Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

Достоинства намаза таравих с точки зрения медицины

      Мусульмане получают терапевтическую и духовную пользу начиная с омовения, заканчивая телодвижениями в молитве (намаз). Ислам предписывает совершение пяти обязательных ежедневных намазов (салят), добровольных намазов в течение года (сунна, нафль) и молитвы таравих. Таравих – это дополнительный намаз, который совершается после ночного намаза в течение всего месяца Рамадан. Таравих состоит из 8 – 20 рака’атов (цикл определенных действий в намазе, который принимается за единицу в молитве) с несколькими минутами перерыва после каждых 4 рака’атов для произнесения слов возвеличивания Аллаха. Таким образом, мусульмане регулярно совершают умеренные физические упражнения практически для всех мышц тела, что, как известно, способствует улучшению кровообращения и, следовательно, улучшает циркуляцию крови в сердечной мышце, укрепляя ее.

Пост в Исламе (Ураза) длится от рассвета до заката, после чего наступает время разговения (ифтар). Непосредственно перед ифтаром уровень глюкозы и инсулина в крови находится на самом низком уровне, начиная повышаться во время разговения  за счет попадания пищи в организм. Сахар в крови достигает наиболее высокого уровня через один – два часа после ифтара, когда наступает время намаза таравих. Именно в этот момент молящийся получает наибольшую пользу от совершения намаза. Циркулирующая в крови глюкоза метаболизируется в углекислый газ и воду во время намаза. Таким образом, это способствует расходу дополнительных калорий, кроме того, любой намаз улучшает гибкость тела, координацию, предотвращает появление стресса, беспокойства и депрессии.

Физическое и эмоциональное благополучие

Мягкие физические упражнения, выполняемые во время намаза, улучшают самочувствие, эмоциональное состояние и качество жизни молящегося. Когда человек регулярно прилагает небольшие физические усилия, как при выполнении молитвы таравих, повышается выносливость и сила духа. Было замечено, что пятикратная ежедневная молитва оказывает такие же физиологические воздействия (без какого-либо нежелательного побочного эффекта) как бег трусцой или быстрая ходьба.

Для сравнения приведем некоторые научные факты. Недавние научные исследования, проводимые с участием 17 тысяч выпускников Гарвардского колледжа, учившихся в период с 1916 по 1950 гг., дали убедительные доказательства, что только умеренные упражнения аэробики, которые приравниваются к ежедневному бегу трусцой на дистанцию 3 мили (что составляет около 5 км), способствует хорошему здоровью и могут продлить жизнь.  Смертность мужчин, которые расходовали около 2000 ккал энергии еженедельно (равно ежедневной 30-минутной ходьбе, бегу трусцой, езде на велосипеде, плаванию и т.д.), была от одной четверти до одной трети ниже, чем смертность их однокурсников, которые вели малоактивный образ жизни или не занимались физическими упражнениями вообще. В дополнение к медицинским преимуществам намаза можно добавить, что мусульмане, регулярно совершающие его, в любое время готовы к неожиданным физическим нагрузкам, например, если пришлось резко поднять ребенка, стул, или «поймать» общественный транспорт и т.п. Пожилые люди, ежедневное совершающие намаз,  справятся с незначительными физичесикими нагрузками без особых усилий и затруднений. Таким образом, люди любых возрастов найдут много преимуществ в подобного рода физической активности.

Пожилые люди

Чем старше становятся люди, тем больше снижается их физиологическая активность, в результате чего кости становятся тонкими, и, если не предпринимать никаких мер, это перерастает в остеопороз. Эта болезнь приводит к переломам костей в связи с их хрупкостью и «рыхлостью» вследствие потери костной массы. У пожилых людей снижается физическая активность, уровень инсулиноподобного фактора роста. Резервные функции всех жизненно важных органов сокращаются, и они становятся более чувствительны к недомоганиям. Кожа становится менее эластичной и морщинистой. Восстановительные процессы в теле замедляются, и снижается иммунитет.

Первичный остеопороз распространен не только среди пожилых людей, но и среди женщин в постклимактерическом периоде вследствие эстрогенной недостаточности, а также среди женщин, перенесших двустороннее удаление яичников. Женщины в шесть раз чаще, чем мужчины, страдают остеопорозом первого типа. Три основные стратегии для профилактики остеопороза – это диета с повышенным потреблением кальция и витамина D, регулярные упражнения и эстрогенозаменяющая терапия.

Благодаря регулярным, повторяющимся движением тела во время намаза улучшается работоспособность, повышается мышечная сила, выносливость сухожилий, тело становится гибким, улучшается сердечнососудистая деятельность организма. Таким образом, намаз позволяет пожилым людям обогатить качество жизни, с легкостью переносить непредвиденные ситуации, такие, как внезапное падение, которое может нанести вред органам. Таравих намаз повысит их выносливость, самоуважение и придаст уверенности в себе, позволит почувствовать себя самодостаточными. Далее мы подробно рассмотрим, какое воздействие оказывают намазы на тело человека.

Воздействие на скелетные мышцы

Во время совершения намаза активизируется работа всех мышц тела. Не смотря на относительную несложность упражнений и легкость выполнения, это повышает выносливость и снижает усталость. Намаз помогает недееспособным при их ограниченных возможностях максимально активизировать свои силы. Как известно, кровоток к пассивным мышцам находится на низком уровне. Во время намаза кровоток в мышцах значительно возрастает. Иногда поток крови усиливается еще до начала намаза,  едва верующий вознамерился совершить молитву.

Однако, помимо регулярных упражнений немаловажным фактором для мышц тела является питание человека. В дополнение к необходимым для процессов жизнедеятельности жирам, белкам и углеводам, человеческий организм нуждается в полезных минералах, таких как калий для нервов и мышечной активности. Он находится в мясе, фруктах, морепродуктах, молоке. Дефицит калия приводит к неврологическим расстройствам, развивается мышечная слабость, появляется снижение рефлексов, гипотония, нарушения в проводящей системе сердца, непроходимость кишечника, полиурия.  Калий также играет важную роль в передаче нервных импульсов и является одним из основных положительных ионов во внутриклеточной жидкости, участвует в создании и поддержании электрического мембранного потенциала клеток. Этот минерал регулирует внутриклеточное осмотическое давление, стимулирует активность ферментов гликолиза, участвует в метаболизме белков и гликогена, играет важную роль в формировании потенциала действия в нервных и мышечных клетках и проведении нервных импульсов, обладает иммуномодулирующей активностью.

Во время молитвы таравих систолическое давление крови (момент сокращения и выброса крови в артерии) может немного подняться, в то время как диастолическое артериальное давление (когда сердце на несколько секунд расслабляется и наполняется нужным объемом крови), может оставаться неизменным или даже снижаться. Однако после намаза кровяное давление может падать чуть ниже обычного уровня, что является положительным признаком. Намазы улучшают дыхательные функции, увеличивают циркуляцию крови в капиллярах, окружающих альвеолы, это способствует расширенному газообмену и глубокому дыханию. Увеличение потребления кислорода заставляет молящегося лучше себя чувствовать. Те, кто совершают таравих (помимо предписанных обязательных ежедневных пятикратных намазов) имеют лучшую физическую подготовку и более активны даже в преклонном возрасте, по сравнению с теми, кто не совершает его. Намаз таравих улучшает физическую силу, повышает выносливость суставов и уменьшает риск травм сухожилий и соединительных тканей. Намаз таравих способствует обогащению костной ткани минералами, что особенно важно для женщин в период менопаузы, а также пожилых людей для предотвращения остеопороза и поддержания в норме структуры костной ткани. Таким образом, риск остеопороза существенно сокращается за счет регулярных обязательных намазов и намаза таравих. Благодаря намазам улучшается смазка суставов, облегчаются движения, а также сохранятся их гибкость. Совершение обязательных намазов и намаза таравих является профилактикой тромбоза глубоких вен (наиболее распространенная причина гангрены в ногах у пожилых людей).

Процесс обмена веществ

Намаз способствует нормализации веса тела и расходу калорий, не увеличивая при этом аппетит молящегося. Умеренные ограничения в еде, как на «ифтар» (разговение) так и «сахур» (ранний утренний завтрак перед началом поста), в комбинации с намазами снижают вес за счет сжигания жира. Вес же тела без жира остается неизменным, иногда незначительно возрастает, т.е. не происходит истощения организма вопреки распространенному мнений людей, отказывающихся поститься по этой причине. Поэтому во время Рамазана следует не переедать на «ифтар» и «сахур», быть усердными в совершении намазов, в том числе и таравих намаза, это позволит потерять часть избыточного веса, что, несомненно, принесет пользу всему организму.

Психическое здоровье

Всем известен тот факт, что физические упражнения улучшают настроение, мысли и поведение. Регулярные намазы (которые, как мы уже говорили выше, приравниваются к физическим упражнениям) повышают качество жизни, способствуют ощущению чувства благополучия, приливу энергии, уменьшают беспокойство и депрессию, положительно влияют на настроение и появляется уверенность. Регулярное повторение аятов из Корана и слов возвеличивания Аллаха улучшает память, особенно у пожилых людей, позволяет отвлечься от ненужных посторонних мыслей. Профессор Гарвардского университета, д-р. Герберт Бенсон обнаружил, что повторение молитв, аятов из Корана или поминание  Аллаха (зикр), сопровождаемые размышлениями, мышечной активностью, приводит к так называемой “ответной релаксации”, которая ведет к снижению артериального давления, снижению потребления кислорода, сокращению сердечной и дыхательной деятельности. Все эти действия объединены в намазе таравих, который является идеальным условием для релаксации. Т.е. происходит регулярная мышечная активность, благодаря регулярному совершению намаза, произнесению слов восхваления Аллаха и молитвы. В намазе разум находится в расслабленном состоянии. Это спокойное состояние может быть отчасти связано с выбросом эндорфина в кровь.  Эндорфин – пептидестественного происхождения, который содержится в организме и оказывает воздействие, аналогичное действию морфина и других производных опиума. Он оказывает болеутоляющее действие, уменьшая величину сигналов, передаваемых по нейронам (нервным клеткам).  Например, во время родов происходит выброс эндорфина, что снижает ощущение боли женщины даже без использования медикаментов.

Адреналин

Адреналин (от лат. ad – при и геnalis – почечный) – гормон, вырабатывающийся, как и норадреналин, в мозговом слое надпочечников, играющий важную роль в жизнедеятельности организма человека. Адреналин секретируется и при незначительной активности. Даже после молитвы таравих воздействие адреналина и норадреналина продолжают проявляться. Выброс адреналина увеличивает скорость кровотока, сердце начинает работать быстрее, ускоряется реакция, т.к. в мышцы поступает больше крови, насыщенной кислородом. Активность симпатической нервной системы и секреция адреналина мозговым веществом надпочечников связаны друг с другом. Так, при физической нагрузке возрастает секреция адреналина, усиливая действие симпатической нервной системы. Достаточно даже мысли или намерения совершить намаз, чтобы активизировать деятельность симпатической нервной системы, которая мобилизует силы организма в экстренных ситуациях, увеличивает трату энергетических ресурсов, расширяет бронхи, усиливает вентиляцию.

Заключение

Ислам является единственной религией, где движения во время намаза, который является одним из обязательных видов поклонения Всевышнему, объединены с духовными переживаниями. Когда намазы практикуются в течение всей жизни человека, повторяясь каждые несколько часов, это приспосабливает его проводить сложнейшую медитацию в сочетании с физической активностью, так, что молящийся получает как духовную, так и физическую пользу от поклонения своему Господу. Обязательные намазы и таравих уникальны в том плане, что физическое напряжение, связанное с телодвижениями, сочетается с моральной релаксацией. Регулярные обязательные и дополнительные намазы уменьшают раннюю смертность людей с повышенным артериальным давлением (первичный риск сердечных заболеваний) на половину. Они также борятся с генетическими тенденциями к ранней смертности.

Далее приводится неполный список благоприятных воздействий, оказываемых на организм человека регулярными намазами:

— снижается артериальное давление;
— улучшается работа сердца;
— увеличивается насыщение крови кислородом;
— улучшается кровообращение;
— снижается уровень холестерина в крови;
— устраняется депрессия;
— улучшается возможность справляться со стрессом;
— улучшается самооценка;
— улучшается сон, и общее состояние человека;
— поддерживается стабильный уровень сахара в крови;
— снижается излишний вес;
— улучшается работа легких;
— усиливаются кости;
— увеличивается мышечная сила;
— увеличивается скорость обмена веществ;
— снижается риск заболевания раком;
— улучшается способность концентрироваться.

Таким образом, все намазы (обязательные, ваджиб, сунна, нафль и таравих) необходимы человеку для продолжительной и качественной жизни.

Лилия Зиганшина

 

Правда о количестве ракаатов в таравихе

Share on emailShare on favoritesShare on print|More Sharing ServicesПоделиться

Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

В последнее время наблюдается рост числа обывателей, которые под влиянием одной идеологии заявляют, что таравих состоит лишь из восьми ракаатов, а не из установленных двадцати. Поэтому появилась потребность в рассмотрении таравиха — особого вида намаза, исполняемого только в Рамадан.

Исполнение таравиха в восемь ракаатов полностью противоречит тому, что делала умма на протяжении веков. Учитывая то, что таравих — важная сунна (сунна муаккада), небрежное отношение к данному вопросу недопустимо. Необходимо применять не распространяющийся ныне безосновательный подход, а твердую, верную позицию, а также подчеркивать всю отвратительность противостояния мнению большинства (джамхур) и греха постоянного отказа от важной сунны.

Иджма сподвижников (да будет доволен ими Аллах)

Двадцатиракаатный таравих — это факт, на котором сподвижники сошлись по иджме (общему согласию). Хафиз Ибн Абдульбарр говорил: «У сподвижников не было споров по данному вопросу»(«Аль-Истизкар», т.5, стр.157). Аллама Ибн Кудама сообщал: «В эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) сподвижники сделали иджму по данному вопросу» («Аль-Мугни»). Хафиз Абу Зур’ах Аль-Ираки говорил: «Они (алимы) признали согласие сподвижников [когда это сделал саидуна Умар] иджмой» («Тарх ат-Тасриб», ч.3, стр.97). Мулла Али Кари постановил, что у сподвижников (да будет доволен ими Аллах) была иджма по вопросу об исполнении двадцати ракаатов («Миркат аль-Мафатих», т.3, стр.194). Ибн Хаджар аль-Хайтами и многие другие также заявили, что у сподвижников была иджма по данному вопросу («Тухфат аль-Ахъяр»).

Кроме того, во всех четырех мазхабах (ханафитском, шафиитском, маликитском и ханбалитском) не существует ни единого мнения в пользу восьмиракаатного таравиха. Ханафиты, шафииты и маликиты постановили, что таравих состоит из двадцати ракаатов, а имам Малик считал, что он состоит из тридцати шести ракаатов, а согласно одному из сообщений он считал его состоящим из сорока одного ракаата. Еще одно сообщение говорит о том, что он также одобрил совершение двадцати ракатов. Некоторые люди утверждают, что у имама Малика также было мнение в пользу одиннадцати ракаатов, однако маулана Хабибуррахман аль-Агзами убедительно опроверг такое заявление в своей книге «Рак’ат Таравих» (стр.86-87).

Из всего сказанного мы можем сделать вывод, что почти все ученые нашей уммы придерживались мнения, что таравих состоит не из восьми ракаатов, поскольку на протяжении всей истории все придерживались одного из четырех мазхабов, хотя и могли встречаться некоторые люди, бывшие диссидентами в данном отношении. Маулана Хабибуррахман Аль-Агзами сказал об этом так: «От окончания эпохи саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) вплоть до конца 13-го столетия вам не удастся найти ни единого упоминания о людях, совершавших только восемь ракаатов [в таравихе]» («Рак’ат Таравих», стр.6). Маулана также доказал, что совершение двадцати ракаатов практиковалось уммой вплоть до нынешних времен («Рак’ат Таравих», стр.1-6).

Действия сподвижников и табиинов

Саидуна Са’иб ибн Язид сообщал, что «…люди совершили двадцать ракаатов в Рамадан в эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах)» («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.496; «Насб ар-Раях», т.2, стр.154). Не только Саидуна Са’иб ибн Язид, но и другие помимо него также сообщали, что двадцать ракаатов были представлены саидуной Умаром (да будет доволен им Аллах). К ним, в частности, относятся саидуна Язид ибн Руман, саидуна Яхъя ибн Са’ид Аль-Ансари, саидуна Убай ибн Ка’б, саидуна Мухаммад ибн Ка’б Аль-Куразхи («Рак’ат Таравих», стр.63-68).

Данные сообщения (о двадцати ракаатах от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах)) были приняты в качестве достоверных следующими мухаддисами: хафизом Ибн Абдульбарр, имамом Ан-Навави, хафизом Аль-Ираки, имамом Ас-Субки, имамом Ас-Суюти и муллой Али аль-Кари.

Имам Аль-Байхаки по нескольким цепочкам сообщил, что саидуна Али (да будет доволен им Аллах)также сохранил практику совершения двадцати ракаатов в таравихе («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.494-495). Также сообщается, что это практиковали саидуна Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) («Рак’ат Таравих», стр.66), саидуна Абдуррахман ибн Аби Бакр (да будет доволен им Аллах) («Фадаиль Шахр Рамадан», Ибн Аби Дунъя, стр.54), саидуна Убай ибн Ка’б (да будет доволен им Аллах) («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Шутайр ибн Шакль («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Ибн Аби Муляйка («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Харис Аль-Хамдани («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Али ибн Раби’ах («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Абуль-Бухтари («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), саид ат-табиин Са’ид ибн Джубайр («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), ‘Ата (он сказал: «Я обнаружил людей, совершающих двадцать три ракаата, включая витр») («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285), Са’ид ибн Абиль-Хасан («Мухтасар Кыйям аль-Ляйль лиль-Марвази», стр.202), Имран Аль-‘Абди («Мухтасар Кыйям аль-Ляйль лиль-Марвази», стр.202), Сувайд ибн Гафля («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.495).

Действия Посланника Аллаха 

В хадисе говорится, что Посланник Аллаха  совершил двадцать ракаатов в таравихе («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.286; Байхаки, т.2, стр.496). Цепочка передатчиков данного хадиса слаба. Однако прочно установленным принципом в науках хадисов и фикха является то, что если хадис обладает слабой цепочкой, но при этом поддерживается обычной практикой уммы в эпоху сподвижников и табиинов, то данный хадис считается достоверным (тому есть несколько примеров: см. опровержение восьмиракаатного мнения от шейха Исмаила ибн Мухаммада Аль-Ансари).

Маулана Хабибуррахман Аль-Агзами сообщил, что данный, пусть и слабый, хадис поддерживается следующими моментами:

1) это соответствует общей практике мусульман в эпоху саидуны Умара (да будет доволен им Аллах),

2) данная практика оставалась в силе даже в эпоху саидуны Али (да будет доволен им Аллах),

3) все четыре мазхаба согласны с этим,

4) вся умма практикует его вплоть до сегодняшнего дня.

Этих причин достаточно для усиления данного хадиса и возвышения его до уровня достоверности.(«Рак’ат Таравих», стр.60)

Интересно, что имам Ибн Аби Шайба в главе «Количество ракаатов в Рамадан» сначала приводит практику двадцати ракаатов от десяти различных сподвижников и табиинов, а далее приводит хадис о двадцати ракаатах от Посланника Аллаха  («Мусаннаф Ибн Аби Шайба», т.2, стр.285-286). Тем самым он, вероятно, указывал на силу данного хадиса.

Двадцать ракаатов установлены саидуной Умаром

Те, кто предпочитают восемь ракаатов, обычно оспаривают тот факт, что тем, кто представил двадцать ракаатов, был саидуна Умар (да будет доволен им Аллах), утверждая, что он ввел только восемь ракаатов. Такие заявления легко опровергаются в свете приведенных ранее цитат.

Кроме того, имам Тирмизи в своем труде «Сунан» писал следующее: «И большинство алимов выбрали двадцать ракаатов, как передается от саидуны Али (да будет доволен им Аллах), саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) и других сподвижников» («Сунан ат-Тирмизи», т.1, стр.99).

Тот факт, что имам Тирмизи даже не упоминал восемь ракаатов ни от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), ни от кого бы то ни было еще, — ясное указание того, какое из этих мнений верное. Кроме того, некоторые алимы согласовали данные взгляды, сказав, что, возможно, саидуна Умар сначала ввел восемь ракаатов, впоследствии доведя их до двадцати, что в дальнейшем и стало постоянной практикой в его эпоху, а также в эпохи тех, кто пришел после него («Сунан аль-Кубра», т.2, стр.496; подобное утверждение также было сделано алламой Баджи в «Шарх аль-Муватта»).

С другой стороны, маулана Хабибуррахман Аль-Агзами и другие алимы подвергли сомнению хадис о восьми ракаатаха от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах). Маулана отнес его к слабым из-за идтираба (разнопланового противоречия между рассказчиками). («Рак’ат Таравих», стр.7-8)

Тот факт, что хадис о восьми ракаатах был приведен имамом Маликом от саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), и он (имам Малик) тем не менее выбрал не данное мнение, а двадцать, тридцать шесть или сорок один ракаат, еще больше ослабляет данный хадис («Ихтилаф Уммат», стр.498). Другим ослабляющим фактором для данного хадиса служит то, что от сподвижников и табиинов нет упоминаний в поддержку данной версии о восьми ракаатах («Ихтилаф Уммат», стр.498).

Сунна праведных халифов

Тот факт, что саидуна Умар (да будет доволен им Аллах) одобрил двадцать ракаатов, и то, что другие халифы сохранили данную практику после него, — достаточное доказательство ее важности. Все это следует рассматривать в свете хадиса, в котором Пророк  сказал: «Далее Вы должны следовать моей Сунне и Сунне праведных халифов» (Абу Дауд). Алимы постановили, что с учетом данного хадиса Сунна халифов также является частью важной сунны (сунна муаккада) (см. разбор алламы Абдулхая Аль-Лахнави в «Тухфат аль-Ахъяр»).

Хафиз Ибн Раджаб Аль-Ханбали сказал: «Веление данного хадиса следовать халифам так же обязательно, как и следование Сунне самого Посланника Аллаха » (см. «Джами’ аль-‘Улюм», т.1, стр.774). Ясность этого факта становится еще более очевидной, если учесть то, что это был один из последних советов Посланника Аллаха .

Важность действий саидуны Умара

Сунна (действия) саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) имеет дополнительную значимость из-за ряда хадисов, подтверждающих данный факт:

1) Посланник Аллаха  сказал: «Аллах вложил истину в язык и сердце Умара» (Абу Дауд).

2) Саидуна Али (да будет доволен им Аллах) скрупулезно следовал действиям саидуны Умара (да будет доволен им Аллах) и говорил: «Поистине, он (Умар) всегда был прав в своих делах».

3) Саидуна Абдулла ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) клятвенно заверил: «Истинный путь — тот, который выбрал Умар».

4) В одной из своих речей к народу халиф Умар ибн Абдульазиз сказал: «Узрите! Все, что претворили в жизнь Посланник Аллаха  и два его сподвижника (Абу Бакр и Умар), — обязанность, которой мы должны следовать и придерживаться в нашей религии». (Приведенные цитаты (пп.1-4) приведены из «Джами’ аль-‘Улюм уаль-Хикам» хафиза Ибн Раджаба Аль-Ханбали, т.1, стр.776-777)

Когда имама Абу Ханифу (да будет доволен им Аллах) спросили о таравихе и введении его саидуной Умаром (да будет доволен им Аллах), он сказал следующее: «Таравих — важная сунна. Саидуна Умар не выдумал его сам, и не было это нововведением с его стороны. Он безусловно сделал это на основе знаний об этом от Посланника Аллаха » («Радд аль-Мухтар», т.2, стр.493, изд. Дар аль-Кутб аль-Ильмия).

Аллама Аль-Маусили, приведя вышеуказанную цитату от имама Абу Ханифы, сообщил: «Он (саидуна Умар) так поступил в присутствии большой группы сподвижников (да будет доволен ими Аллах), среди которых были такие люди, как саидуна Усман, саидуна Али, саидуна Ибн Мас’уд, саидуна Аббас, саидуна Ибн Аббас, саидуна Тальха, саидуна Зубайр, саидуна Муаз, саидуна Убай и другие мухаджиры и ансары. Никто не возразил ему. Наоборот, они оказали ему помощь и согласились с ним» («Аль-Ихтияр», т.1, стр.95).

Таравих Двух Святынь

В Двух Великих Святынях благородной Мекки и блистательной Медины со времен саидуны Умара(да будет доволен им Аллах) вплоть до нынешних времен двадцать ракаатов таравиха совершались в джамаате. Сподвижники (да будет доволен ими Аллах), табиины, имамы фикха и вся умма — за исключением недавно появившихся, так называемых Ахлюль-Хадис (салафитов) — были единогласны в совершении двадцати ракаатов. (Шейх ‘Атия Салим, известный арабский ученый, написал книгу, доказывающую, что таравих в мечети Посланника Аллаха  совершался в двадцать ракаатов на протяжении более чем 1000 лет!)

Сходство с шиитами

Те, кто считают, что таравих состоит из восьми ракаатов, придерживаются в этом вопросе той же позиции, что и шииты. Среди истинных исламских ученых признанным фактом является то, что таравих веками был и остается дополнительной молитвой в месяц Рамадан. Шииты напрочь отрицают таравих. Подобным образом поступают и Ахлюль-Хадис (салафиты), отрицая существование дополнительной молитвы в Рамадан. Они считают, что тахаджуд-намаз, совершаемый в течение года ближе к концу ночи, просто был перенесен на более ранний период времени (на первые часы ночи) в Рамадан. Таким образом, согласно их пониманию, никакого дополнительного намаза в Рамадан по существу нет.

Более того, считать, что двадцать ракаатов являются новшеством саидуны Умара (да будет доволен им Аллах), означает сомневаться в репутации этого великого сподвижника, и вообще всех сахабов, присутствовавших на тот момент. Иными словами, это именно то, чего добиваются шииты, поскольку подрыв репутации сахабов считается у них добродетельным поступком.

Отличие таравиха от тахаджуда

Заявляют, что поскольку тахаджуд состоит из восьми раккатов (что тоже неверно, поскольку есть хадисы, говорящие о большем количестве ракаатов), то и таравих тоже состоит из восьми. Между таравихом и тахаджудом существует ряд отличий, некоторые из которых перечислены ниже:

1) Таравих состоит из двадцати ракаатов, в то время как тахаджуд состоит только из восьми или же максимум из двенадцати ракаатов.

2) Таравих — сунна муаккада, а тахаджуд — мустахаб.

3) Таравих следует исполнять в джамаате, а тахаджуд совершается только в индивидуальном порядке.

4) Таравих исполняется только в месяц Рамадан, а тахаджуд — круглый год.

5) Таравих исполняется в первые часы ночи, а тахаджуд — в последние.

В дополнение к перечисленному, существуют несколько хадисов, в которых Посланник Аллаха особо поощрил кыйям (выстаивание молитв) в Рамадан:

1) Саидуна Абу Хурайра сообщал, что Посланник Аллаха  сказал: «Тот, кто совершал намаз ночью в Рамадан из веры и стремления к его награде [от Аллаха], его прошлые грехи будут прощены.» (Сахих аль-Бухари, Муслим)

2) Посланник Аллаха  сказал: «Аллах сделал обязательным (фардом) пост в Рамадан, а выстаивание ночных намазов (т.е. таравих) было сделано сунной для вас; поэтому кто постится и выстаивает ночные намазы из веры и стремления к его награде [от Аллаха], он будет освобожден от своих грехов как в день, когда его родила мать.» («Сунан ан-Насаи»; «Ат-Таргиб», 2:105)

3) Саидуна Абу Хурайра передал, что Посланник Аллаха  призывал [своих сподвижников]молиться [ночью] в Рамадан, не веля им при этом делать это в качестве обязательного действия, и говорил: «Тот, кто совершает ночной намаз в Рамадан из веры и стремления к своей награде (от Аллаха), все его прошлые грехи простятся»(Сахих Муслим)

Приведенные хадисы доказывают факт наличия дополнительной молитвы, совершаемой в ночи месяца Рамадан. Кроме того, Посланник Аллаха  сказал: «Намаз — благое дело, поэтому тот, кто может помногу совершать его, должен так поступить» (Ат-Табарани из хадиса от Абу Хурайры: также см. «Маджма аз-Зава’ид», 2:249). Поэтому чем больше намаза в этот месяц, тем лучше.

Заключение

Следует также помнить, что Рамадан — это месяц, в котором мусульмане обычно стараются совершить обильный ибадат. Следовательно, совершение двадцати ракаатов больше соответствует этому, нежели совершение восьми ракаатов. Кроме того, тем, кто совершают только восемь ракаатов, следует заглянуть в свою душу: не должно получиться так, что лень в ибадате вела бы их к выбору меньшего количества ракаатов.

И наконец, общая рекомендация алимов: то, что человек привьет себе во время Рамадана, останется с ним весь последующий год. Рамадан — возможность подзарядить себя, если человеку не достает духовности. Рамадан также является тренировочной базой для верующего. Во время дневного поста мы воздерживаемся от дозволенного (халяль), чтобы мы могли заполучить способность отказаться и от запретного (харам) в течение последующего года.

Здесь уместно отметить, что количество ракаатов обязательных ежедневных намазов (включая витр) равно двадцати. Поэтому тот, кто в этот благословенный месяц будет совершать двадцать ракаатов добровольного намаза, будет, иншааллах, весь оставшийся год пунктуален в совершении того, что обязательно.

Следует предостеречь обычных мусульман от следования указанным нововведениям, распространяемым людьми, заявляющими, что обладают знаниями, но отказывающимися следовать пути сподвижников и уммы в целом. Вопрос таравиха — один из многих таких заблуждений этих отклонившихся лиц. Более того, мусульманам рекомендуется не вступать в споры с такими людьми. Лучше направлять их к алимам. А Аллах знает лучше.

                                    23 июля 2012 г. (4 Рамазан 1433)

Добавить комментарий