Не место для молитв - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Не место для молитв

Городские власти Самары снова не разрешили строить мечеть в поселке Мехзавод

Когда один из моих друзей работал в школе, на вопросы одной из контрольных (кажется, об общественном устройстве Спарты) некий ученик ответил коротко и емко: «Нихачу и фсё». Похоже, мальчик вырос и устроился работать в администрацию Красноглинского района – «разумные» доводы против решения о строительстве мечети в Мехзаводе исчерпываются, но разрешения всё равно нет.

История вопроса

Идея построить мечеть в поселке Мехзавод появилась в Региональном духовном управлении мусульман Самарской области еще в 2012 году. Не на пустом месте и не по прихоти – проживающие там, в основном пожилые и, как принято нынче говорить, «маломобильные граждане» устали ездить далеко «в город» по любому поводу, которые возникают у верующего человека достаточно часто. В 1997 году им «со скрипом» выдали помещение, которое находится на первом этаже обычной пятиэтажки, что создает массу трудностей и проблем не только мусульманам, но и жителям окрестных домов.

Когда «критическая масса» накопилась, управление обратилось в администрацию Красноглинского района за разрешением на строительство мечети и с просьбой сменить зонирование выбранного участка. Тогда мэрия отказала, ибо повод лежал на поверхности, и долго искать его не пришлось – часть участка, дескать, «захватывает территорию стадиона „Салют“», что, естественно, «нанесет ущерб спортсооружению, а, следовательно, здоровью горожан». И заявка даже не попала на публичные слушания.

С тех пор началась азартная игра в административный пинг-понг – региональное духовное управление искало новые участки (всего, по словам его главы Талипа хазрата Яруллина, было выбрано пять самых разных), а чиновники мэрии отыскивали поводы, чтобы заявку «завернуть».

«Ближе всего» мусульмане «подобрались» в 2017 году, найдя участок на пересечении Московского и Красноглинского шоссе – 1251 кв. метр, стоимостью 12,4 млн рублей. Эта заявка даже смогла дойти до процедуры публичных слушаний – где и была «благополучно провалена» эмоциональными «местными жителями» (как всегда на таких процедурах, сформированными по принципу «мне сказали зайти, и я тут мимо проходил»), не сумевшими внятно объяснить, почему, зато очень четко высказавшимися против.

Однако у управления не было вариантов «отойти и перестать» – с мусульманами на Мехзаводе «со временем не рассосалось», они попрежнему считали, что имеют право ходить в мечеть, которая не находится от их дома в «заоблачной дали». Потому был найден новый участок, 1000 кв. метров, который снова прошел все утомительные бюрократические процедуры и был вынесен на публичные слушания в августе 2019 года.

Результат во многом оказался предсказуем – всё те же «неравнодушные жители» высказались против. Самарские СМИ процитировали «шедевр аргументации» от одного из выступавших: «Считаю, что звучание колоколов из право­ славной церкви и призыв к молитве из мечети могут сильно спорить друг с другом». В разрешении на строительство снова отказано.

Чувства и чувствительность

А давайте пойдем не по унылому шаблону «все мы дружно осуждам-с!», а попробуем понять, что двигает людьми, упорно и систематически уже семь лет делающими всё возможное, чтобы навредить другим людям – ведь безо всей этой шелухи и мишуры ситуация сводится именно к этому. Они же не эпические негодяи, которые «творят зло ради зла во славу Сатаны» из комиксов или фильмов про супергероев. Это обычные люди, которые тем не менее воодушевлены и сплочены конкретной целью – не допустить!

Начнем с чиновников. Все их довольно лицемерные потуги спрятаться за «общественное мнение» (в лице слушаний) ведь на самом деле не обманут и детей – Самара полна «объектами строительства», которые получили разрешение, несмотря на то, что никаких шансов на слушаниях с любого рода «горожанами» у них не было. Высотки в исторической части города, например, торговые центры рядом с уже имеющимися торговыми центрами, и т. п. (Кто сказал «церкви»? Нет, мы пока не будем об этом…)

Так что у чиновников есть какие-то свои потаенные резоны заниматься в данном конкретном случае «итальянской забастовкой», тщательно и с усердием следуя букве (а не духу) законов.

Видимо, дело в простых горожанах, негативной реакции которых администрация опасается. Или «непростых» – что более вероятно. Какими доводами может руководствоваться рядовой обыватель, пусть и «со связями»? Придумывать опять ничего не надо – надо лишь отбросить ложную скромность и неуместную политкорректность: самарцы, как и большинство россиян, мягко говоря, не любят ислам и считают его, как и его «носителей», угрозой.

Если попытаться добиться от них честных ответов, то, наряду с банальным «понаехали тут, отнимают рабочие места», ответят с использованием выражений «фундаменталисты», «террористы», «экстремисты». И длинный список слов про «организации, запрещенные в России».

Увы, но это так – чего греха таить. При этом обыватели «титульной религиозной конфессии» (в основном вспоминающие о своей вере на Пасху, когда красят яйца) просто не дают себе труд ответить на простые вопросы. Например, много ли в России исламских фундаменталистов – когда они их видели в последний раз? Другой вопрос – так ли охотно они ходят в «официальные», ортодоксальные мечети, и ведут ли там свою «экстремистскую пропаганду»? Или предпочитают закрытые общины единомышленников и подпольные методы агитации, за что их регулярно ловят правоохранительные органы и отправляют в места не столь отдаленные? В общем, именно для фундаменталистов и экстремистов мечеть на Мехзаводе – вряд ли такой уж привлекательный объект, чтобы за него бороться.

То есть страдают на самом деле такие же обыватели – простые люди, просто родившиеся не в «традиционно православных», а «традиционно мусульманских» семьях, в подавляющей массе законопослушные, трудолюбивые и семейные. И не такие уж, кстати, и фанатично религиозные – ну что на самом деле, разве сосед-татарин или сослуживец из Казахстана когда-то заставляли вас бояться «на почве ненависти»? Которые тоже хотят регулярно ходить по праздникам и важным событиям в своей жизни – только не в церковь, а в мечеть. И которые, кстати, из-за того, что уже семь лет им этого не дают, как раз и могут начать прислушиваться к болтовне всякого рода «деятелей сомнительного толка»…

Вот именно в этом, похоже, и загвоздка. В церковь – пожалуйста, вряд ли в Самаре есть место, где до ближайшего храма «сильно далеко». А вот в мечеть – «нихачу и фсё». И это печальнее всего – не то, что на Мехзаводе не будет мечети (ну, не умрем же мы все завтра от этого), а то, что люди, решающие важные городские вопросы, руководствуются не разумом, а эмоциями, причем иррациональными и опирающимися на какие-то дремучие и примитивные страхи.

 

Дмитрий ГРЕКОВ.

Журнал «Самарские татары», № 3 (24), июнь — сентябрь 2019 года.

Добавить комментарий