ДЕЙСТВИЯ, НЕ НАРУШАЮЩИЕ ПОСТ

Следующие действия пост не нарушают:

  1. По забывчивости поесть, попить или совершить половой акт. Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Пусть тот, кто забыв, что соблюдает пост, съест или выпьет что-либо, завершит свой пост (пусть про-должает соблюдать до конца), ибо его накормил и напоил Сам Аллах» (Муслим, Сыям, 171; Дарими, Саум, 23; Ахмад бин Ханбаль, 2/425). В другом хадисе говорится: «Тому, кто по забывчивости нарушил пост, не требуется ни выплата каффарата, ни совершение када» (Ибн Маджа, Сыям, 15).

Это касается и полового акта, но при этом совершающий половой акт, вспомнив о посте, должен сразу же прекратить. Если же он продолжит и после того, как вспомнил, или после того, как ему напомнили, пост его нарушится. Если из-за опасения, что наступил рассвет, кто-то прервет свой половой акт, и если даже после этого произойдет семяизвержение, наказанию он не подлежит. Если он не сможет остановить себя или, прекратив сношение на некоторое время, продолжит дальше, ему необходимо выплатить каффарат. Если человек, имеющий достаточно сил для соблюдения поста, по забывчивости начнет принимать пищу, ему нужно обязательно (это является ваджибом) напомнить о посте, чтобы остановить его. Если же не напомнить, то это будет макрухом. Если пищу по забывчивости принимает слабый и немощный человек, который соблюдает пост, лучше всего пожалеть его и ничего не говорить.

  1. Пост не нарушается из-за семяизвержения, произошедшего по причине взгляда или мыслей. Пост не нарушается, если даже кто-то будет продолжать смотреть или думать о ком-то с похотью, так как в этом случае полового акта, как такового, не происходит. Но в то же время этот человек становится грешником. Если две женщины прикоснутся друг к другу половыми органами, но при этом не испытают оргазма, пост не нарушается, но обе они при этом совершают большой грех.
  2. Пост не нарушается, если в половой член закапать воду, масло или какое-либо жидкое вещество, так как мужской половой орган не является открытым сквозным каналом. Также не нарушает пост купание в реке или окунание в воду, очищение ушей от ушной серы каким-либо предметом. Попадание воды в уши происходит в силу неизбежности.
  3. Если кто-то утром встанет в состоянии джунуб, и в этом состоянии проведет целый день, его пост будет считаться действительным. Однако для совершения намаза очищение от состояния джунуб является фардом, ибо Аллах повелевает: «А если вы находитесь в (половом) осквернении, то искупайтесь» (Сура аль-Маида, 5/6).

Согласно предписаниям Ислама, необходимо как можно скорее совершить омовение, так как Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Ангелы не заходят в тот дом, где имеется изображение собаки или человека в состоянии джунуб» (половое осквернение) (Абу Дауд, Тахара, 89; Либас, 129; Насаи, Тахара, 167; Хияль, 11; Дарими, Истизан, 34; Ахмад бин Ханбаль, 1/80, 83, 107, 139, 150).

  1. Не нарушает пост закапывание в глаза лекарственных препаратов или подведение глаз сурьмой. Пост сохраняется даже в том случае, если вкус лекарства или сурьмы будет ощущаться в горле, так как проникновение произошло неестественным путем, как это может быть в случае с раной.
  2. Сдача крови или кровопускание также не нарушает пост, так как известно, что Пророку (саллаллаху алейхи ва саллям), когда он был в «ихраме» или соблюдал пост, делали кровопускание (Бухари, Тыбб, 11; Саум, 22; Абу Дауд, Саум, 28, 29, 30; Тирмизи, Саум, 59, 61; ибн Маджа, Сыям, 18).
  3. Использование мисвака, пусть даже влажного, так как пользование мисваком является сунной.
  4. Полоскание ротовой полости и носа, очищение путем высмаркивания не нарушает пост, но при этом нужно быть осторожным, чтобы вода не попала в желудок.
  5. Купание, чтобы охладиться в жаркую погоду, плавание, надевание влажной одежды. Так как довольно сложно избежать глотания воды во время купания, человеку, соблюдающему пост, нужно стараться не погружаться с головой. Если же в силу каких-либо обстоятельств, нужно войти в воду, надо проявить большую осторожность.
  6. Злословие, ложь, совершение других предосудительных поступков пост не нарушают, но являются грехом.
  7. Не нарушает пост ощущение во рту запаха дыма, мучной или обычной пыли, вкуса лекарственных средств, попадание в рот мухи или комара. Если все это произошло против воли, оградиться от него очень сложно. Если кто-то, прекрасно помня о соблюдении поста, придвинет к себе благовония и начнет втягивать их запах в нос или легкие, его пост нарушится, так как это делается намеренно.
  8. Удаление зуба пост не нарушает, но при этом необходимо постараться, чтобы кровь или лекарство не попали в желудок.
  9. Проглатывание слюны или носовой слизи не влияют на пост, но с точки зрения чистоты мокроту лучше выплюнуть.
  10. Если из желудка произойдет небольшая самопроизвольная рвота, и рвотные массы уйдут обратно, пост не нарушается. По этому вопросу все ученые единогласны. То же касается ситуации, если намеренно проглотить небольшое количество рвоты. Но, по мнению ханафитов, если кто-то проглотит рвотные массы, заполнившие рот, или величиной с горошину, пост нарушается, но каффарат не требуется. Если рвотные массы самопроизвольно уйдут в желудок, пост не нарушается. Количество рвотной массы при этом не имеет значения.

Примечание. Намеренное вызывание рвоты или глотание рвотной массы влечет за собой только када. Каффарат не требуется. Если из желудка произойдет небольшая самопроизвольная рвота, и рвотные массы обратно уйдут в желудок, или же рвотные массы не заполнили ротовую полость, пост не нарушается.

  1. Проглатывание остатков пищи размером не больше горошины, застрявших между зубами, так как эти остатки подобны слюне. Также не нарушает пост проглатывание чего-либо меньше горчичного зернышка. Но при этом эти частицы должны раствориться во рту, и вкус их не должен ощу-щаться в горле. Таким образом, получится, что ничего не было проглочено.
  2. По мнению Абу Юсуфа и Имама Мухаммада, подкожные и внутримышечные инъекции пост не нарушают. Однако, принимая во внимание противоположное мнение Абу Ханифы, желательно принять меры предосторожности и делать инъекции вечером, после ифтара. Введение чего-либо через задний проход нарушает пост.
  3. Вдыхание запахов цветов, одеколонов и различных благовоний пост не нарушает (аль-Касани, 2/94; ибн Хумам, 2/64; ибн Абидин, 2/151; аль-Фатаваи хиндия, 1/202; аз-Зухайли, 2/656; Зайлаи, Тыбьянуль-хакаик, 1/325).

Материал подготовил

Наиль – хазрат Биктаев

Имам – хатыб Самарской Исторической мечети


 

Добавить комментарий