МОЛИТВЫ И ДУ’А - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

МОЛИТВЫ И ДУ’А

Молитвы и ду’а – это признание рабом своей немощности и просьба о снисхождении и помощи Всевышнего Аллаха, возвеличивая Его и признаваясь Ему в (своей) любви. Мольба к Аллаху, являясь проявлением немощности раба и прибеганием за помощью лишь к Нему одному, имеет в религии весьма важное значение.

Раб должен обращаться в мольбах своих ко Всевышнему не только словестно, но и с чистым сердцем. Он должен обращаться ко Всевышнему с такими чувствами и состоянием души, когда сердце его ощущает нечто между «страхом и надеждой». Ду’а должна зарождаться в сердце, которое должно чувствовать благоговенье перед тем, с чем оно обращается к Аллаху. Если же человек молиться за прощенье своих грехов, то он должен обращаться к Аллаху с твердым намерением и уверенностью, что никогда больше не вернется к содеянному им. Шейх Мавляна (рахматуллахи алейхи) говорил об этом так:

«Обращайся к Господу и взывай к Нему с сердцем, полным огня раскаяний и сожалений, с глазами, полными слез! Ведь цветы расцветают лишь там, где солнечно и влажно!»

Верующий, будучи рабом своего Господа, всегда должен пребывать в душевном стремлении к Нему. Истинное религиозное воспитание требует и того, чтобы упование верующего всегда ждало своего времени, чтобы вылиться в слова воззваний и молитв к Аллаху. Ведь именно ду’а являются теми дверями, которые открывают сердце Аллаху. В священном аяте говорится:

«Когда тебя [о Мухаммад,] вопрошают Мои рабы обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на призыв молящегося, когда он взывает ко Мне…». (аль-Бакара, 186)

Ду’а, с которыми верующий обращается к Аллаху часто, запечатлеваются в душе и сердце его, перерастая в глубокие чувства, отражаются на его личности, становясь неотъемлемой чертой характера. Именно поэтому великие личности и возвышенные души всегда живут с воззваниями и молитвами.

Ду’а – это обращение ко Всевышнему с осознанием своей немощности перед Его Всемогуществом и покорное склонение перед Ним головы, находясь с Ним наедине. Ведь для того, чтобы ду’а были приняты, следует действительно признать в них свою немощность и несовершенство, ведь ду’а – это ничто иное, как упование на Милосердие Аллаха.

Тому, каким должно быть наилучшее обращение раба к Аллаху, нас научил Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Он совершал молитвы и, обращаясь ко Всевышнему с чувствами немощности и беззащитности, молился до тех пор, пока от усталости не опухали его ноги, а глаза — от слез. Он любил обращаться к Аллаху, точно зная, что желает, и не обращался к Нему, не прося ни о чем.[1]

«Самое близкое положение раба к его Господу, это земной поклон. Поэтому, совершая его, побольше просите Его, взывая к Нему!» (Муслим, Салят, 215) – советовал он.

Помимо личного обращения к Аллаху с мольбами, верующий должен уметь заслужить благую ду’а за себя и его верующих братьев, а также бедных, слабых и нуждающихся людей. Ведь Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Нет ду’а, которая услышиться быстрее той, что произносит верующий за отсутствующего брата своего». (Тирмизи, Бирр, 50/1980)

Об этом говорил и Мавляна (рахаматуллахи алейхи): «Ты отдавай себя, свое состояние и имущество так, чтобы завоевать при этом чье-то сердце! Ведь его ду’а станет для тебя светом во мраке вечной жизни!..»

Некоторые примеры совершенства

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Если мусульманин, который не помышляет ничего дурного и не разрывает родственных уз, попросит у Аллаха что-нибудь, то Аллах непременно ответит ему или отдалит от него одно из несчастий.

На что асхабы стали говорить:

– Ну, тогда у нас есть многое, что мы желали бы от Аллаха!

А Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил:

Милость Аллаха безграничнее, чем то, чего вы желаете. (Тирмизи, Даават, 115/3573; Ахмад, III, 18)

Всевышний Аллах никогда не отвергает искренних ду’а. Однако и не отвечает на некоторые из них, если те не соответствуют предопределенному Им. Вместе с этим, и раб не должен отчаиваться в молитвах своих и продолжать просить Аллаха. Ведь даже если он не увидит в этой жизни того, что просил у Аллаха, это будет означать, что ответ будет дан в его вечной жизни. Ведь Сам Всевышний повелевает: «..Взывайте ко Мне, и Я удовлетворю вашу мольбу…». (аль-Мумин, 60)

¯

Посланник же (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

Каждая ду’а раба будет услышана, если он не желает ничего дурного и не желает разорвать родственных уз, а также если он не окажется торопливым.

– Что же означает быть торопливым? – спросили его.

Нередко раб говорит: «Сколько бы я не просил Аллаха, Он все не отвечает мне», желая, чтобы на его ду’а было отвечено немедленно. И оставляет и ду’а, и просьбы к Аллаху. (Муслим, Зикр, 92)

Ведь даже просьба Пророка Закариййи (алейхиссалям) даровать ему благого ребенка «…Господи! Не оставляй меня одиноким…» (аль-Анбия, 89) был выполнена Аллахом лишь сорок лет спустя, когда он был одарен Яхьей (алейхиссалям).[2]

¯

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел человека, который, завершив молитву, не произнес слов благословения Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), и сказал:

Этот человек поторопился, – и, позвав его к себе, во всеуслышанье сказал:

Когда кто-либо из вас желает помолиться, пусть, прежде всего, воздаст хвалу Всевышнему Аллаху, затем передаст мне свое благословение и приветствие. Затем пусть просит у Аллаха, что пожелает. (Тирмизи, Даават, 64/3477)

¯

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) советовал мусульманам молиться за своих собратьев, будь то в их присутствии или в одиночестве. Однажды, когда ‘Умар (радыйаллаху анху) пришел отпроситься у Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) отлучиться, чтобы совершить паломничество, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ему сказал: «Не забудь, брат, упомянуть и нас в своих ду’а!» (Тирмизи, Даават, 109/3562)

Объясняя свои чувства, возникшие в тот момент, ‘Умар (радыйаллаху анху) говорил: «Эти слова Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) так взволновали меня, что если бы мне дали власть над всем миром, это не обрадовало бы меня больше, чем они». (Абу Дауд, Витр, 23/1498)

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил:

«Каждая ду’а, которую произносит мусульманин за своего брата по вере в его отсутствии, непременно принимается Аллахом. Когда кто-то молится за кого-либо из своих собратьев, ангел, который наблюдает за этим, говорит: “Пусть Аллах примет твою ду’а, и даст того же и тебе!”» (Муслим, Зикр, 87,88; Ибн Маджа, Манасик, 5)

Поэтому мы должны молиться за братьев наших, а также стараться заслужить их благие ду’а и в наш адрес.

¯

Так как самым ценным, что может быть в этой жизни является богобоязненность, то самым первым, чего мы должны просить у Аллаха в своих ду’а, должна быть именно она. Так, однажды к Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) пришел человек и сказал:

– О Посланник Аллаха! Я выхожу в дорогу, помолись за меня.

На что Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Пусть Аллах одарит тебя богобоязненностью.

– Можно ли еще чего-нибудь, о Посланник Аллаха!

Пусть Аллах простит твои прегрешения!

Сподвижник же продолжал:

– Еще что-нибудь, о Посланник Аллаха, пусть отец мой и мать станут выкупом за жизнь твою!

Тогда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Пусть Аллах облегчит тебе совершение благодеяний, где бы ты ни находился. (Тирмизи, Даават, 44/3444)

¯

Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после слов Пророка Ибрахима (алейхиссалям) «Господи! Воистину, они сбили с пути многих людей. Тот, кто последует за мной [из моих потомков], мой [по вере]…» (Ибрахим, 36) и слов Пророка Исы (алейхиссалям) «Если ты накажешь апостолов, то ведь они Твои рабы. Если же простишь им, то ведь Ты Великий, Мудрый» (аль-Маида, 118) заплакал и сказал: «О, Аллах! Сохрани мою умму, будь к ней милостлив!»

Видя это, Всевышний Аллах послал к Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям) ангела Джибриля (алейхиссалям) с поручением: «О Джибриль! Господу Твоему известно все, спроси у Мухаммада, почему тот плачет».

Когда ангел Джибриль (алейхиссалям) спросил Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) об этом, тот сказал ему, что беспокоится за свою умму и поэтому плачет. Возвратившись, Джибриль (алейхиссалям) рассказал Всевышнему, что сказал ему Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям). На что Аллах сказал:

«О Джибриль! Ступай к Мухаммаду и скажи ему: «Мы оставим тебя довольным уммой твоей и никогда не побеспокоим тебя». (Муслим, Иман, 346)

Таким вот сострадательным и привязанным к своей умме был Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям). Мы же, размышляя над этим хадисом, должны дать себе отчет в том, насколько наши любовь и привязанность к нему крепки, насколько мы следуем его Сунне в своих поступках и насколько наш нрав соответствует его благонравию.

¯

Ибн ‘Аббас (радыйаллаху анху) говорит:

«Однажды ночью я слышал, как Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) после молитвы произнес следующее:

«О Аллах! Я прошу Тебя такой милости, которая наставит сердце мое на путь истинный, приведет в порядок все мои дела, рассеянность в них заменит собранностью, украсит мой внутренний мир совершенством веры, а внешний облик мой, благими деяниями, придай деяниям моим чистоты и искренности, одари меня постоянством, ведующим к Твоему благоволенью, дай мне преданного товарища, который стал бы мне другом, и упаси меня от всяческих бед и зла! О Аллах, одари меня такой верой и непоколебимостью, которая не оставляла бы и следа от всяческого неверия. Одари меня таким благом, с которым я и в этой мирской жизни, и в жизни следующей остался бы дорог Тебе, достигнув этим великих степеней.

О Аллах! Я прошу снисхожденья Твоего в суждениях Твоих относительно нас, прошу у Тебя проницательности тех, кто познал Тебя, жизни, подобной жизни тех рабов Твоих, кого облагодетельствовал Ты милостью Своей, прошу помощи Твоей против врагов Твоих!

О Аллах! Несмотря на ничтожность знаний моих и недостаточность моих деяний, я прибегаю за помощью (в мирских и потусторонних делах) лишь к Тебе. Ведь нуждаюсь я в милости Твоей и лишь Тебе открываю душу свою.

О Тот, кто вершит всякое дело, о Тот, кому ведомо что нужно каждому сердцу, о Господь мой!

Я прошу, чтобы ты отдалил от меня наказания адского пламени, подобно тому, как разделил моря, прошу Тебя уберечь меня от призыва к погибели и от мучений в могиле.

О Аллах! Если кому-нибудь из рабов Своих ты от Милости Своей дал то, что неведомо мне, и что не постигли еще мои устремления, и я остался в стороне этого блага, то прошу тебя, о Господь миров, одари и меня милостью сей, и я из тех, кто горит желанием быть облагодетельствованным Тобою. О Аллах! О Господь пути истинного и всего, что к нему ведет (как Коран и религия)! В Судный День, когда неверные будут собраны к обещанному им Огню адскому, я прошу у Тебя спасенья от Ада и прошу вступить в вечность, которая наступит за этим, вместе с приближенными к Тебе и Твоему величию ангелами, прошу Тебя ввести меня в сады Райские вместе с теми, кто (в мирской жизни) поклонялись Тебе и были верны своим обещаниям. Ты Владыка необъемлемой милости, Ты Владыка безграничной любви и Ты творишь, что пожелаешь и Ты мощен выполнить все, несмотря на бесчисленность и бесконечность желаний и тех, кто их имеет.

О Аллах! Сделай нас из тех, кто не вводит в заблуждение и не заблуждается, из тех, кто является наставниками истины. Даруй друзьям Своим мир и сделай нас их друзьями и врагами Твоих врагов. Мы любим каждого, кто любит Тебя, во имя Тебя Одного. И нам ненавистны те, кто враждует с Тобой, только во имя ненависти Твоей к ним.

О Аллах! Это наши воззвания. Ты властен принять это Милостью Своей и Щедротою. Это стремления наши, и Ты наша опора.

О Аллах! Дай сердцу моему свет, сделай светлой мою могилу, дай свет впереди и позади меня, дай свет справа и слева от меня, дай свет надо мной и подо мной, дай свет в слухе моем и зрении, освети мои волосы, кожу, мускулы, мою кровь и кости!

О Аллах, прибавь мне света, дай мне свет, что охватит все (что сказано мной, и то, чего я не смог охватить своими словами)!

Я прославляю Того, Могущество чье говорит само за себя. Я прославляю Того, чье величие говорит среди рабов Его само за себя.

Я прославляю и восхваляю Того, кто единственный достоин восхваления. Я восхваляю и прославляю Того, чья милость и блага неисчисляемы. Я восхваляю и прославляю Великого и Милостливейшего, Всемогущего и Щедрого. И он пречист от всяких недостатков». (Тирмизи, Даават, 30/3419)

¯

Однажды асхабы Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) пожаловались ему на то, что уже давно не было дождя. Тогда он попросил, чтобы приготовили минбар. Его установили за городом, где обычно проводили пятничные и праздничные молитвы. Был назначен день, когда люди должны были собраться. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) отправился туда, когда чуть забрезжил рассвет. Он взошел на минбар и сел. Возвеличивая Аллаха, воздал Ему хвалу и произнес следующее: «Вы пожаловались на засуху, на то, что давно не было дождя. Всевышний Аллах велит, чтобы вы помолились Ему об этом, и обещает, что ответит на ваши молитвы». Затем совершил такое дуа: «Хвала Аллаху, Господу миров! Он Милостлив и Милосерден. Он Владыка Судного Дня. Нет Бога, кроме Аллаха, Он творит то, что пожелает. О Господь наш! Ты Бог, помимо которого нет иного Бога. Ты богат, мы все нищи. Сниспошли на нас дождь. И сделай нас этим сильными. И сделай так, чтобы его нам хватило на некоторое время!»

Произнеся это, он поднял руки к небу так высоко, что показалась их белизна у предплечья. Затем он повернулся к людям спиной, одел одежду свою наизнанку, и вновь воздел руки к небу. Затем он снова повернулся к людям, сошел с минбара и совершил два ракаата молитвы. Сразу же после этого на небе образовались тучи, засверкали молнии, и загремел гром. И с дозволенья Всевышнего Аллаха пошел дождь. Не успел Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) вернуться в мечеть, как все вокруг было залито водой. Наблюдая за тем, как люди бегут в свои укрытья, он улыбнулся и сказал: «Я свидетельствую, что Аллах над сякой вещью мощен, и что я Его Посланник». (Абу Дауд, Истиска, 2/1173)

Посланник Аллаха, прося Аллаха о ниспослании дождя, всегда совершал молитву «о ниспослании дождя» и, взывая к Аллаху, произносил определенные слова.

¯

Рассказывает мать правоверных ‘Аиша (радыйаллаху анха):

«Однажды ночью я проснулась и не нашла Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) рядом. Я подумала, что он пошел к какой-нибудь из своих жен, но, пошарив руками возле себя, нащупала его ноги. Я поняла, что он совершает молитву и находится в земном поклоне. Прислушавшись, я поняла, что он сильно плачет и говорит:

اَللَّهُمَّ أَعُوذُ بِرِضَاكَ مِنْ سَخَطِكَ وَبِمُعَافَاتِكَ مِنْ عُقُوبَتِكَ وَأَعُوذُ بِكَ مِنْكَ
لاَ أُحْصِى ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا اَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ

«О Аллах! Я прибегаю к благоволенью Твоему от гнева Твоего. Прибегаю к прощенью Твоему от Твоего наказания! Нет Бога, кроме Тебя, и Я прибегаю к Тебе от Тебя же Самого. Я немощен в воздании Тебе хвалы. И Ты восхвален и прославлен так, как Ты Сам восхвалил и прославил Себя!» (Муслим, Салят, 222, Тирмизи, Даават, 75/3493)

¯

Рассказывает Ибн ‘Умар (радыйаллаху анхума):

«В день битвы при Бадре Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) взглянул на неприятеля, их была целая тысяча. Асхабов его в тот день было триста тринадцать человек.[3] Тогда он, повернувшись к Каабе, поднял руки к небу и громко произнес: «О Аллах! Даруй мне то, что обещано мне Тобой! Даруй мне победу. О Аллах! Если ты погубишь эту горстку мусульман, то на земле уже не останется тех, кто будет Тебе поклоняться!»

Он так долго и усердно взывал к Аллаху, подняв руки, что его плащ слетел с его плеч. Увидевший это Абу Бакр (радыйаллаху анху) подошел и, накинув плащ на тело Пророка Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), сказал:

«О Посланник Аллаха! Твоих усердий уже предостаточно. И Он обязательно дарует тебе то, что было обещано Им».

Именно тогда и снизошли аяты Всевышнего: «[Вспомните,] как вы обратились за помощью к своему Господу, и Он ответил на ваш зов:  “Я пошлю вам в помощь тысячу ангелов, следующих один за другим”». (аль-Анфаль,9)

Тот день Всевышний помог верующим Своими ангелами, которые сражались вместе с верующими». (Муслим, Джихад, 59; Бухари, Магази, 4)

¯

Сахаба по имени Абу Милак совместно с другими занимался торговлей. Он был честным и набожным человеком. Однажды, когда он был в пути, навстречу ему вышел разбойник и сказал:

– Отдай мне все, что у тебя есть, я убью тебя!

На что Абу Милак ответил:

– Если тебе нужно имущество, забирай!

– Нет, мне нужна только твоя жизнь.

– Тогда позволь мне совершить молитву.

– Молись сколько угодно! – отвечал разбойник.

Совершив молитву, Абу Милак произнес следующую ду’а:

يَا وَدُودُ يَا ذَاالْعَرْشِ الْمَجِيدِ يَافَعَّالاً لِمَا يُرِيدُ أَسْاَلُكَ بِعِزَّتِكَ الَّتِى
لاَ تُرَامُ وَمُلْكِكَ الَّذِى لاَ يُضَامُ وَبِنُورِكَ الَّذِى مَلَأَ اَرْكَانَ عَرْشِكَ
اَنْ تَكْفِيَنِى شَرَّ هَذَا (اللِّصِّ) يَا مُغِيثُ اَغِثْنِى

«О Тот, кто любим сердцем каждого! О Владыка Величественного Трона! О Аллах, который властен над каждой вещью! Я прошу Тебя защитить меня от разбойника этого, всем досягающим Могуществом Твоим, необъемлемой Властью Твой и во имя света, что покрывает Твой Трон! О Аллах, который всегда своевремен в Своей помощи, поспеши мне на помощь!»

Абу Малик повторил эту ду’а трижды. И не успел он закончить ее, как откуда-то показался человек верхом на лошади, который скакал навстречу разбойнику с копьем в руке. Увидев, что злодей уже лежит мертвым, истекая кровью, Абу Малик спросил у всадника:

– Кто ты? Аллах спас меня с твоей помощью!

Всадник отвечал:

– Я из обитателей четвертого неба. Когда ты произнес ду’а в первый раз, я услышал треск небесных врат. Когда ты повторил ее во второй раз, я услышал гул всех обитателей неба. Когда ты произнес ее в третий раз, было сказано: «Один из тех, кто попал в беду, взывает о помощи!» Услышав это, я пожелал стать тем, кто убьет этого разбойника. Аллах принял от меня эту просьбу, и я явился. Знай же, что молитва любого, кто, совершив омовение, помолится четыре ракаата и произнесет эту ду’а, будь он в беде или нет, обязательно примется. (Ибн Хаджар, аль-Исаба, IV, 182)

¯

У матери правоверных — жены Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) уммы Салямы (радыйаллаху анха) спросили:

– О мать правоверных! Какую из ду’а Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил чаще всего, находясь рядом с тобой?

Она ответила:

– Чаще всего он говорил:

يَامُقَلِّبَ الْقُلُوبِ ثََبِّتْ قَلْبِى عَلَى دِينِكَ

«О Аллах, который поворачивает сердца, как пожелает! Сделай сердце мое твердым в Твоей религии!» (Тирмизи, Даават, 89/3522; Ахмад, IV, 182, VI, 91)

¯

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) очень часто молился за свою умму и ее наставление. Известно, что он молился и за народ Йемена, сказав:

«О Аллах! Поверни их сердца к нам!» (Тирмизи, Манакыб, 71(3934)

А о жителях Таифа, которые прогнали его из своего города, побивая камнями, и враждовали с мусульманами вплоть до девятого года по хиджре, он просил:

«О Господь! Наставь племя Сакифа на путь истинный! И приведи их к нам!». (Ибн Хишам, IV, 134; Тирмизи, Манакыб, 73/3942)

Посылая же своего племянника Али (радыйаллаху анху) судьей в Йемен, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), беспокоился об ответственности, возлагаемой на его плечи. Говорится, что, положив свою ладонь на грудь Али, Пророк Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произнес: «О Аллах! Наставь его сердце на путь истинный, и пусть язык его следует лишь истине».

Рассказывает Али (радыйаллаху анху): «После этой ду’а, я никогда не чувствовал никаких сомнений, судя между людьми». (Ибн Маджа, Ахкам, 1)

¯

Во время одного из паломничеств (хаджа) Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), держа одной рукой поводья своего верблюда, а другую подняв к небу, произнес молитву, которая раскрывает его внутренние переживания в служении Господу. Вот часть этой ду’а:

«О Аллах! Пусть будет Тебе хвала такой, какой Ты Сам велел ей быть, превыше той, что мы воздаем Тебе! О Аллах! Все молитвы, совершаемые мной, все поклонения, жизнь моя и смерть, принадлежат Тебе! И к Тебе я буду возвращен!

О Аллах! Я ищу у Тебя прибежища от мучений после смерти, от леденящих душу наущений, от беспорядка в делах! О Аллах! Я ищу у тебя защиты от зла того, что таят в себе ветры!

О Аллах! Сотвори в очах моих, в ушах моих и в сердце моем свет! О Аллах! Расширь грудь мою! Облегчи мне дела мои! Я ищу Твоей защиты от немощности после здравствия, от внезапных бед и всех бед, что могут постигнуть меня! О Аллах! Наставь меня на путь истинный! Прости мне былое и грядущее!

О Возвышающий в степенях, Ниспосылающий благодать и Сотворивший небеса и землю Аллах! Все упования и взывания восходят к Тебе, и языки их различны, все просят Тебя лишь Одного! Я прошу, чтобы Ты не оставил меня в этой жизни пристанище испытаний где я предан ее жителями забвению!

О Аллах! Ты слышишь то, что говорю я, видишь, где стою я и знаешь все то, что скрываю. И ни одно из деяний моих не скрыто от Тебя! Я беспомощен и прошу Тебя лишь о помощи и поддержке! Я страшусь и признаю свои недостатки! И я прошу Тебя так же, как просит Тебя любой беспомощный! Я взываю к тебе, так же как и любой заблудший грешник взывает к Тебе! Я молю Тебя так же, как это делает раб Твой, склонивший пред Тобой свою голову, проливающий слезы, жертвующий всем себя ради Тебя лишь Одного, как раб, который простирается на земле пред Тобой! О Господи! Не сделай так, чтобы молитвы мои не были услышаны! Будь благосклонен ко мне и милосерден, о самый Благой из всех, кого просят, о Щедрейшей из всех, кто дает!» [4]

Какая чистосердечная ду’а, какие слова, показывающие, каким было духовное состояние представшего пред Господом Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), который чист от всяких прегрешений!..

¯

А вот ду’а, которую произносили некоторые из благочестивых предков наших, будучи на Арафате во время хаджа:

«О Аллах! Кто может похвастаться собой пред Тобой? О Аллах! Язык мой, погрязший в грехе, не может и шелохнуться, и нет у меня тех благодеяний, что могли бы приблизить меня к Тебе, и нет другой надежды, кроме как уповать на Милость Твою! О Аллах! Я знаю, что из-за греха моего и недостатков, нет у меня ни лица, с которым я мог бы предстать пред Тобой и просить прощенья Твоего, ни положения! Однако Ты Щедрейший из щедрых! О Аллах! Если я и не достоин Твоего Милосердия, то Милосердие Твое все ж досягаемо, ибо оно всеобъемлюще! О Аллах! Как бы ни были велики мои недостатки, они никчемны рядом с прощеньем Твоим! Прости же их, о Обладатель щедрости!

Господь мой! Если прощенье Твое лишь для послушных Тебе, то у кого же должны искать спасенья грешники? Господь мой! Если Милость и милосердие Твои лишь для богобоязненных, то у кого должны искать помощи нечестивцы! Каждый миг я нуждаюсь в Тебе! Ты же не нуждаешься во мне ни на мгновенье! И лишь Ты, будучи Творцом моим, можешь простить меня! Сделай же так, чтобы отсюда я ушел, удовлетворив все свои нужды, исполнив, все свои желания и воплотив все свои мечты!

О Аллах, в чьей Власти то, в чем нуждаются все! О Аллах, который ведает то, что в мыслях в момент безмолвия! О Аллах, помимо которого некого просить о помощи! О Аллах, помимо которого нет никого, кого бы следовало страшиться! О Аллах, у которого нет визирей, чтобы договориться о встрече с его господином, и стражи, через которую нужно пройти! О Тот, Щедрость чья лишь растет с прибавлением желаний и просьб, Величие которого лишь приумножается! О Аллах! Ты радушно принимаешь гостей Своих! Мы же гости Твои! Прими же нас в Раю! О Аллах! Каждому каравану достается гостинец, каждому желающему – подарок и каждому посетителю оказывают прием! Каждому же желающему блага и награды, дается награда и воздаяние! Все мы вместе пришли к Запретному Дому Твоему! Сейчас мы стоим у одного из столпов его! Находимся на благословенных землях этих! То, чего желаем мы, это воздаяния и награды Твоей! Не сделай же надежды наши тщетными, о Аллах!»[5]

¯

Абу Умама (радыйаллаху анху) говорит:

«Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) произносил очень много ду’а, но мы не могли запомнить многие из них. На что мы сказали ему:

– О Посланник Аллаха! Вы прочитали очень много ду’а, но мы не запомнили многие из них.

Тогда он сказал:

Хотите я научу вас одной ду’а, которая вбирает в себя все молитвы? Говорите:

اَللّهُمَّ إِنَّا نَسْأَلُكَ مِنْ خَيْرِ مَاسَأَلَكَ مِنْهُ نَبِيُّكَ مُحَمَّدٌ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
وَنَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ مَااسْتَعَاذَكَ مِنْهُ نَبِيُّكَ مُحَمَّدٌ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ
وَأَنْتَ المُسْتَعَانُ وَعَلَيْكَ البَلَاغُ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ إِلاَّ بِاللهِ

“О Аллах! Мы просим у тебя все то, что просил у тебя раб и Посланник Твой Мухаммад. И мы ищем у тебя защиты от всего того, что искал у тебя защиты раб и Посланник Твой Мухаммад. Помощь только от Тебя. Лишь Ты даруешь человеку в этой жизни и следующей все то, что ему нужно. И сила и мощь, которые необходимы, чтобы остерегаться прегрешений и поклоняться Тебе, лишь у Тебя и с Тобой, о Аллах!» (Тирмизи, Даават, 88/3521)

¯

Анас (радыйаллаху анху) рассказывает:

«Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) навестил тяжело больного человека и спросил его:

Просил ли ты чnо-нибудь от Аллаха?

– Да, просил: чтобы наказание, уготовленное мне в следующей жизни, постигло меня в этой жизни!

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

Субханаллах! У тебя не хватит сил на это. Разве ж ты не мог говорить:

رَبَّنَا آتِنَا فِي الدُّنْيَا حَسَنَةً وَفِي الآخِرَةِ حَسَنَةً وَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«..Господи наш! Даруй нам добро в этом мире и в будущем и спаси нас от мук огня». (аль-Бакара, 201)

После чего человек стал молиться подобным образом и вскоре выздоровел». (Муслим, Зикр, 23; Тирмизи, Даават, 71/3487)

Взывая к Аллаху и прося его о чем-либо, мы должны быть внимательными относительно того, что и как мы просим. Всегда следует просить у Всевышнего блага, добра и благополучия.

¯

В одном из хадисов, передаваемых со слов Али (радыйаллаху анху) говориться, что к нему как-то пришел один наемный слуга и сказал:

– У меня нет возможности расплатиться с долгами, помоги мне!

– Хочешь, я научу тебя молитве, которой научил меня Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям)? Если ты постоянно будешь говорить ее, то даже если у тебя будут долги величиной в гору Себир, то Аллах Всевышний поможет тебе расплатиться с ними, – и продолжил:

اَللّهُمَّ اكْفِنِي بِحَلاَلِكَ عَنْ حَرَامِكَ وَاغْنِنِي بِفََضْلِكَ عَمَّنْ سِوَاكَ

О Аллах! Пропитай меня благим и дозволенным и упаси от запретного! И не сделай меня, Милостью Своею, нуждающимся в ком-то ином, кроме Тебя Одного!» (Тирмизи, Даават, 110/3563)

¯

8 августа 1389 года, когда Султан I Мурад Худавендигар входил со своим войском на Косово поле, поднялась страшная песчаная буря. Ничего не было видно. Это была ночь Бараат. Совершив два ракаата молитвы и помолившись Аллаху, с глазами полными слез, Мурад-хан говорил:

«О Господь! Если эта буря поднялась по причине грехов немощного раба Твоего Мурада, то не накажи ни в чем не повинных солдат его!.. О Аллах! Ведь они пришли сюда лишь для того, чтобы возвеличить Имя Твое и распространить Ислам! О Аллах! Доселе ты ни разу не оставлял меня побежденным и всегда принимал мои молитвы. Вот и сейчас я взываю к Тебе, услышь же мои молитвы! Пошли нам дождь! Пусть эта пыль осядет. Пусть мы увидим врага и встретимся с ним лицом к лицу! О Аллах! Вся власть и я, раб Твой, принадлежат лишь Тебе. Я – немощный раб. Нет никого, кроме Тебя, кто знал бы мои намерения и тайны лучше Тебя. Тебе известно, что я желаю не имущества и не власти. Я желаю лишь благоволенья Твоего.

О Аллах! Не повергни это мусульманское войско руками неверных! Одари их такой победой, чтобы радовались и праздновали все верующие! И если так нужно, то пусть я, раб Твой Мурад, буду отдан во имя этого праздника в жертву!

О Аллах! Не сделай меня причиной гибели стольких мусульман! Помоги им и одари их победой! Ради них я готов жертвовать своей жизнью, лишь бы Ты причислил меня к числу тех, кто отдал жизнь во имя веры!.. Я готов отдать душу ради исламского войска… Ты вывел меня на тропу священной войны. Поэтому одари меня в конце Милостью Своей и мученической смертью!.. Аминь!»

После такого чистосердечного объяснения со своим Господом Султан в приподнятом настроении стал читать Коран. Прошло немного времени, небо покрылось тучами, и над Косовым полем пролился дождь. Ветер стих. Пыль осела…

 Затем враг был атакован. Сражение длилось восемь часов, и победа досталась мусульманам.

После сражения Мурад-хан ходил по месту сражения, осматривая убитых и раненых. Из груды тел вдруг поднялся раненый серб и сказал: «Пропустите меня, я желаю стать мусульманином и поцеловать руку Султана!» Притворившийся раненым, серб, сделав вид, что целует Султану руку, коварно нанес ему ножом смертельные удары в грудь. И Мурад-хан, который лишь недавно молился об этом своему Господу, испил чашу смерти шахида…

¯

Иначе говоря, ду’а это суть всякого служения и поклонения. Ведь не может быть ничего, что могло бы Аллаху нравиться больше чем, объяснение рабом Его своей беспомощности, упования на Него лишь одного. И поэтому Аллах гневается на каждого, кто, желая поднять руки к небу и воззвать к Нему, ничего у Него не просит. Ведь в аяте говорится: «Скажи [Мухаммад, неверным]: «Мой Господь не станет заботиться о вас, если вы не воззовете [к Нему]…». (аль-Фуркан, 77)

Молитвы и воззвания – это ключи от дверей Милости, оружие верующего, опора религии и свет земной жизни. Тем, кому были открыты двери молитвы, открылись и двери всего блага, мудрости и милости. Тот, кто желает, чтобы его молитвы были услышаны в невзгодах, должен молиться и взывать к Аллаху и в благополучии. Нужно знать, что великие и возвышенные души, живут в постоянном воззвании и молитвах.

 

[1]. Абу Дауд, Витр, 23/1482.

[2]. Марьям, 7-8; Ибн Аллан, Далилуль-Фалихин, IV, 311-312.

[3]. Бухари, Магази, 6; Тирмизи, Сияр, 38/1598.

[4]. Ибн Касир, аль-Бидая, V, 166-168; Хайсами, III, 252; Ибн Каййым, Задуль-Маад, Бейрут 1995, II, 237.

[5]. Газали, Ихйа Улюмид-Дин, Бейрут 1990, I, 337-338; Байхаки, Шуабуль-Иман, II, 25-26.

 

Добавить комментарий