Приметой последнего десятилетия является возвращение религии в общественную и повседневную жизнь людей, превращение ее в один из важнейших факторов формирования мироощущения и мировоззрения верующих. Символично, что за короткий период своей истории Российская Федерация из многонациональной страны превратилась в полиэтноконфессиональное государственное образование. Благодаря трансформации атеистического общества в светское сегодня преодолен барьер между верующими и государством.
Мусульманские приходы во внутренних губерниях Российской империи во второй половине XIX — начале XX вв. представляли собой основную форму институционализации ислама на территории России. Их системное изучение как фактора этноконфессиональной идентичности в поликультурном пространстве представляется актуальным с точки зрения становления поликонфессионального государства. Основной формой культурно-общественного социума мусульман во внутренних губерниях Российской империи являлась религиозная община — махалля1, обеспечивавшая реализацию мусульманского образа жизни, включавшего в себя как повседневные нормы поведения, так и оформление наиболее важных моментов в жизни людей (рождение, обучение, вступление в брак, похороны и др.).
Изучение различных аспектов функционирования махаллей позволяет получить представление о внутренних механизмах организации социокультурной жизни в самой массовой и системообразующей ячейке, которая в условиях отсутствия или малочисленности иных социальных организаций являлась инструментарием сохранения этноконфессиональной идентичности, развития материальной и духовной культуры, образования, закрепления менталитета, формирования традиций в межконфессиональных, межгрупповых, межличностных, семейных, имущественных отношениях в городах и селениях.
Данная тема представляет научный интерес в связи с изучением существования самодостаточного, жизнеспособного социокультурного сообщества в одной из средневолжских губерний — Самарской. Она способствует формированию комплексного и объективного взгляда на развитие российской уммы в целом, позволяет выявить региональные особенности процесса социокультурного развития мусульман, изменению сложившейся в течение нескольких столетий тенденциозной оценки мусульманского населения России.