В чем причина распада мусульманских семей?

В чем причина распада мусульманских семей?

Раньше мусульмане могли гордится тем, что проблема разводов обходила их стороной (Фото: islamveihsan.com).

С каждым годом растёт статистика распада семей. Раньше мусульмане могли гордится тем, что, в связи с религиозным образом жизни, проблема разводов обходила их стороной. Но сегодня это не так.

Когда говорят «мусульманская семья», всплывает образ светлой четы. Думается, в религиозных семьях не может быть скандалов, ссор и, тем более, всего того, что к этому приводит: пьянства, измен и прочее. Значит, религиозность предполагает отношения супругов, максимально близкие к совершенству.

Мы часто, сравнивая современные реалии с прошлыми, с ностальгией произносим слово «раньше». А чем, собственно, для мусульман «сегодня» отличается от «раньше»? Ведь исламские каноны не менялись более 1400 лет и неизменно действуют по сей день. Почему же верующие вдруг стали немалой частью неблагоприятной статистики?

Дело в том, что раньше мусульмане наполнялись религией духовно и были по-настоящему религиозными. Кроме этого, существовали традиционные ценности и обычаи народов, которые также играли важную роль в сохранении общества от разного рода бед.

Потому разводов было меньше и у приверженцев иных верований. Иначе говоря, дело не столько в вероубеждении, сколько в культуре самого человека.

В связи с этим вновь и вновь подтверждаются слова Ш. Марджани: «Есть три вещи, которые не относятся к религии, но укрепляют её: национальный язык, национальная одежда и национальные традиции». Отсутствие этих трёх вещей, как мы уже видим, действительно приводит к ослабеванию положения верующих.

Национальные традиции современными людьми воспринимаются как некие тяжёлые оковы, лишающие личность свободы выбора и действий. Потому многие рады избавлению от них.

Однако когда на одну чашу весов ставится личный комфорт, а на другую благополучие всего общества (защита от нравственного разложения, разводов, убийства, депрессий и прочего), то смысл границ и запретов со стороны традиций и религии не кажется малозначимым.

Традиции ведь сложились не просто так. Многие из них основываются на догмах божественных религий, потому служат в деле сохранения нравственного облика человека.

И нужно отметить, что особенное место в них занимает авторитет старших. Они оплот мудрости, величия. Подчинение им – признак благородства, воспитанности и благополучия. Слово отца и матери важнее своих собственных предпочтений.

Одна из частей исламского права (фикха) посвящена нюансам расторжения брака. Есть такое понятие как «очевидные словосочетания» (талак сарих). Они означают фразы, явно и однозначно указывающие на расторжение брака.

Если учесть, что Коран и Сунна ставят почтительное отношение к родителям сразу после поклонения Аллаху, а проявление неуважения к старшим отдаляет от пути Посланника Аллаха ﷺ, то можно сказать, что такие традиции действительно укрепляют религию. Потому как её догмы – это теория, а традиция – её практика!

Мусульмане сталкиваются с проблемой разводов по причине ослабевания этой связи: теории религии и традиций. Старшие, на плечах которых ответственность за благополучие будущего, не соблюдают строгости по отношению к молодёжи, а молодёжь – смирения перед старшими.

Как следствие, общество лишается опоры старших и пользы от накопленного ими опыта. Молодёжь «набивает шишки», стараясь самостоятельно понять житейскую мудрость, вместо того, чтобы использовать ее готовые формул в виде традиций.

И, кстати говоря, соблюдающие традиции одинаково достигают благополучия в семейных отношениях, независимо от того, верующие они или нет. Вот такая польза сокрыта в традициях!

Современные же мусульмане будто бы «играют» в ислам, пытаясь воплотить в жизнь высокую нравственность из Корана и Сунны. Но подобно тому, как невозможно понять, что значит быть родителями, лишь играя в куклы, так же невозможно превратиться в настоящего высоконравственного мусульманина, произнеся лишь шахаду (свидетельство о вере) и зная теорию ислама.

Чтобы это было по-настоящему и дорого сердцу, необходимо проникнуться глубокими чувствами и смыслами своей религии, со всей серьёзностью относиться к её заповедям. Тогда можно осознанно отказаться от бытовых мелочей и приоритета собственной персоны (нафса, эго).

Именно такой путь проходили наши предки, не только отказываясь от своих страстей, но и ценой своих жизней, ради того, чтобы продолжала жить истина.

Раз сегодня утеряна связь поколений с их опытом, перед верующими нового поколения стоит задача возрождения их не меньшей ценой: отказом от своих страстей в пользу подчинения Корану и Сунне. Ибо отсутствие саможертвенности в семейных отношениях неизбежно ведет к распаду семьи и порче общества.

Не потому ли основными причинами разводов являются лень, грубость, погоня за мирскими идеалами в ущерб религиозным, малодушие, отсутствие терпения и старания?

Только через усилия, жертвуя своими страстями (встав на путь воспитания нафса), можно восстановить традицию настоящего соблюдения ислама – адаба и укрепить важнейшую ячейку общества – семью. Иного пути не существует.

Реклама

Добавить комментарий