За что боролись басмачи - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

За что боролись басмачи

89 назад, 31 августа 1931 года, в Ташкенте был расстрелян один из лидеров басмачества Ибрагим-бек. До этого он десять лет вел борьбу с Красной Армией, пытаясь противостоять попыткам советизации территории бывшего Бухарского ханства.

В разное время сопротивление коммунистическим властям оказывали полтора десятка курбаши – командиров отрядов повстанцев, которым просоветские активисты из числа представителей народов Средней Азии дали пропагандистскую кличку «басмачи» (грабители).

В советское время басмачей было принято изображать как классовых врагов, защитников старых порядков – «байско-феодальных пережитков», узколобых религиозных фанатиков, противившихся прогрессу. Тем не менее они пользовались поддержкой населения, и боевые действия в Туркестане растянулись на долгие годы. Против басмачей применяли танки, авиацию, воздушные десанты, отравляющие газы.

Учитывая симпатии значительной части населения к басмачам Советская власть раз за разом откладывала проведение в Средней Азии земельно-водной реформы и начала ее вместе с организацией колхозов только в 1938 году, когда были разгромлены основные силы повстанцев. Отдельные схватки с ними продолжались до 1942 года.

Стоит отметить, что вооруженная борьба в регионе развернулась еще до революции, в 1916 году, когда местное население восстало против царской администрации, протестуя против принудительной отправки на работы в прифронтовую полосу, где среднеазиаты массово умирали от перебоев в снабжении и каторжной работы. Например, в Архангельской области их использовали вместе с австрийскими военнопленными на лесоповале. В годы Советской власти на таких работах использовали труд заключенных, которые от такого труда умирали в среднем за два года).

Антисоветское движение в Средней Азии не было однородным как это принято считать. Большую группу этого движения составляли представители старой родовой знати Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, а также кочевники-казахи. Они защищали не только свои привилегии, доставшиеся им по наследству от посягательств чужаков, но и старый порядок, таким как они его понимали. Представителями этой группы были Ибрагим-бек , Курширмат.

Другую группу составляли немногочисленные представители национальной интеллигенции, появившейся незадолго до революции, которые были скорее поборниками буржуазной демократии, свобод и гражданского равенства разных национальностей. Они возглавляли тех, кто вел национально-освободительную борьбу, расценивая власть большевиков, как помеху истинному национальному самоопределению народов. Яркими представителями этой ветви антисоветского движения сопротивления были Усман Ходжаев, Заки Валиди, Энвер-паша.

Еще одна группа, довольно многочисленная, назвала себя муджахидами – защитниками исламской религии. Им не нравилась антирелигиозная политика Советов, и они кроме пришлых коммунистов истребляли и тех из местных, кто поддерживал антиклерикальный дискурс большевиков. Среди них выделялся Катта Эргаш – авторитетный мулла из Ферганской долины и его союзник Мамадамин-бек

Были и откровенные бандиты с криминальным прошлым, которые, пользуясь обстановкой, совершали грабежи, например, Муэтдин-бек, еще при царе осужденный на каторгу в Сибири за грабежи и убийство.

Теме борьбы с басмачами уделял большое внимание советский агитпроп. В 30-ые годы были сняты такие известные советские боевики как «Джульбарс» и «Тринадцать», наполненные пафосом антибасмаческой борьбы.

Удивительно, но последний фильм, где нашли свое отражение классовые установки, с помощью которых принято было квалифицировать басмачей как бандитов, находящихся на службе иностранных разведок, был снят в 1953 году и назывался «Застава в горах». Тогда, по сюжету, советские пограничники так же как и их предшественники в 30-ые годы боролись с басмачами, хотя по факту в это время басмаческого движения как организованной силы давно уже не существовало. Остается лишь гадать, почему сталинский кинематограф вернулся к этой теме уже после Второй мировой войны.

Ренессанс темы басмачества пришелся на 70-ые годы прошлого века, когда в советском кинематографе возник целый квазижанр, который кинокритики называют «истерном» по аналогии с вестернами – фильмами про «ковбойцев и индейцев», как говорили главные их зрители в СССР – советские школьники. Их сюжеты действительно повторяли основные клише вестернов – борьба «хороших парней», которые несли в бескрайние пространства азиатских «прерий» закон и порядок (советский, разумеется) и «плохих парней», которые творили беззаконие.

Представители старшего поколения наверняка помнят такие «культовые», как принято говорить, фильмы, как «Белое солнце пустыни», «Алые маки Иссы-Куля», «Седьмая пуля», «Долг» и другие, где борьба с басмачеством служила антуражем для «экшена» с конными погонями и перестрелками.

Однако времена изменились. Как считает узбекский историк Камол Абдуллаев, главной заслугой басмачей стало предотвращение продвижения идей мировой революции на мусульманский Восток. В странах Центральной Азии их теперь считают первыми борцами за независимость и национальными героями.

Правда состоит в том, что среди басмачей было немало борцов за групповые интересы той или иной социальной страты и даже откровенных представителей криминала, но в то же время их большая часть сражалась, защищая свою национальную и религиозную идентичность.

Автор:

Ильдар Мухаметжанов

Полная версия на сайте ИА IslamNews:https://islamnews.ru/news-za-chto-borolis-basmachi

Добавить комментарий