Всевышний Господь сказал в Коране:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاءِ وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый». (ат-Тавба, 60).
Закят в Исламе это один из пяти столпов мусульманской религии. Закят — это основа общества. Пожертвование является важнейшей обязанностью мусульманина, если он в состоянии ее исполнить.
Закят — это ежегодный обязательный налог в Исламе, который исламское право предписывает выплачивать каждому мусульманину со своего имущества и доходов. Выплачивать закят должны все самостоятельные, свободные, дееспособные взрослые мусульмане, имеющие нисаб, а вырученные средства, идут в фонд помощи тем единоверцам, которые испытывают нужду. Закят выплачивается с части имущества и денежных средств мусульманина в пользу определенных категорий нуждающихся людей, размер отчисления из денежных средств составляет 2,5%.
Сколько процентов необходимо выплачивать? Выплачивается 2,5% с денежной массы, от дохода или сохранившийся суммы (дома, на банковском счету, акциях или депозитах), при условии, что сумма в денежном эквиваленте за год на день выплаты закята, достигла нисаба — закятооблагаемой суммы, которая в 2024 году составляет примерно 495 000рублей (84,8г золота).
Смысл закята в Исламе
Закят – это не просто налог, в Исламе это важнейший социально-экономический институт, который призван утвердить в мусульманском обществе принципы справедливости, который затрагивает в обществе многие аспекты жизнедеятельности. Выплата закята означает по Шариату, что нажитое богатство мусульманина и его доходы не являются греховными. В мусульманских странах действую открытые благотворительные организации, которые занимаются сбором и распространением закята.
Не следует путать такие понятия, как «закят» и «садака», поскольку закят является обязательной милостыней в Исламе, а садака – милостыня добровольная. Закят как выплачивать и его размер определяет Шариат один раз в год и на определенных условиях. Милостыня садака выплачивается по Исламу в том размере, в каком считает нужным сам мусульманин, и он может выплатить ее в любой момент и в неограниченном количестве.
«Но если они раскаются и будут совершать молитву и выплачивать закят, то они станут вашими братьями по вере» (ат-Тавба, 11).
Всевышний Аллах, возложив на мусульман обязанность выплаты закята, проявил огромную милость и глубокую мудрость, ведь в закяте очень много пользы: это и борьба с бедностью, и усиление братства между мусульманами, и воспитание в мусульманах щедрости, очищение от жадности и от скупости сердец, придание бараката материальному состоянию человека, а также преувеличение имущества мусульманина и защита его от бед, и даже болезней.
Передают со слов Абу Аййюба (радыялллаху анху), о том, что (как-то раз) один человек попросил Пророка (салаллаху алейхи ва саллям): «Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай». (Люди) стали говорить: «Что с ним, что с ним?» — а Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Он хочет (узнать о том, что ему необходимо)! Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи». (аль-Бухари).
Размер закята и облагаемая часть
Слова Всевышнего Аллаха: «Обрадуй же тех, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на пути Аллаха, мучительными страданиями. В тот день они (накопленные ими сокровища) будут раскалены в огне Геенны, и ими будут заклеймены их лбы, бока и спины. Им будет сказано: “Вот то, что вы копили для себя. Вкусите же то, что вы копили!”» (ат-Тавба, 34-35).
Размер закят равняется одной сороковой части (два с половиной процента) от имущества мусульманина, которую он выплачивает в пользу нуждающихся.
По Шариату, закятом облагается: серебро и золото, крупный рогатый и мелкий рогатый скот, и верблюды, торговый товар, фрукты и финики, виноград и зерновые сельскохозяйственные культуры, полезные ископаемые и найденные клады.
Выплата со скота
Если у мусульманина есть крупный рогатый скот или овцы, то, когда их поголовье достигнет нисаба или закятооблагаемого минимума или выйдет на большее количество, которое не уменьшится за год и будет находиться на выпасе большую часть года, то по Исламу закятом этот скот также облагается.
Размер закята с крупного рогатого скота определяется таким порядком:
- за стадо от 30 до 39 голов выплачивают одного годовалого теленка;
- за стадо от 40 до 59 голов выплачивают одну двухгодовалую телку;
- за стадо от 60 до 69 голов – выплачивают двух годовалых телят;
- за стадо от 70 до 79 голов – выплачивают одну двухгодовалую тёлку и одного годовалого телёнка;
- за стадо от 80 до 89 голов – выплачивают двух двухгодовалых телят;
- за стадо от 90 до 99 – выплачивают трех телят годовалых;
- за стадо от 100 до 109 голов, то с него выплачивают двух годовалых и одного двухгодовалого теленка;
- за стадо от 110 до 119 голов, то с него выплачивают одну годовалую тёлку и двух двухгодовалых;
- за стадо от 120 до 129 голов, то с него выплачивают четырех годовалых и трех двухгодовалых телят;
- за каждую тридцатую голову выплачивают еще одного телёнка годовалого, а за каждого сорокового теленка выплачивают двухгодовалую тёлку.
Закят за стадо овец выплачивается в таком порядке:
- если овец 40-120 голов, то за них выплачивают одну овцу годовалую;
- если стадо составляет 121-200 голов, то выплачивают две головы;
- если 201-399 голов, то выплачивают три головы;
- если количество голов составляет большее поголовье, то с каждой сотой головы выплачивают одну овцу.
Выплата с золота и серебра
Сколько закята следует выплачивать с серебра и золота, решается таким порядком: за 85 граммов или 20 мискаль золота, которое будет находиться в собственности человека на протяжении года, а также за 595 граммов или 200 дирхамов серебра придется выплатить сороковую часть или 2,5 процента, независимо от того, в монетах или в слитках находится у мусульманина золото и серебро, в виде украшений женских или мужских.
Закят с урожая сельскохозяйственных продуктов
С урожая сельскохозяйственных продуктов закят следует платить с каждых пяти васк или одной тонны. Десятая часть выплачивается в качестве закята с того урожая, который поливался только дождем. С урожая, полученного с помощью искусственного орошения, выплачивают закят в размере двадцатой части. Если же на искусственном орошении была выращена только половина урожая, то с такого урожая выплачивают пятнадцатую часть.
Закят с товара
Для тех предпринимателей, которые занимаются торговлей, также положена выплата закята, если общая сумма его товара достигает нисаба. В закятооблагаемую сумму не входит то имущество, которое было куплено на прибыль от торговли – машина, дом, земля и подобное. В шафиитском мазхабе закят нельзя отдавать товаром – следует его стоимость перевести в деньги и отдать его деньгами.
Если нашел клад
Если мусульманин находит клад, то ему следует выплатить закят с него в размере пятой части.
Кому выплачивать закят?
1) бедным (факирам) – тем, кто не богат с точки зрения религии, у которых имущество меньше нисаба; Даже если они способны заработать сами, им все равно можно дать закят.
2) неимущим (мискинам) – тем, у которых нет ничего;
3) тем, кто занят сбором и раздачей закята;
4) вновь принявшим ислам, для увеличения их любви к религии Аллаха;
5) рабам для выкупа себя из рабства (в наше время этой категории уже не существует);
6) должникам, те, чьи долги превышают стоимость их имущества;
7) находящимся на пути Аллаха (джихад). По мнению некоторых факихов закят можно выплачивать беднякам желающим совершить хадж (фард) и тем, кто находится на пути приобретения знаний.
8) путникам, которые остались без средств для возвращения в свою страну; даже если на родине у них есть имущество больше нисаба. Им дают закят, для того чтобы они смогли доехать до дома.
При выплате закята предпочтение отдается в следующей последовательности:
1) родные братья и сестры, затем – их дети;
2) дядя, тетя (по отцу), дядя, тетя (по матери);
3) остальные родственники;
4) соседи;
5) бедняки своего района;
6) бедняки своего города.
Следует стараться, чтобы средства закят дошли именно до нуждающихся, а не стали причиной греха или расточительства.
Закят не выплачивается:
1) отцу и матери, дедушке и бабушке;
2) сыну, дочери и всем их потомкам;
3) состоятельным;
4) не мусульманам;
5) мужу или жене.
6) Семье Пророка и Его Роду.
7) детям меньше семи лет и психически больным.
ИМУЩЕСТВО, С КОТОРОГО ЗАКЯТ
НЕ ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ.
Это имущество и предметы первой необходимости. Вот некоторые из них: дома, в которых живут, предметы домашнего обихода, одежда и обувь, средства передвижения, книги, не предназначенные для торговли, инструменты ремесленника, необходимая пища, украшения из алмазов, изумрудов и т.д (кроме золота и серебра) которые не предназначаются для продажи.
НАКАЗАНИЕ ЗА НЕ УПЛАТУ ЗАКЯТА
Для тех, которые не выплачивают закят, уготовано наказание в этом и в будущем мирах.
Сказано в Священном Коране:
«…Те, которые накапливают золото и серебро и не расходуют их на дело Аллаха, возвести (Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям), то ждет их) мучительное наказание. В тот день, когда в адском огне будет раскалено накопленное (золото и серебро) и ими заклеймены их лбы, бока и спины (и им будет сказано ): «Вот то, что вы накопили для себя. Так вкусите же то, что вы копили!» (ат-Тауба, 34-35).
В Судный День обитатели Рая спросят у грешников:
«Что привело вас в адское пламя? Они ответят: «Мы не совершили намаз и не кормили бедных» (Муддассир, 42-44).
Так же, Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Если тот, кому Аллах даровал богатства, не будет выплачивать закят, то в Судный День перед его глазами возникнут две чёрные змеи, которые обовьют его шею и, взяв его за подбородок, скажут ему: «Я твое богатство, которое ты накопил» (аль-Бухари, Закят, 3; ибн Маджа Закят, 2). После этого Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) читал из Священного Корана: «Те, которые скупы на полученное ими от Аллаха, пусть не думают, что скупость для них лучше. Напротив, она хуже для них. В День воскрешения они будут закованы в ожерелья из того, что они жалели. Аллах наследует небеса и землю, и Аллах ведает о том, что вы совершаете» (Али Имран, 180).
Великий сподвижник Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям) Абу Зарр аль Гифари (радыяллаху анху) рассказывал, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал ему: “О Абу Зарр! Видишь гору Ухуд?” Тогда Абу Зарр начал смотреть на солнце, чтобы рассчитать, сколько осталось до конца дня, так как он думал, что Посланник Аллаха ﷺ хочет послать его сделать что-то для него, и он сказал: “Да!” Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: “Я не хотел бы иметь золото, равное горе Ухуд, если я не потрачу его полностью (на пути Аллаха), кроме трех динаров”. Эти люди не понимают, и лишь собирают мирские богатства. Нет, клянусь Аллахом, я не прошу у них мирских благ и не спрашиваю их религиозные решения, пока не встречусь с Аллахом”» (аль-Бухари).
Если люди по какой-либо причине, например, из жадности, или по незнанию, не выплачивают закят, они не становятся кафирами, но считаются большими грешниками.