1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

ОБРАЩЕНИЕ ПО ПОВОДУ НАСТУПЛЕНИЯ СВЯЩЕННОГО МЕСЯЦА РАМАДАН

Священный месяц Рамадан приходит в то время, когда наши иссохшиеся земли просят дождя, и точно так же нуждаются в милосердии наши иссохшиеся сердца, для которых этот священный месяц становится лекарством от всех болезней. Рамадан превращает весь мир, в котором мы живем, всю природу в некий храм. Рамадан каждый год приходит для того, чтобы изменить нашу заурядную, рутинную жизнь, и ему это удается. Рамадан каждый год говорит нам: “О, человечество, куда ведет этот путь, куда ты идешь? Усмирите свое эго, свои страсти, за которыми вы гонитесь. Прекратите пороки, на которые вы тратите свою жизнь, хотя они ведут вас к пропасти». Рамадан приходит для того, чтобы сказать нам это.

“Рамадан – это великолепная культура, которая ежегодно приходит к нам, дабы напомнить о забытом”

Рамадан сам по себе является великолепной культурой. Культурой, которая каждый год заново приносит нам наш Коран. Он ежегодно приносит нам чувство радости и гордости, изобилие разговения и самоотречение в богослужениях. В то же время Рамадан приходит к нам с напоминанием о забытом, о наших братьях и сестрах. Мы, люди, в силу своей натуры бываем забывчивы. Забываем себя, Всевышнего, своих детей, братьев, сестер, соседей, сирот, бедняков и нуждающихся. Рамадан приходит для того, чтобы заново напомнить нам обо всем этом. Если мы как сообщество верующих людей хорошенько осознаем эту великую возможность, ежегодно предоставляемую нам Всевышним, то она превратится в некую школу, медресе, университет, которые поведут нас к спасению и в остальные одиннадцать месяцев.

“Нравственность – суть и центр набожности”

Для нас, мусульман, самой большой опасностью является то, что наши богослужения могут превратиться в рутину, обыденность, формализм, потерять свою суть. Каждому мусульманину необходимо осмысливать связь между богослужением и нравственными ценностями, которые являются его целью. Люди, позиционирующие себя как верующие, должны окинуть взглядом свое понимание набожности и место нравственности в собственной жизни. Нравственность – это основа и центр набожности. Цель всех богослужений – сделать нас нравственными индивидуумами, нравственным обществом. Если мы превратим богослужения в телесные упражнения, если они не ведут нас к нравственному совершенствованию, если человек, наряду с выполнением религиозных ритуалов, продолжает вести аморальный образ жизни, это будет важным показателем того, что такие богослужения не представляют для Всевышнего никакой ценности.

«Рамадан приходит изменить нас, но мы не должны менять его»

Существует еще одна опасность, с которой сталкиваются мусульмане при выполнении своих богослужений – это попытки изменить ритуалы. Мы каждый год говорим о том, что Рамадан приходит изменить нас, но не нужно пытаться изменить его. Не следует превращать Рамадан в развлечение, месяц зрелищ. Необходимо встречать его, прибывшего к нам из высоких далей, как священного гостя, должным образом распорядиться ценностями, которые он нам приносит. Не вредите Рамадану, умаляя его достоинства. Это касается всех наших богослужений. В первую очередь, Рамадан приходит менять нас, давайте не будем своими поступками менять его.

“Давайте не превращать наши столы для разговения в застолья”

Не делайте из ифтара (разговения) застолья. Не превращайте вечернюю трапезу в безвкусицу, на которую приглашаются только богатые люди. Рамадан предоставляет нам большие возможности. Это прекрасный повод поддержать и возобновить наше братство, единство, национальное самосознание, ценности, которые делают нас нацией.

Давайте считать Рамадан возможностью заново восстановить доверие между собой. Свяжем свои сердца. В то же время, Рамадан – это месяц помощи и попечительства. Однако, оказывая эту помощь, необходимо соблюдать соответствующий этикет, нравственные нормы. То, что мы оставили у дверей пакеты с подарками, еще не означает выполнение нами своих обязанностей. В священном Коране Всевышний повелевает следующее: “Не разрушайте свои подношения унижением ими бедняка. Человек может быть бедным, однако он имеет такое же достоинство, что и богач. Поэтому мы должны помогать таким образом, чтобы не унизить достоинство ни одного нуждающегося.

“У каждого живого существа есть права” – чувствительность к истине, понятие справедливости является одним из ключевых в нашей культуре. Источник права и справедливости – сам Всевышний. А верующий верит в истину. Уважает право, пожалованное Аллахом, и верит в истину. В частности, соблюдая пост в течение месяца Рамадан, мы не должны забывать о своих обязанностях. У нас есть обязанности перед каждым живым существом, каждым человеком. Наши родители, супруги, дети, соседи, сироты, путники, бедные и обездоленные люди имеют право предъявить нам свои претензии. Мы в долгу перед каждым выброшенным на улицу животным. У каждого живого существа есть права. Посланник Всевышнего советовал: “Отдавайте каждому то, что ему полагается. Не оставайтесь в долгу”. “Все зло на земле будет прощено, но не идите к Аллаху с долгами по отношению к другим людям” – мы при любой возможности слушаем и слышим эти слова. Поэтому в месяц Рамадан в этом году мы все вместе должны подумать о понятии прав. Вспомнить о том, что у нас есть обязанности по отношению к каждому живому существу, добавив к этому списку домашних или уличных животных.

Перед началом Рамадана каждый постящийся верующий должен с карандашом и бумагой подумать о тех, кому он что-либо должен. Пусть подумает, не задолжал ли перед сиротой. Человек, имеющий долг перед сиротой, не может считаться истинно верующим. Кому мы должны? Как выполняем свой долг перед родителями? Что мы знаем о своих соседях? Сегодня не осталось никаких взаимоотношений между бетонными стенами квартир и высоток, в которые превратились города. Соседи не знают друг друга. Учитывая это, мы должны все вместе в рамках Рамадана подумать о нашем долге перед каждым живым существом и выполнить его. Давайте до конца этого священного месяца выплатим все свои долги и непременно наладим отношения с каждым человеком, перед которым мы в долгу.

Видя нарушение норм морали, знайте, что все это от недостатка нашей деятельности. Мы не можем сердиться на кого-либо. Даже на тех, кто ущемляет в имущественных правах сироту, изображая религиозность. Видя их пороки, мы должны осознавать, что это проявление недостатков нашей деятельности, и действовать более активно. Нам необходимо с большим рвением стремиться стать служителями алтаря, учеными кафедры, проповедниками и наставниками амвона. Мы должны вынести дух алтаря на улицы и пригоршнями раздавать его людям. От нас требуется донести красоту Ислама всему человечеству. Мы не можем сердиться на кого-либо. Мы не можем выполнять свои обязанности в гневе на сотворенное зло, аморальное поведение и отношение. Наоборот, нам нужно еще более ревностно выполнять свои обязанности. Мы  должны еще лучше объяснять и демонстрировать нравственное служение, великолепные нравственные нормы Посланника Всевышнего (салляллаху алейхи вассалям). Вспомните положение Пророка в Таифе. Мы обязаны отвечать добром на любое рода зло. Из повелений Всевышнего нам известно о том, что самая великая сила, способная победить зло, есть добро. Мы обязаны донести это своим согражданам. Поэтому никто не должен терять надежды и огорчаться по данному поводу. Более ревностно взявшись каждый за свои обязанности, мы возвысимся на более высокий уровень.

Пусть Всевышний Аллах даст нам стойкости и терпение в соблюдении поста, поможет сделать всю нашу жизнь подобной месяцу Рамадан, а утро Дня Последнего пусть станет для нас истинным праздником!

Аминь!


Меню навигации