Согласно общему мнению факихов, человек, не соблюдающий один или несколько дней поста в месяц Рамадан, должен сделать када, то есть, возместить их. Причиной несоблюдения могли быть болезнь, путешествие, состояние хайда или нифаса, и т. п. уважительные причины (Ибн Хумам, 2/80; ибн Рушд, 1/288; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/135).
Доказательством является следующий аят Корана: «А если кто-либо из вас болен или находится в пути, то следует поститься столько же, [сколько пропущено] дней в другое время» (Сура аль-Бакара, 2/184). Как следует из содержания этого аята, те, кто находились в путешествии или были больны, должны впоследствии возместить пропущенные дни поста день в день. В хадисе, переданном Айшой (радыйаллаху анха), говорится: «Во времена Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), когда у нас наступал менструальный цикл, нам было приказано несоблюденные дни поста восполнять» (Абу Дауд, Тахара, 104; Бухари, Хайд, 20; Тирмизи, Саум, 67; Насаи, Хайд, 17; Сыям, 64; ибн Маджа, Тахара, 119).
Кто не соблюдал пост в месяц Рамадан, тот является грешником, ибо Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Кто без уважительной причины, будучи здоровым, не соблюдал пост Рамадана, если будет держать пост всю жизнь, никогда не сможет возместить пропущенный день» (Ибн Маджа, Сыям, 14; Дарими, Саум, 18; Ахмад бин Ханбаль, 1/92, 2/386, 458, 470). Возможно, здесь имеется в виду то, что месяц Рамадан скрывает в себе великое благо Аллаха, потеряв которое впоследствии невозможно обрести.
Ханафиты и маликиты считают, что нужно делать када не только поста Рамадан, но и каффарат постов, назр или начатых нафиль-постов. Но при этом маликиты считают ваджибом када тех нафиль-постов, которые были намеренно прерваны.
Возмещать пропущенные дни поста Рамадан, неважно по уважительным причинам или нет, можно в течение всей жизни. В свою очередь, шафииты считают, что када нужно сделать до месяца Рамадан будущего года. В противном случае, после Рамадана текущего года нужно сделать када и каффарат. Нельзя совершать када в праздничные дни, когда запрещается соблюдение постов, в специально определенные дни назр-постов и в месяц Рамадан, так как в эти дни, кроме обязательных, другие посты не принимаются.
При када поста Рамадан нет предписания соблюдать пост в специально определенные дни или сделать када как можно скорее, так как аят, в котором повелевается делать када пропущенных дней имеет абстрактный, не конкретный характер (Ибн Хумам, 2/81; аль-Майдани, аль-Любаб, 1/171; аш-Шурунбуляли, стр. 116; ибн Рушд, 1/289).
Вопрос. Можно держать пост за умершего?
Ответ. Относительно имеющих долги по посту месяца Рамадан, известно два положения:
- Если умерший не соблюдал пост в силу того, что находился в старческом возрасте, или был в пути, или не хватило времени восполнить, или был хроническим больным, большинство ученых считают, что все эти случаи являются уважительными причинами, возникшими против воли человека. Поэтому можно ничего не предпринимать. Несовершенные посты в таких случаях не считаются необходимыми для када, так как у умерших для возмещения пропущенных постов не осталось ни времени, ни возможности.
- Если кто-то скончался, после того как у него появились возможности для совершения када, его наследникам или попечителям не нужно что-либо делать, ибо и при его жизни, и после его смерти представительство или поручительство не имеет никакой силы. В одном хадисе Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям) говорится: «Никто не может совершить намаз или соблюдать пост за другого человека. Но вместо кого-либо можно за каждый пропущенный (не соблюденный) им день (поста) раздавать одну меру пшеницы беднякам» (Тирмизи, Саум, 23; ибн Маджа, Сыям, 50; Малик, Муватта, Сыям, 53).
По мнению ханафитов и маликитов, если почивший перед смертью завещал за каждый пропущенный день выплачивать фидью, то его наследники должны за каждый день давать любому бедняку половину «са». (Один «са», если считать дирхамами по шариату, то 2.917 кг. Если же исходить из общепринятых, народных обычаев, то один «са» – это 3.333 кг пшеницы или ячменя). Так как в последние часы жизни усопший не имел возможности держать пост, его относят в разряд пожилых людей (Ибн Хумам, 2/83; аль-Майдани, 1/170; ибн Рушд, 1/290; аш-Ширбини, 1/43; ибн Кудама, аль-Мугни, 3/142).