КУРБАН СИМВОЛ ПОКОРНОСТИ

СУТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ И ЕГО ИСТОКИ

Поклонение – это самая важная из потребностей человека, который способен возвыситься духовно лишь посредством искреннего поклонения. Напротив, люди, далекие от поклонения, часто страдают от внутренней пустоты. Человек, вставший на путь духовного развития, очистившийся через муки и страдания, существует в атмосфере счастья, в мире и гармонии с самим собой, живет в своей религии насыщенной жизнью. Подобного человека никогда не сможет поглотить водоворот бренного мира.

Для того чтобы каждый смог удовлетворить свои духовные потребности, быть благодарным рабом и не встать на путь противодействия законам Всевышнего Аллаха, Творец сделал для людей обязательными некоторые виды поклонения. Их можно сравнить с лекарством, которое будет полезно больному только тогда, когда тот будет четко следовать рекомендациям лечащего врача. Кроме основных видов поклонения, таких как намаз, пост, закят и хадж, существуют и другие виды поклонения, также нацеленные на то, чтобы заслужить довольство Аллаха Всемогущего и Великого, и духовно приблизиться к Нему. Одним из таких видов поклонения является жертвоприношение.

Слово «курбан» заимствовано из Корана. Это слово происходит от арабского глагола «каруба» – «приблизиться», что означает, что курбан служит средством приближения к чему-либо. В религии это приближение имеет одну цель – достижение милости Всевышнего Аллаха. Приближение осуществляется через посвящение Всевышнему себя, своего имущества, своей жизни. Мусульманин совершает курбан исключительно по причине того, что Всевышний Аллах приказал ему совершать это. В основе праздника Курбан лежит подчинение воле Господа и реальное осуществление этого подчинения. То, что должно быть принесено в жертву в дни праздника, также установлено Всевышним Аллахом, – это животные с канонической точки зрения пригодные для жертвоприношения. Всевышний Аллах заменил животным – агнцем сына пророка Ибрахима (алейхиссалям), своего любимого друга, которому было послано испытание покорности. Эта история хорошо известна всем верующим.

Пророк Ибрахим (алейхиссалям) проходил испытание покорности своему Господу. Сначала он был испытан имуществом: Всевышний Аллах приказал ему раздать свое богатство тем, от кого он слышал имя Аллаха. Он раздал все, что у него было, но через некоторое время Господь вернул ему во много раз больший удел. Ибрахим (алейхиссалям) был испытан своей жизнью. Ради своего Господа он был готов сгореть в огне, в который его бросили соплеменники-многобожники. Всевышний Аллах принял его покорность, и огненные языки пламени превратились для Ибрахима в розовый сад. И, наконец, его покорность была испытана через любовь к ближнему. В преклонном возрасте Всевышний Аллах даровал ему сына. Ибрахим (алейхиссалям) любил его всем сердцем. И сын отвечал ему любовью и почтением. Но через вещие сны Аллах велел Ибрахиму (алейхиссалям) принести в жертву любимого сына. Проснувшись, Ибрахим (алейхиссалям) рассказал о своем сновидении сыну, который, выслушав рассказ отца, явил пример покорности. В Коране об этом говорится следующее: «Он сказал: «Сын мой! Я увидел во сне, что зарезал тебя. Что ты скажешь об этом?». Он сказал: «Отец мой! Сделай то, что тебе велено. Если Аллах пожелает, ты найдешь меня одним из терпеливых» (ас-Саффат 37/102). Отец и сын пришли к указанному месту, Ибрахим (алейхиссалям) уложил сына на землю, чтобы принести в жертву. Далее в Коране говорится: «Когда они оба покорились, и он уложил его на бок, Мы воззвали к нему: «О Ибрахим! Ты оправдал сновидение». Воистину, так Мы воздаем творящим добро. Это и есть явное испытание. Мы выкупили его великой жертвой» (ас-Саффат 37/103-107). Таким образом, Всевышний Аллах принял его покорность и вместо сына повелел принести в жертву ниспосланного с небес агнца. Так, совершаемый нами курбан тоже является подтверждением нашей покорности Всевышнему Аллаху.

Курбан – это посвящение Аллаху того, что очень дорого человеку. По милости Господа, эта жертва заменена для мусульманина животным, мясо которого рекомендуется раздать. Особенно, наверное, это чувство понятно мусульманину, живущему в деревне, который своим трудом вырастил животное (ухаживал за ним, привязался к нему), и вовремя курбана должен принести его в жертву ради Аллаха. Можно представить смятение этого человека, но, несмотря на это, он покорен воле Всевышнего Аллаха. Если Господь сказал: «Принеси жертву», человек обязан это сделать: принести в жертву то, что ему дорого. Ведь воля Аллаха превыше всего.

Жертвоприношение является одним из древнейших видов поклонения. Жертвоприношение имеется практически во всех религиях и считается тем видом поклонения, которое духовно приближает человека к Богу. Его истоки восходят к пророку Адаму (алейхиссалям). В Коране рассказывается о жертвоприношении двух его сыновей – Хабиля и Кабиля: «Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и не была принята от другого» (аль-Маида 5/27). Суть этой истории такова: между братьями возник спор, который должен был быть разрешен через жертвоприношение. Чья жертва будет принята Аллахом, тот и окажется прав. Хабиль принес в жертву самое лучшее, что у него было, он был пастухом и выбрал самого упитанного барана. Кабиль же был богатым земледельцем, но в жертву принес жалкий сноп пшеницы. У Кабиля жертва не была принята…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛЬЗА И МУДРОСТЬ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ

  1. Обеспечение взаимопомощи

и единения в обществе:

Во всех видах поклонения, предписанных нашей религией, есть огромная польза как для каждого верующего в отдельности, так и для всего общества в целом. Например, намаз, с одной стороны, приводящий человека к осознанию самой сути поклонения, с другой стороны, выражаясь языком Корана, предохраняет человека от всего предосудительного и мерзкого. Точно также и другие виды поклонения – пост, закят, хадж, наряду с тем, что придают множество достоинств личности человека, в то же время обеспечивают единство и взаимопомощь в обществе. Поэтому жертвенные животные, которых режут в день Курбан-байрама, являющегося одним из главных праздников Ислама, выполняют именно эту функцию. Принося в жертву животное, человек получает вознаграждение за выполненное поклонение, а с другой стороны, удовлетворяются нужды бедных и неимущих, что в свою очередь приводит к сплочению общества.

  1. Курбан духовно приближает человека

к Всевышнему Аллаху:

Человек по своей натуре очень забывчив и склонен к беспечности. Поэтому зачастую он забывает о Том, кто является истинным Хозяином его имущества, детей и всего, что даровано человеку в этой жизни. И когда человек забывает об этом, то в нем просыпается высокомерие и гордыня.

Жертвоприношение напоминает человеку о том, кто является истинным Хозяином всего сущего. Также этот обряд заставляет человека осознать, что все, чем он обладает, – это милость, дарованная Всевышним Аллахом. Это переполняет сердце человека благодарностью к своему Господу, что становится причиной обретения довольства Всевышнего Аллаха и духовного приближения к Нему.

  1. Жертвоприношение – это мерило

богобоязненности раба:

Курбан – это выражение искренности человека в том, что касается выполнения повелений Всевышнего Аллаха, и является показателем богобоязненности раба. Всевышний Аллах через жертвоприношение испытывает своих рабов, проверяя степень их богобоязненности и тщательности в выполнении божественных повелений. В Коране об этом говорится: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (аль-Хадж 22/37). В другом аяте говорится: «Вот так! И если кто почитает обрядовые знамения Аллаха, то это исходит от богобоязненности в сердцах» (аль-Хадж 22/32).

  1. Жертвоприношение напоминает нам о той покорности божественному повелению, которую показали пророк Ибрахим (алейхиссалям) и его сын Исмаил (алейхиссалям):

Как уже упоминалось ранее, начало этой многовековой традиции было положено Ибрахимом (алейхиссалям), великим пророком и посланником Всевышнего Аллаха.

По высказыванию Абу Хурайры (радыйаллаху анху), Ибрахим (алейхиссалям) является одним из пяти великих пророков Аллаха.

Священный Коран рассказывает историю, произошедшую с пророком Ибрахимом (алейхиссалям) (сура Аль-Анам 6/76), из которой мы узнаем о его остром уме, стойкости и смелости в противостоянии язычникам, о независимости и непоколебимости его убеждений, чистых от любых проявлений неверия.

Вот как эта история изложена в тафсирах (толкованиях Корана) известных ученых Ислама: исполняя высокую миссию пророка, Ибрахим пытался разубедить язычников в их заблуждении, призывал отказаться от обожествления чего-либо или кого-либо, кроме Всевышнего Бога, Творца всего сущего. Взывая к их разуму, Ибрахим предлагал людям задуматься, может ли созданное быть Богом. Он указал на звезду и воскликнул: «Разве это мой Бог?!» И дождавшись, когда звезда закатится, пророк, как бы отвечая на свой вопрос, провозглашает: «Не может быть Богом то, что изменяется, ибо изменение – это одно из свойств созданных, тогда как Создатель вечен, и все Его сыфаты также вечны».

Аллах сказал в Коране, что даровал одному из Своих любимейших пророков Ибрахиму (алейхиссалям) прямой путь (сура Аль-Анбия 21/51), и что Ибрахим не был из числа многобожников (сура аль-Бакара 2/135).

Всевышний Аллах, дабы укрепить Ибрахима (алейхиссалям) в вере, ниспослал ему испытание. Пророк Ибрахим, следуя повелению Господа, должен был совершить заклание своего любимого сына Исмаила. И в своем твердом намерении исполнить божественный приказ, Ибрахим (алейхиссалям) проявил высшую покорность своему Господу. Всевышний Аллах, не желавший гибели ребенка, принял жертву Ибрахима (алейхиссалям) по его праведному намерению, а вместо Исмаила в жертву принесли животное.

  1. Жертвоприношение – это выражение благодарности Аллаху за те многочисленные блага, которыми Он нас одарил:

Всевышний Аллах даровал нам бесчисленные блага, за которые мы должны благодарить нашего Господа. Обряд жертвоприношения является одним из проявлений этой благодарности. Всевышний Аллах сказал в Коране: «Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их вам, быть может, вы будете благодарны» (аль-Хадж 22/36).

  1. Жертвоприношение – это прощение грехов и очищение поклонения от недостатков:

Сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал, обращаясь к своей дочери: «О Фатыма! Стой рядом с жертвой, которую приносишь. Знай, что с первой каплей крови, упавшей на землю, будут прощены твои грехи» (Хаким, Хайсами, Байхаки).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I — ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА «КУРБАН»,

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЕГО ЗАКОННОСТИ

И ПРАВОВЫЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НИМ

  1. Значение термина «курбан»

и доказательства его законности:

Жертвоприношение (курбан) – это предусмотренный Шариатом обряд, который совершает мусульманин в определенное время, намереваясь тем самым приблизиться к Всевышнему Аллаху и добиться Его довольства. Для курбана подходят верблюды, крупный или мелкий рогатый скот. Курбаном также называют животных, приносимых в жертву.

Жертвоприношение было узаконено во втором году хиджры, также как закят и праздничные намазы. Доказательством законности жертвоприношения служат Коран, сунна и иджма.

Доказательством из Корана служат следующие аяты: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (аль-Кяусар 108/2), «Жертвенных верблюдов Мы сделали для вас обрядовыми знамениями Аллаха. Они приносят вам пользу. Произносите же над ними имя Аллаха, когда они стоят рядами. Когда же они падут на свои бока, то ешьте от них и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты. Так Мы подчинили их вам, быть может, вы будете благодарны» (аль-Хадж 22/36).

Доказательством сунны являются различные хадисы, в одном из которых передается от Айши (радыйаллаху анха), что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «В первый день праздника Курбан нет перед Аллахом – Велик Он и Славен – более любимого дела, чем пролитие крови жертвенного животного. В Судный день она (жертва) явится со своими рогами, копытами и шкурой. Кровь жертвенного животного еще не пролившаяся на землю, уже обретет благоволение Аллаха и будет принята Им. Так приносите же жертву с удовлетворенной душой!» (Ибн Маджа, Адахи 3; Тирмизи, Адахи 1/1493).

Еще один хадис передан от Анаса (радыйаллаху анху): «Я видел, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принес в жертву двух баранов с рогами, у которых белый цвет преобладал над черным. Он поставил одну ногу на бок животного, произнес «бисмилляхи», «Аллаху акбар», после чего собственноручно зарезал их» (Ахмад бин Ханбаль).

Все мусульмане единодушны в том, что жертвоприношение является законным и благим деянием, которое служит средством приближения раба к своему Господу.

  1. Религиозно-правовое заключение

о жертвоприношении:

По мазхабу Ханафи, ежегодное жертвоприношение является ваджибом (обязательным) для каждого свободного мусульманина, постоянно проживающего в данной местности и обладающего необходимым нисабом имущества на момент наступления праздника. Об обязательности жертвоприношения говорили Абу Ханифа, имам Мухаммад, Зуфар и Аль-Хасан, согласно одному источнику, этого же мнения придерживался и Абу Юсуф. По мнению большинства муджтахидов, жертвоприношение является сунной.

Доказательством того, что жертвоприношение является ваджибом, является хадис, переданный от Абу Хурайры: «Тот, кто обладал достатком и не совершил жертвоприношения, пусть не приближается к нашей мечети» (Ахмад бин Ханбаль; Ибн Маджа).

Подобное предостережение не относилось бы к тому, кто не выполняет чего-то необязательного. Данный вид поклонения связан со временем, и когда говорят «день жертвоприношения», то это является ничем иным, как оповещением об обязанности. Связь со временем указывает на особенность данного вида поклонения, совершаемого при наступлении этого времени и заканчивающегося при его истечении.

Другим доказательством обязательности жертвоприношения служит следующий хадис: сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «О люди! Ежегодное жертвоприношение обязательно с каждого дома» (Ибн Маджа, Тирмизи).

Также одним из доказательств обязательности жертвоприношения являются слова Ибн Умара (радыйаллаху анху): «На протяжении всех десяти лет жизни в Медине Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершал жертвоприношение».

Если верующий, намереваясь совершить жертвоприношение, просто отдает жертвенное животное в качестве милостыни (не зарезав его и не поручив другому сделать это), то данное действие не будет считаться жертвоприношением. Жертвоприношение подразумевает пролитие крови животного. Раздача мяса жертвенного животного является желательной, но не обязательной.

  1. Виды курбана:

Жертвоприношение делится на два вида: обязательное (ваджиб) и добровольное (татавву).

К обязательному жертвоприношению относятся:

• Обещанный курбан (назр). Например, если человек скажет: «Принесение в жертву этого барана или этого верблюда является моим долгом перед Аллахом» или «Я принесу этого барана в жертву ради Аллаха», то жертвоприношение становится обязательным, вне зависимости от того, беден этот человек или богат.

• Животное, купленное бедным человеком с намерением принести его в жертву. Если бедный человек приобретет барана с намерением принести его в жертву, то жертвоприношения станет для него обязательным. Так как покупка животного для жертвоприношения человеком, для которого курбан не является обязательным, означает, что этот человек сам взял на себя обязанность его выполнения, что, в свою очередь, расценивается как обещание совершения жертвоприношения.

• Ежегодное жертвоприношение, совершаемое богатыми людьми в дни Курбан-байрама, которое совершается для выражения благодарности Всевышнему Аллаху за все дарованные Им блага, для того чтобы оживить сунну пророка Ибрахима (алейхиссалям), а также для того, чтобы людям были прощены совершенные ими грехи и ошибки.

• Курбан благодарения. Данное жертвоприношение является обязательным (ваджиб) для тех, кто совершает хадж-киран или хадж-таматту.

• Курбан искупления наказания. Это обязательное жертвоприношение, которое приносится при совершении некоторых недозволенных действий во время хаджа.

К добровольным (татавву) видам жертвоприношения относятся следующие:

• Курбан акика. Это жертвоприношение по случаю рождения ребенка в знак благодарности Всевышнему Аллаху за его чудный дар. Так же словом «акика» называют волосы на голове новорожденного. Курбан акика – это сунна Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям). Передаётся, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) принёс в жертву барана по случаю рождения своего внука Хусейна. Это жертвоприношение можно совершить со дня рождения ребёнка и до достижения им совершеннолетия. Но лучше сделать это с 7 по 14 или на 25 день жизни ребёнка. Наиболее предпочтительным является 7-ой день. В тот же день состригаются волосы ребёнка, и по весу волос подаётся милостыня золотом, серебром или деньгами.

• Жертвоприношение тех, кто совершил хадж «ифрад». Жертвоприношение не является ваджибом для тех, кто совершил хадж ифрад. Они могут совершить добровольное жертвоприношение по своему усмотрению.

• Жертвоприношение, совершенное не в праздник Курбан. Это жертвоприношения, не относящиеся к разряду обязательных, совершаемые в любое время и по любой причине, с целью выражения благодарности Всевышнему Аллаху.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II — УСЛОВИЯ ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЯ.

  1. Условия обязательности жертвоприношения:

По мазхабу Ханафи, для того чтобы жертвоприношение стало обязательным, необходимо обладать материальными возможностями для его совершения. В соответствии с этим, от людей, не обладающих такими возможностями, совершение жертвоприношения в дни праздника Курбан, не требуется. Под «материальными возможностями» подразумевается наличие средств, достаточных для выплаты фитр-садака. Эти средства называются нисабом курбана. Нисаб курбана – это владение имуществом, которое, помимо основных потребностей человека (то есть его жильё, необходимое количество домашней утвари, ездовые животные, используемое оружие, трехслойная одежда, годовой расход на себя и на тех, кого он обязан обеспечивать) и его долга, составляет 80 грамм золота или эквивалент этого количества в деньгах. Одним словом, человек, владеющий нисабом курбана, считается обеспеченным, и совершение жертвоприношения для него становится обязательным (ваджиб). Человек, владеющий имуществом в вышеуказанном размере, обязан ежегодно совершать жертвоприношение в дни праздника Курбан.

Нисаб закята и курбана одинаковы, но в нисабе курбана не является обязательным увеличение имущества и истечение срока в один год, как это принято в закяте. Бедному, который стал богатым в дни Курбана, жертвоприношение становится обязательным.

  1. Условия действительности жертвоприношения:

а) Животное, предназначенное для жертвоприношения, должно быть здоровым. Животное не должно обладать недостатками, которые являлись бы причиной уменьшения мяса или наносили бы вред здоровью животного. По единогласному мнению, факихов, следующие четыре недостатка препятствуют принесению животного в жертву: явная слепота на один глаз, явное проявление какого-либо заболевания, хромота, истощение. Доказательством этого служит хадис, переданный Берой бин Азибом, согласно которому Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Четыре качества являются недозволенными для животного, предназначенного для жертвоприношения: явная слепота, явная болезнь, истощение, приведшее к высыханию костного мозга» (Ахмад бин Ханбал, Абу Дауд, Тирмизи).

Исходя из этого, факихи на основе кыяс (суждения по аналогии) выявили также и другие недостатки, препятствующие принесению животного в жертву. Например, слепота на один или оба глаза, хромота, не позволяющая животному самостоятельно дойти до места жертвоприношения, высыхание костного мозга, отсутствие большей части зубов, отсутствие ушей от рождения, отрезанные соски вымени, отрезанный нос, отрезанные более чем на треть уши и хвост, замутненный взгляд. Не разрешается приносить в жертву животное-гермафродита, а также животное, питающееся исключительно нечистотами. Принесение в жертву животного, питающегося нечистотами, станет возможным, если выдержать его взаперти для улучшения запаха мяса. Верблюдов выдерживают сорок дней, коров – двадцать, а овец и коз – десять.

Принесение в жертву безрогого животного или животного со сломанными рогами разрешено, так как наличие или отсутствие рогов не связано с целью жертвоприношения. Также разрешено приносить в жертву кастрированное животное, так как его мясо вкуснее. В одном из хадисов, переданных от Абу Хурайры, говорится: «Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) собирался совершить жертвоприношение, он купил двух больших, тучных кастрированных баранов. Одного из них он зарезал от своего имени и от имени своей семьи, а другого – от имени своей уммы, от тех, кто засвидетельствовал, что нет другого истинного Бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – Его раб и посланник» (Ибн Маджа). Принесение в жертву тучного, но страдающего чесоткой животного также разрешено, так как чесотка является кожным заболеванием и не влияет на количество и качество мяса. Однако истощенное животное является исключением, так как худоба имеет непосредственное отношение к мясу.

Если животное при покупке было здоровым, а потом заболело, или у него выявились недостатки, делающие это животное непригодным для жертвоприношения, то в том случае, если купивший его человек является состоятельным, то он обязан заменить его другим животным. Если же человек, купивший животное, бедный, то он не обязан менять его на другое и приносит в жертву купленное животное.

б) Жертвоприношение должно выполняться в установленное время. Время жертвоприношения – это 1-ый, 2-ой и 3-ий дни праздника Курбан. По истечении этого времени Курбан будет недействительным. Самым значительным для жертвоприношения считается первый день (10 Зульхиджжа), это время обязательного курбана. В городах или местах, где читается праздничный намаз, курбан приносится после праздничного намаза, а в местах, где не читается праздничный намаз, – после того, как взойдет солнце. Это начало времени жертвоприношения. Оно заканчивается в 3-ий день праздника до захода солнца.

Передано, что Бера бин Азиб (радыйаллаху анху) сказал: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Первое, что мы должны совершить в этот день – это прочитать намаз, а потом вернуться и принести наши жертвы. Кто делает так, тот соблюдает нашу сунну. А кто зарежет курбан раньше этого времени, то его курбан – это обыкновенное мясо, предлагаемое им его семье» (Бухари, Муслим, Насаи).

Также передается от Анаса бин Малика, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто зарежет животное до праздничного намаза, тот зарежет его для себя. А кто зарежет после намаза, тот завершит обряд и исполнит сунну мусульман» (Бухари).

О том, что жертвоприношение ограничено тремя днями, говорится в хадисе от Умара, Али и Ибн Аббаса (радыйаллаху анхум): «Число дней жертвоприношения – три, наиболее значимым (благоприятным) из которых является первый день».

Совершение жертвоприношения ночью является макрух (порицаемым), так как из-за темноты возможно допущение ошибок во время жертвоприношения.

Обязанность принесения жертвы остается до истечения установленного времени. Поэтому, если человек разбогатеет, примет Ислам, освободится из рабства или надолго поселится в каком-либо населенном пункте, то до окончания последнего дня праздника Курбан он будет обязан совершить жертвоприношение. И наоборот, эта обязанность снимается, если к этому моменту человек станет вероотступником, окажется в нужде или отправится в путь. Если же человек окажется в нужде по истечении времени праздника Курбан, то стоимость овцы, пригодной для жертвоприношения, станет числящимся за ним долгом. Если состоятельный человек умрет в один из дней праздника, не успев совершить жертвоприношение, то эта обязанность с него снимается. Если бедный человек совершит жертвоприношение, а потом, до истечения последнего дня праздника разбогатеет, то в соответствии с наиболее достоверным мнением, ему следует совершить жертвоприношение заново. Так как его первая жертва считается добровольной.

Допускается приступить к совершению жертвоприношения сразу после праздничного намаза, не дожидаясь окончания праздничной проповеди, но более предпочтительным является дождаться окончания проповеди.

На паломниках не лежит обязанность совершения праздничного намаза в день жертвоприношения, так как в это время они заняты выполнением обрядов хаджа. Они могут совершить жертвоприношение сразу после восхода солнца.

Чтобы жертвоприношение было действительным, необходимо обращать внимание на место его проведения. Например, если жертвоприношение совершается от имени горожанина в том населенном пункте, где праздничный намаз не проводится, то оно будет действительным, даже в том случае, если человек, от имени которого делается жертвоприношение, сам еще не совершил праздничного намаза. В противном случае, это не будет считаться жертвоприношением.

  1. Кто обязан совершать жертвоприношение?

Для того чтобы курбан стал обязательным, человек, приносящий жертву, должен соответствовать следующим условиям:

— Быть мусульманином.

— Быть разумным (в здравом рассудке).

— Быть совершеннолетним.

— Быть свободным.

— Быть мукимом, то есть не находиться в путешествии.

— Обладать средствами, с которых можно платить садака-фитр.

Путник не обязан совершать жертвоприношение. Но если он сделает это добровольно, то оно будет действительным. Но здесь имеется в виду случай, когда путник отправляется в путь до покупки жертвенного животного. Что же касается случая, когда человек сначала купил животное для жертвоприношения, а потом отправился в путешествие, то в данном случае ему следует продать купленное животное и не совершать жертвоприношения.

Женщина считается богатой при выплате ей мужем махра (брачного дара), а также при задержке его выплаты, и для нее жертвоприношение становится обязательным. Женщина также обязана совершить жертвоприношение, если она имеет дом, в котором живет вместе с мужем, хотя муж сам имеет возможность предоставить ей жилье.

Также следует приносить жертву и за своего маленького ребенка, если он владеет имуществом в размере нисаба или в размере, превышающем его. Умственно неполноценный человек, имеющий материальное состояние, приравнивается к ребенку, владеющему состоянием, поскольку, по мнению Абу Ханифы и Абу Юсуфа, совершеннолетие и здравый рассудок не являются условиями обязательности жертвоприношения. По мнению имама Мухаммада, совершеннолетие и здравый рассудок являются необходимым условием жертвоприношения, поэтому для умственно неполноценных и несовершеннолетних курбан обязателен, если они состоятельны.

Что же касается человека, временно потерявшего рассудок, а затем пришедшего в себя, то необходимо учитывать его состояние. Если человек пребывает в помешательстве в дни праздника Курбан, то решение выносится, исходя из вышеприведенных мнений муджтахидов, а если этот человек в дни праздника Курбан находится в здравом рассудке, то он обязан совершить жертвоприношение.

  1. Виды животных,

пригодных для жертвоприношения и их возраст:

Все ученые Ислама единодушны в том, что для жертвоприношения пригодны крупный и мелкий рогатый скот, а также верблюды.

Возраст овец и баранов, предназначенных для жертвоприношения, должен составлять не менее одного года. Если овца или баран, достигшие шестимесячного возраста, весят как годовалое животное, то их также можно приносить в жертву.

В одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Режьте только то животное, которому пошел второй год, если это не будет для вас обременительно, в противном случае, режьте шестимесячного барана» (Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи).

Верблюды, предназначенные для жертвоприношения, должны достичь пятилетнего возраста или быть старше. Коровы, быки и буйволы должны быть не моложе двух лет. Если принести в жертву животное, не достигшее установленного возраста, то жертвоприношение будет недействительным. Более предпочтительным является, если приносимое в жертву животное старше установленного возраста.

От имени одного человека в жертву приносится один баран или коза. Верблюд, корова или буйвол приносятся в жертву от имени семи человек. В хадисе, переданном от Джабира (радыйаллаху анху), сообщается: «Посланник Аллаха велел каждым семерым из нас входить в долю при жертвоприношении верблюдов и коров».

В другой версии хадиса Джабир говорил: «Во время хаджа и умры мы входили в долю вместе с Посланником Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) для принесения в жертву крупного животного». Джабира спросили: «Входят ли в долю при жертвоприношении баранов, так же как при жертвоприношении крупных животных?». Он ответил: «Это распространяется только на крупных животных».

Если доля одного участника из семерых будет меньше 1/7, то в этом случае жертвоприношение не будет засчитано ни от кого из них. Жертвоприношение будет засчитано от семерых людей при наличии у них соответствующего намерения, даже в том случае, если они выполняют разные виды хаджа (кыран, таматту). Тем более, будет засчитано жертвоприношение меньшего количества людей. Если семь человек войдут в долю, чтобы принести в жертву пять коров или больше, данное жертвоприношение будет действительным, так как каждый из них получит 1/7 часть коровы. Если восемь человек будут участвовать в жертвоприношении семи коров или больше, это жертвоприношение будет недействительным, так как в этом случае каждая корова будет делиться на восемь частей, и доля каждого из участников будет составлять менее 1/7.

Мясо между участниками жертвоприношения делится по весу, даже если часть из них отказалась от своей доли в пользу других. Само мясо относится к разряду имущества, приносящего прибыль, поэтому его купля-продажа, обмен и передача должны соответствовать нормам шариата.

  1. Религиозно-правовые решения,

связанные с мясом жертвенного животного:

В одном из хадисов, переданном от Салямы бин Аква, сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Пусть у того, кто совершает жертвоприношение, не остается в доме ничего из мяса жертвенного животного по истечении трех дней». На следующий год у Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили: «О Посланник Аллаха! В этом году нам следует поступить с мясом жертвенных животных так же, как и в прошлом?» На что он ответил: «Ешьте сами, кормите других и запасайте его. В тот год людям было тяжело, и я хотел, чтобы вы помогли им» (Бухари).

Человеку, совершающему жертвоприношение желательно оставить для себя и своей семьи часть мяса жертвенного животного, а оставшуюся часть раздать другим в качестве садака или подарка. Желательно, чтобы садака составляла не менее 1/3 от общего количества мяса. Лучше всего раздать 1/3 мяса бедным и неимущим, 1/3 использовать для угощения близких и друзей, а 1/3 оставить себе. Разрешается также оставить все мясо жертвенного животного себе, так как сутью жертвоприношения является пролитие крови, а раздача мяса является добровольным действием.

Неимущему человеку, имеющему кого-либо на своем иждивении, более правильным будет оставить все мясо себе.

Продажа мяса жертвенного животного для последующей раздачи вырученных денег в виде садака, не разрешается. Также нельзя мясом жертвенного животного выплачивать закят.

 

 

 

 

 

 

 

 

III – ЗАБОЙ ЖИВОТНОГО (ЗАБХ)

Арабское слово «забх» означает процесс перерезывания яремных вен, находящихся между головой и грудью животного. Это является одним из необходимых условий, делающих дозволенным употребление в пищу мяса животного. Благодаря этому, кровь, относящаяся к категории нечистого (наджаса), отделяется от мяса.

Виды забоя:

Забой бывает двух видов: свободный и вынужденный.

Свободный забой – это перерезывание горла животного в области между грудью и челюстью.

Вынужденный забой – это нанесение ранения на любом участке тела. К этому виду забоя прибегают в том случае, когда невозможно осуществить забой первым способом. Он является альтернативным видом забоя, поскольку первый вид наиболее эффективен для удаления крови, второй не столь эффективен.

Домашний скот забивают, перерезая животному горло. Дикий скот забивают, перерезая поджилки и нанося смертельное ранение, потому что к вынужденному забою прибегают при отсутствии возможности совершения свободного забоя.

Когда зарезанное животное

становится дозволенным?

При свободном забое животному перерезают трахею, пищевод и две яремные вены. В хадисе, переданном Убаййей бин Рифаа от своего деда, сообщается, что тот сказал: «О Посланник Аллаха, у нас нет ножей». Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Ешьте мясо животного, над которым было произнесено имя Аллаха, и зарезанного любым орудием, проливающим кровь, кроме когтей и зубов. Что касается когтей, то это ножи эфиопов, а зубы – это кость».

В другом хадисе рассказывается, что однажды у одного человека убежал верблюд, и он остановил его выстрелом. Узнав об этом, Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поистине, среди этих верблюдов есть подобные диким зверям. И с теми из них, погоня за которыми утомит вас, поступите подобным образом».

Мясо жертвенного животного дозволяется употреблять в пищу, если перерезаны все три указанные органа.

Орудие забоя:

Забой разрешено осуществлять всем, что выпускает кровь из вен, кроме растущих зубов и когтей.

Необходимо хорошо наточить нож или другие орудия забоя, для того чтобы избавить животное от мучений. Так как в одном из хадисов сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах приказал все делать самым наилучшим образом. Если убиваете, то убивайте лучшим образом. Если режете (животное), то режьте лучшим образом! Пусть каждый из вас хорошо наточит свой нож и не мучает животное!» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд).

«Не мучает животное» означает, что наточенным ножом следует решительно, твердой рукой быстро перерезать животному горло, гладить его, и стараться не причинить ему лишних страданий.

При забое сунной является дать животному попить воды, уложить его на левый бок, мордой к кибле, связать три ноги, а правую заднюю ногу оставить свободной. Нежелательно снимать шкуру животного, пока оно не перестало шевелиться. Желательно, чтобы тот, за кого совершается жертвоприношение, резал животное собственноручно. Если же человек сам не режет, то желательно хотя бы присутствовать при этом. Если жертвоприношение совершается за женщину или за несовершеннолетних детей, то желательно, чтобы и они присутствовали.

Считается порицаемым точить нож в присутствии животного, резать одно животное на глазах другого, а также тащить животное к месту жертвоприношения волоком. Однажды Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) увидел, как один человек режет барана. Уложив на землю животное, этот человек стал точить свой нож. Увидев такое жестокосердие, Посланник Аллаха сказал: «Ты что, хочешь убить его несколько раз? Ты не мог наточить свой нож, прежде чем уложить животное на землю?» (Хаким).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил использование домашних животных в качестве мишени для стрельбы. В хадисе, переданном от Зейда бин Анаса бин Малика, говорится: «Однажды вместе со своим дедом Анасом бин Маликом я вошел в дом Хакама бин Аййуба и увидел, что люди привязали курицу и стреляют по ней. Анас сказал им: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил использовать домашних животных в качестве мишени».

В другом хадисе, переданном от Ибн Умара (радыйаллаху анхум), сообщается, что, придя к Яхье бин Саиду, он увидел, как один из его сыновей, привязав курицу, стреляет по ней. Ибн Умар развязал ее, а затем, подойдя к Яхье вместе с мальчиком и курицей, сказал: «Запрети своему сыну привязывать эту птицу для убийства. Я слышал, как Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) запретил привязывать домашнее или любое другое животное для убийства». В другой версии этого хадиса говорится: «Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) проклял того, кто истязает животных, отрезая от них части тела, когда они еще живы» (Бухари).

Вышеприведенные хадисы указывают на запретность того, что делают участники боев с быками, так как все виды подобных состязаний являются бессмысленным истязанием животных.

Религиозно-правовое решение в отношении

частей тела, отрезанных у живого животного:

Все, что было отделено или отрезано от живого животного является мертвечиной, и употребление этих частей в пищу запрещено (харам). В хадисе, переданном от Абу Саида аль-Худри, сообщается, что Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) спросили об отрезании горбов у живых верблюдов и курдюков у овец, на что он ответил: «То, что отрезано у живого животного – мертвечина».

Условия, которым должен отвечать человек,

совершающий забой:

Одно из необходимых условий для дозволенности мяса забиваемого животного касается человека, который совершает забой. Этот человек должен быть мусульманином, не находящимся в состоянии ихрам. Если речь идет о забое дичи, то в дополнение к вышеизложенным требованиям, этот человек должен находиться за пределами аль-Харама (территории Мекки, являющейся запретной для охоты). Поэтому дичь, пойманная на территории Мекки, не будет дозволенной, вне зависимости от того, находился ли охотник в состоянии ихрам или нет.

Если забой животного совершает немусульманин, то в данном случае обязательным условием дозволенности этого мяса является то, чтобы этот человек был из числа людей Писания (иудеем или христианином) и был привержен своей религии. Также необходимым условием является то, чтобы иудеи или христиане при совершении забоя животного, совершали его с именем Бога, не произнося при этом слов, которые могли бы указывать на приобщение кого-либо в сотоварищи Богу.

Всевышний Аллах сказал в Коране: «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (аль-Маида 5/5). В этом аяте Всевышний Аллах не сделал различия между немусульманами, живущими на территории Исламского государства и живущими на территории немусульманского государства, а также не сделал различий между мясом и жиром. И то, что жир животных запрещен людям писания, не мешает нам употреблять его в пищу, так как он является запрещенным для них, но не для нас. Также необходимо отметить, что животные, запрещенные для людей писания, но запрет на которых отсутствует в Исламском Шариате, будут дозволенными для мусульман.

Также разрешается употреблять в пищу животное, зарезанное женщиной. В одном из хадисов, переданном от Абдуллаха ибн Умара, говорится: «Однажды, когда служанка Ка’ба бин Малика пасла его скот у горы Сал, одна из овец поранилась. Тогда служанка расколола камень и зарезала ее. Об этом рассказали Посланнику Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), и он велел им есть эту овцу».

Не едят мясо животного, зарезанного несовершеннолетним ребенком, не понимающим смысла слов «бисмилляхи» и «Аллаху Акбар», сумасшедшим или пьяным. Что же касается животного, зарезанного слабоумным, то его можно употреблять в пищу. Также разрешено употребление в пищу мяса животного, зарезанного немым. Поскольку его неспособность поминания Всевышнего Аллаха вслух не является препятствием для забоя, также, как и для намаза.

Запрещено к употреблению мясо животного, зарезанного язычниками, огнепоклонниками и вероотступниками.

Религиозно-правовое заключение в отношении животного, которое было зарезано без поминания имени Аллаха:

Мясо животного, которое было зарезано без произнесения слов поминания Аллаха, не употребляется в пищу. Так как Всевышний Аллах сказал в Коране: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено имя Аллаха, ибо это есть нечестие. Воистину, дьяволы внушают своим помощникам препираться с вами. Если вы станете повиноваться им, то окажетесь многобожниками» (аль-Ан’ам 6/121).

Если человек забыл сделать это, его не следует считать нечестивцем, и мясо животного, зарезанного человеком, забывшим помянуть имя Аллаха, является дозволенным. Тот, кто не произнес слов поминания по незнанию необходимости этого, подобен тому, кто забыл помянуть имя Аллаха.

Забивание животного с поминанием имени кого-либо, кроме Аллаха, например, имен идолов или людей, категорически запрещено. Так как принесение жертвы кому-либо, кроме Всевышнего Аллаха, является проявлением многобожия. Принесение в жертву животного с целью приближения является поклонением, которое нельзя посвящать никому, кроме Всевышнего Аллаха. В Коране Всевышний Аллах повелевает Своему Посланнику: «Скажи: Поистине, моя молитва и мое жертвоприношение, моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров, у которого нет сотоварища! Это мне велено, и я являюсь первым из мусульман!» (аль-Ан’ам 6/162-163).

В одном из хадисов, переданном Али ибн Абу Талибом (радыйаллаху анху) сообщается, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Аллах проклял того, кто принес жертву не Ему!» (Муслим).

Условием при произнесении имени Всевышнего Аллаха является упоминание Его имени не в форме ду’а. При жертвоприношении разрешается упоминание любого из прекраснейших имен Всевышнего Аллаха. Для человека, который режет животное, необязательно знать эти слова на арабском языке, он может произнести их на своем родном языке. Однако обязательным является, чтобы эти слова произнес именно тот человек, который режет курбан, а не кто-либо другой.

Религиозно-правовое заключение в отношении животного, о котором неизвестно, было ли произнесено имя Аллаха при его забое:

В хадисе, переданном от Айши (радыйаллаху анха), сообщается, что однажды сподвижники спросили: «О Посланник Аллаха! Поистине, люди, жившие еще недавно в невежестве, приносят мясо, и мы не знаем, произносили над ним имя Аллаха или нет. Можно ли нам его есть?» Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Поминайте Аллаха и ешьте» (Бухари, Абу Дауд, Малик).

Что же касается произнесения имени Всевышнего Аллаха над животным, которое было зарезано кем-либо другим, то в этом случае считается, что имя Аллаха было произнесено. Так как забой считается неправильным только в том случае, когда об этом достоверно известно.

Жертвоприношение по обету (назр):

Жертвоприношение по обету (назр-курбан) является одним из видов поклонения. Выполнение данного обета является обязательным (ваджиб) как для богатого, так и для бедного человека. Если человек, давший обет, не совершит этого жертвоприношения в определенные им для этого дни, то ему следует отдать живое животное в качестве садака.

Если состоятельный человек даст обет принести в жертву барана в дни праздника Курбан, то он будет обязан принести в жертву двух баранов: одного по обету, а второго в качестве жертвенного животного. Если же этот человек, давая обет, имел в виду возложенную на него обязанность, то есть жертвоприношение в дни Курбан-байрама, то в этом случае обязателен только один баран, так как данный обет не является, по сути, обетом, и поэтому этот человек может есть мясо зарезанного животного.

Если человек, давший обет, не совершил жертвоприношения в отведенные для этого дни (дни праздника), то он отдает жертвенное животное живым в качестве садака, а если зарежет его, то будет должен раздать все мясо. Человеку, сделавшему назр-курбан, запрещается есть мясо зарезанного им животного. Если он съест мясо этого животного, то ему необходимо раздать садака в размере стоимости съеденного мяса.

Человеку, купившему животное для принесения в жертву по обету, запрещается его продажа, так как жертвоприношение стало обязательным для этого человека с момента покупки животного.

Необходимо, чтобы животное, предназначенное для жертвоприношения по обету, отвечало тем же требованиям, которые предъявляются к животным, предназначенным для жертвоприношения в дни праздника Курбан.

 

 

 

Добавить комментарий