирмизи, Да’ват, 84/3513; Ибн Маджа, Ду’а, 5).

 

В этом хадисе приводится одна из молитв (ду’а), которые следует читать в Ночь Предопределения. В эту ночь можно как читать другие молитвы, также совершать намаз, читать Коран, каяться и просить прощения грехов, заниматься поминанием (зикр) Аллаха и размышлением (тафаккур), просить благословения (салават) для Пророка. Тем, кто должен совершать намаз, более правильно прежде дополнительных (нафиля) намазов восполнить (када) пропущенные ими пятикратные намазы. Помимо всего этого, днем после Ночи Предопределения нужно делать добро, помогать другим, приносить радость обездоленным и заниматься другими благими делами. Самое меньшее из благ Ночи Предопределения – это совершение вечернего (аль-магриб), ночного (аль-‘иша) и утреннего (ас-субх) намаза коллективно. (См. Байхаки, Шуаб, III, 340).

Не каждый может бодрствовать всю ночь. Но, следуя сунне нашего досточтимого Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), в последние семь ночей, несколько уменьшив время сна, увеличить количество поклонений (ибадат), отвести для них определенную часть ночи в ее начале и конце по силам каждому.

Можно только пожалеть тех несчастных, которые, несмотря на Рамадан, пост и Ночь Предопределения, завершают этот месяц, не обретая прощения. Они упорно стараются удалиться от блага и милости. Поэтому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Да будет унижен человек, который прожил Рамадан и не обрел прощения своих грехов!» (Тирмизи, Да’ват, 100/3545).

 

Добавить комментарий