Издание в 1908 – 1913 гг. журнала «Иктисад» («Экономика») как первый опыт национальной печати в Самарском крае - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Издание в 1908 – 1913 гг. журнала «Иктисад» («Экономика») как первый опыт национальной печати в Самарском крае

Выступление на научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»

Одной из светлых страниц в истории мусульманской общины дореволюционной Самары является издание журнала «Иктисад». Среди наиболее прогрессивных представителей татарской интеллигенции России, предпринимавших, после революции 1905-1907 года, попытки добиться разрешения властей на издание газеты на татарском языке, был и имам Самарской мечети Фатих Муртазин. Несмотря на то, что первая его попытка получить разрешение на выпуск газеты в 1908 году оказалось безуспешной — тогда его ходатайство об издании газеты было отклонено самарским губернатором, Фатиху Муртазину удалось добиться разрешения на издание журнала. Журнал «Иктисад» выходил с сентября 1908 по сентябрь 1913 года на протяжение 5 лет один раз в месяц большим тиражом в 3 тысячи экземпляров и большим объемом — от 70 до 150 страниц. Всего было выпущено 60 номеров.

В трудах, посвященных татарской периодической печати начала XX века «Иктисад» характеризуется как «единственный в Российской империи экономический» журнал на татарском языке, иногда называя его «первым профессиональным» экономическим изданием на татарском языке, и даже «первым и единственным среди периодических изданий тюркских народов России, посвященным проблемам экономики».

Историк Р. Амирханов считает «Иктисад «первенцем российской мусульманской экономической периодики» и ставит его в один ряд с такими флагманами татарской передовой печати, как известные газеты «Юлдуз», «Вакыт», «Тэрбия», «Магариф», журнал «Шура». География получателей журнала, адреса писавших для журнала корреспондентов, оперирование авторами понятием «мусульмане», «мусульманский» (а не «татары», «татарский» или «башкирский»), ознакомление на страницах журнала с общественно-политическим положением Кавказа, Средней Азии, проживающими там народами дают право называть «Иктисад» «всероссийским общемусульманским изданием».

Издание журнала стало возможно благодаря кльтурно-просветительской деятельность одного из колоритных фигур религиозно- национального движения мусульман России первой четверти ХХ века — муллы Фатиха Муртазина.

Будучи имамом мечети, построенной на деньги иногородних татарских богачей, видя трудности по строительству мечети Третьего прихода, который был организован и зарегистрирован в 1907 году, а мечетью обзавёлся (опять таки, лишь благодаря финансовой поддержке мусульман всей России) лишь к 1912 году, постоянно сталкиваясь, в ход своей пастырской деятельности, с нехваткой местного «мусульманского» капитала, с жалким финансово-хозяйственным состоянием мусульман Самары, в большинстве своём приехавших на заработки вчерашних крестьян и, воочию убедивших в нахождении мусульман в плачевном социально-экономическом состоянии, Фатих-хазрат приходит к выводу о необходимости поиска путей выхода из этого положения и подъёма благосостояния своих единоверцев. Он, человек, получивший хорошее для своего времени религиозное образование, выписывавший выходящие к этому времени, татарские газеты и журналы и, не найдя среди них ни одного просветительского, с точки зрения экономики, решает заняться выпуском профессионального журнала в этой сфере. По мнению Муртазина главной причиной свирепствовавшей в мусульманском обществе России бедности является незнание законов экономики и неумение пользоваться ими.

Журнал хотя и был задуман как экономический, что нашло выражение и в его названии (слово «иктисад» — арабизм, вошедший в татарский язык и означающий «экономика») на самом деле не мог быть чисто таковым лишь потому, что говорить о присутствии реальной экономики в жизни татарского общества к этому времени было ещё рано. Но, несмотря на это, шаг за шагом журнал, начиная с первого номера, начиная с азов учит читателей, основам экономики, знакомит с элементарными навыками ведения хозяйства, иногда, информируя даже по простым бытовым вопросам. Статьи «Ручная мельница», «Сепаратор», «Шитье», «Рукоделие», «Советы желающим купить молотилки», «Ручное вязание носков», «Машинное вязание носков», «Двигатель для переносной мельницы», «Фермерская мельница», «Машинное доение», «Аппарат для замешивания теста» красноречиво говорят об этом. Но редактор и его коллеги идут дальше — в статьях «Наука экономика», «Разделы экономики», «История науки экономика», «Одно из правил экономики», «Главное правило экономики» в простой и доступной форме разъясняют дисциплину экономика, знакомят с её основами и с различными экономическими теориями. Уже в первом номере Фатих Муртазин ставит борьбу с бедностью программной целью своего журнала. А для того чтобы не стать бедным надо, по его мнению, «заботиться о своем экономическом положении». Адля татарского мусульманского сообщества, проживавшего в иноверческой среде и не имевшего свою экономическую систему, проблемой также становится вопрос соответствия поставленных целей (борьба с бедностью, организация и развитие экономики) религиозным канонам. И поэтому уже в первой своей статье Муртазин (являющийся автором серии статей на тему «Нищета и ислам»), ссылаясь на религиозные первоисточники — аяты Корана и хадисы Пророка, старается довести до своих читателей мысль о том, что Ислама и экономика это не противоречивые или разделимые понятия, а наоборот взаимосвязь и взаимодополняемость друг друга. Естественное существование в исламском сообществе как самой науки экономика, так и её понятия, не противоречивость её канонам религии, необходимость знания теории и практика (реализация) мусульманами её правил, редактор и другие авторы журнала напрямую связывают с такими составляющими ислама как (иногда являющимися столпами) закят, фитра, ушр, которые в мусульманских государствах собираются (иногда, как в случае с закятом, в обязательном порядке) у населения в государственную казну. Сотрудники журнала представляют Ислам религией прогресса нации, и плачевное состояние мусульманского мира связывают с неполным и неправильным пониманием религии и текстов её первоисточников.

Учитывая проживание основного мусульманского населения России в сельской местности, журнал на своих страницах очень много места отводит освещению жизни мусульманских деревень. Статьи под названиями «Сельская жизнь», «Не хватает земель», «Лесоводство», «Башкирские леса», «Наши деревни», «Из жизни крестьян», « Жизнь на дачах», «Сельские нужды» свидетельствуют об этом. А статьи под названиями «Борьба с засухой», «Против сусликов», «Мельникам нужны машины», «Почему не уродилось сена на лугах», «Пожары в деревнях», «Выбор мест для колодцев», «Агрономы участков», «Наставление земледельцам», «Качество пшеницы», «Рытье колодцев на песчаных участках», «Земледелие», «Раздел земель», «Новые правила», «Кредиты сельчанам», «Как получить землю?», «Землеустроительный кредит», «Кто из покупателей земли может воспользоваться помощью Землеустроительного комитета?» побуждают мусульман к участию в общественных работах, вооружают их научными знаниями в области агрономии, помогают мусульманам узнать пути улучшения состояния, как самих деревень, так и существующих способов земледелия.

Статьи под названиями «Промышленность», «Отрасли промышленности», «История промышленности» говорят о вере их авторов в светлое будущее мусульманских народов, в создание мусульманами, если не самостоятельной национальной высокоразвитой промышленности, то хотя бы собственных отраслей, таких как текстильная, кожевенная, мануфактурная, пищевая и т.д.

Понимая значение торговли в жизни мусульманских народов, «Иктисад» знакомил читателей с рынками сбыта, побуждал своих единоверцев к активной торговле. Именно на это были нацелены статьи под названиями «Спрос на российскую мануфактуру в Манчжурии», «Кожаные базары России», «Беспошлинная торговля для России в Манчжурии и Западном Китае», «Иран и Монголия — новые базары для предприимчивых», «Российско-иранская торговля», «Торговля между Россией и Монголией», « Путешествия торговцев», «Торговцы мусульмане в Японии», «Мусульманская торговля в Казани», «Торговля и производство в Бухарском ханстве», «Торговля хлопком в Фергане», «Торговля каракулем в Бухаре», «Торговля фруктами в Средней Азии», «Первый опыт привоза на рынки Оренбурга мяса из Сибири» и другие.

В статьях «Таможенная пошлина и тарифы», «Привоз товара из-за границы», «Транзит и каботаж», «Состояние экономики в Турции», «Промышленность в Турции», «Прикладное производство в Египте», «Как строят здания во Франции», «Экономическое положение балканских стран» и других журналисты «Иктисада» ссылались на иностранный опыт, писали о состоянии экономики других стран и о торговле и методах его ведения заграницей.

Но даже в такой традиционной для татар сфере как торговля авторы констатировали стагнацию и советовали читателям выходить за рамки обычной, мелкой торговлей, развивать различные виды торговли, совершенствоваться в этом деле.

Чётко понимая что о «татарской» промышленности не может быть и речи, а мусульманское (в частности татарское) население в основном занято лишь сельским хозяйством и торговлей, авторы журнала неоднократно подчеркивали насущную необходимость в развитии ремесел, разного рода промыслов. Именно об этом говорили статьи «Наши ремесленники», «Развитие производства читек-кявеш» (национальная кожаная и резиновая обувь прим. автора), «История одежды и мануфактуры», «Книгопечатание», «Ремесло и богатство», «Лесной промысел», «Обучение ремеслу», «Как обогащает ремесло», «Влияние ремесла на характер», «Бумажное производство», «Оптика».  А непосредственным каноническим доводом для необходимости развития ремёсел авторы использовали хадис пророка Мухаммада (мир ему) «Ремесло — путь к избавлению от бедности». Не малое место в журнале уделяется проблеме обучения мусульман банковским и финансовым делам, открытию бухгалтерских курсов. Муртазин сам состоял членом правления Самарского кредитного общества и прекрасно знал об отдалённости мусульманского населения от этого дела. В статьях «Кредиты сельчанам», «Землеустроительный кредит» и другие преследовалось желание помочь единоверцам в кредитной сфере.

Авторы журнала проводят чёткую связь между уровнем производственной занятости мусульман и их социальным статусом в российском обществе, обращая внимание на полное отсутствие у мусульман профессиональных кадров по экономике, высококвалифицированных рабочих. Занятость последователей Ислама лишь в сфере неквалифицированного труда журналисты напрямую считают одной из основных причин бедности мусульманской уммы (нации). Прогресс нации в представлении авторов не в малой степени заключался и в необходимости профессиональной подготовки национальных кадров, в повышении квалификацию мусульманских рабочих. Об этом говорилось в статьях «Как обогащает профессия?», «Виды профессий», «Влияние профессии на характер» и другие.

Фатих-хазрат Муртазин прекрасно понимал то, что для противостояния бедности, оказания материальной и финансовой помощи оказавшимся в беде или просто начинающим своё дело нужен капитал. Этот капитал он называл «миллят малы («богатство нации»), то есть «общенациональное достояние и говорил что «природной» частью этого должны стать имеющиеся у мусульман земли, воды и леса, которые всему путями необходимо сохранить в «своих» руках, покупать и приобретать у других с целью использования во благо «нации». Об этом говорилось в статьях «Богатство у мусульман Внутренней России», «Мусульманское часть богатства России», «Торговля и национализм».

А для не обладающего своим, или обладающего малым, богатством и не имеющего доступа к государственному бюджету мусульманам России более реальным был метод аккумулирования выделяемых богатыми единоверцев пожертвований или специальных взносов в фондах мусульманских благотворительных обществ, которые необходимо создавать везде где есть мусульмане. Поэтому журнал так много и акцентировал внимания на необходимости создания благотворительных обществ — так важного для мусульман «культурно-территориального» пути накопления национального богатства».

В журнале кроме экономических тем поднимались вопросы образования и просветительства. Фатих-хазрат, один из просвещённых мусульманских духовных деятелей России, учитель Самарского медресе и сторонник джадидского (новометодного) обучения, человек, ратовавший за подготовку педагогических кадров и созыв учительских съездов, наряду с такими известными общероссийскими политиками и деятелями мусульманской педагогики и богословия как братья Ахмет-Хади и Садри Максудовы, Фатих Карими, Кашаф Тарджемани, Садык Иманкулый поднимавший вопрос обсуждения проблем образования на съездах и совещания общероссийского Духовного управления мусульман в Уфе, не мог не уделять внимание в своём журнале теме образования и просвещения. На страницах журнала освещались события открытия новометодных медресе, учительских курсов, библиотек и читален, рассказывалось об обучавшихся в российских и зарубежных учебных заведениях мусульманах.

Политическая ориентация журнала «Иктисад» была нейтральной. Активный участник многих всероссийских мусульманских общественно-политических съездов и совещаний Муртазин не мог не преследовать политических целей, но понимал что важным условием существования журнала была его аполитичность.

Но, несмотря на, журнал занимался правовым просвещением мусульман (особенно в области земельного права), всесторонне знакомил их с политическими и экономическими правами. Статьи «Свобода труда», «Работа и деньги», «Кому польза от Закон 9 ноября», «Закон Укрепления», «Раздел земель», «Новые правила», «Как получить землю?» служили именно этому делу.

«Иктисад» не мог не быть политичным и потому, что был детищем созданного годом раньше Первого культурно-просветительского общества мусульман города Самара, в Уставе которого одной из целью создания было указано «знакомство мусульман с политическими и экономическими правами».

Не об этом ли говорят написанные рукой редактора нижеследующие строки, объясняющие понятие науки экономика: «Наука, изучающая формы хозяйствования, показывающая пути благополучного существования отдельной нации, народа, государства…» Явно политические цели преследовали статьи и заметки, в которых затрагивалась проблема подготовки по-европейски образованных преподавательских кадров, призыв молодёжи изучать русский язык, уезжать за границу для получения образования, чтобы иметь возможность работать в органах самоуправления. А статью журнала «Экономический вред от войны» можно прямо назвать оппозиционным.

Журнал «Иктисад» был для Муртазиным не просто периодическим изданием, а скорее основным способом его общественной деятельности по просвещению мусульман Самарской губернии и всей России. В этом он равнялся на лично знакомых ему и являвшихся близкими друзьями редакторов татарских газет и журналов, которые являлись крупными политиками регионального и даже общероссийского масштаба. Фатих-хазрат был буквально замешан на выпуске своего журнала. Аналогичным названием он назвал и открытый в июле 1911 г. в Самаре книжный магазин, где наладил торговлю книгами на татарском, русском языках и на других языках тюркских народов России. Самарское медресе, участие в социально-политическом движении татар, выпуск журнала «Иктисад» сделали Муртазина одной из известных личностей тюркского мира России.

Несмотря на отсутствие в Самаре богачей из мусульман, способных финансировать издание периодики, местной мусульманской типографии, Муртазину удалось организовать выпуск журнала и сплотить вокруг себя небольшую команду. Имам Третьей мечети Самары Хадиулла Батталов вёл секретарьскую работу — отправлял номера журнала по адресам подписчиков и в редакции других татарских периодических изданий, переписывался от имени Муртазина с редакторами и авторами статей, обеспечивал доставку статей и корреспонденций с мест, переписывал и корректировал статьи самого Фатиха Муртазина. Сын ахуна Шихабеддина Минюшева, учителя и наставника Муртазина, Мирза-Габдрахман писал статьи.

Журнал перестал выходить в 1913 году. Хотя издание «Иктисада» было делом недешевым, материально-бытовая составляющая не была главной причиной прекращения его выпуска. Журналу была предназначена судьба десятков средств массовой информации и культурно-просветительских обществ закрытых в 1913 г.

Среди всего многообразия мусульманских периодических изданий, начала XX века, в окружении либеральных, буржуазных, консервативно-кадимистских, джадидских и революционных газет и журналов издание «Иктисада» — профессионального журнала, который акцентировал внимание на теоретических вопросах экономики, пропагандировал необходимость развития промышленности, рассказывал о непонятных татарам каких то экономических системах было своего рода нонсенсом. Тем более редакторство такого журнала муллой, выпускником традиционного медресе, симпатизирующим суфизму.

Журнал «Иктисад» является уникальным в своём роде средством массовой информации. Журнал заметно обогатил проблематику татарской публицистики. До начала выхода журнала « Русия сэудэсе» (Российская торговля) журнал «Иктисад» оставался единственным мусульманским средством массовой информации на экономическом поприще. Обзор лишь названий статей свидетельствует о том, что на его страницах освещался широчайший спектр вопросов развития промышленности, сельского хозяйства, торговли. А анализ самих статей дают права говорить о нём как о серьёзном не только экономическом журнале, но и общественно-политическом.

Действительно, многие, обсуждаемые авторами журнала социально-экономические проблемы мусульман Российской империи, были в центре внимания всей татарской и тюркской интеллигенции. Основной целью инициатора журнала Муртазина и авторов было желание указания мусульманской умме путей выхода из бедственного положения и поднятие её на высокое экономические положение в России, увидеть тюркско-мусульманскую общину сильной и процветающей и добиться в конечном счёте её национального и культурного возрождение. Идеи Муртазина и его деятельность по налаживанию экономического развития мусульман России по-прежнему остаются актуальными и сейчас как опыт развития мусульманского населения внутри немусульманского государства.

«Иктисад представлял интерес для тогдашних читателей, таковым он остается и для современных исследователей.

Литература и источники:
1. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале ХХ века. — Казань, 2005.
2. Мухаметшин Р.М. Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана в ХХ веке. — Казань,2005.
3. Зарипов И.А. Иктисад — первый российский журнал по исламской экономике. // Minbar. Islamic Studies/.
4. Зарипов И.А. Обзор публикаций по исламской экономике татарских богословов в конце XIX — начале XX вв. // Minbar. Islamic Studies/.
5. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации. — Казань, 2003.
6. Хисматова Г.Н. «Иктисад» журналынын (1908-1913) фэнни-библиографик курсэткече/ / Гасырлар авазы — Эхо веков, — Казань, 2001, № 1/2, с. 284-320/.

И.Х.САФИН,
имам Самарской Соборной мечети.

Сборник «В целях содействия общественно-политическому
и культурному развитию всех национальностей…» (материалы научной конференции «Зеркало российской истории». К столетию государственной национальной печати в Средневолжском крае»).

Добавить комментарий