1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Традиции пчеловодства у татар

Свидетельствуют документы

«Не желают и не нуждаются»

Пчеловодство в самарском крае имеет богатую историю и большие традиции

Пчеловодство среди отраслей сельского хозяйства по всем параметрам стоит особняком. Мед справедливо считается одним из самых полезных пищевых продуктов и целебных лечебных препаратов животного, природного происхождения. Продукт, которому в мире нет равных.

Между тем пчелы служат человечеству многие тысячи лет. В том числе и на территории современной России. Наша страна в древние века была густо покрыта лесами, в которых было много пчел, и наши предки добывали из дупел мед и воск. Уже в ту пору население нашей страны стремилось увеличить число деревьев, заселенных пчелами. Люди, занимавшиеся пчелиным промыслом, выдалбливали в деревьях продолговатые щели, расширяли их внутри, как дупло. Искусственное дупло, подготовленное человеком для заселения пчелами, называлось бортью. Так возникло бортевое пчеловодство, остатки которого можно было встретить еще в конце XIX века в глухих лесах Башкирии – традиции добывания знаменитого с тех пор башкирского меда были заложены еще тогда.

С уменьшением девственных лесов, а также для лучшей охраны пчел наши предки стали спиливать разбросанные по лесу борти и собирать их в виде колод в одном удобном месте. Так постепенно произошел переход от бортевого пчеловодства к пасечному.

В степных  и лесостепных районах для пчел делали ящики из досок или выдалбливали тонкостенные дуплянки, в которых держали пчел. В начале ХХ века абсолютное большинство ульев представляли собой дуплянки, и время массового изготовления дощатых улье еще не пришло.

Популярность пчеловодства и повышение результативности занятия им заметно выросли во второй половине XIX века, когда после реформ 60 – 70-х г.г. оживилась экономическая жизнь страны в целом. Самарская губерния тоже не отставала от других частей империи. В итоговых документах первой Всеобщей переписи 1897 года отмечается, что «в губернии население занимается также пчеловодством и садоводством. Причем 15 689 крестьянских дворов имеют в общей сложности 194 413 ульев». Внушительная цифра.

В Государственном архиве Самарской области хранится один любопытный документ - «Статистические сведения о развитии пчеловодства в крестьянских обществах Бугурусланского уезда и списки лиц, занимающихся им». Составленный сельскохозяйственным отделением Губернской земской управы 1 марта 1902 года, он характеризует состояние пчеловодства на северо-востоке губернии 1901 году, в том числе и на территории нынешних Камышлинского, Клявлинского и других районах.

Как было тогда принято, статистическое обследование носит глубокий и разносторонний характер. В письме, разосланном из Самары в волостные правления, предлагается ответить на следующие вопросы:

- кто в селениях занимается пчеловодством;

- давно ли имеет пасеку;

- сколько поставлено в подвал ульев;

- сколько посажено летом роев;

- сколько собрано меду;

- где и почем продавался мед;

- не желает ли владелец пасеки завести рамочные ульи и не нуждается ли в практических советах пчеловода.

Надо отметить сразу, пчеловодов среди татар и башкир Бугурусланского уезда было немного. Кроме списка, приведенного ниже, в сведениях, представленных в волостное правление, значатся только трое жителей села Старые Шалты и еще один из Абдрахманово Баклановской волости (они сейчас находятся на территории Оренбургской области). И все. В слабом распространении  пчеловодства у наших предков свою роль сыграли, в том числе, сильная традиция ведения скотоводческого, земледельческого хозяйства, а также торговли. Справедливости ради надо отметить и то, что они в силу «трудностей перевода» были в то время недостаточно восприимчивы ко всякого рода новшествам. Неслучайно Султангуловское волостное правление (теперь – это в Асекеевском районе Оренбургской области) 4 марта 1902 года в письме за подписью члена правления Камалетдинова сообщает в сельскохозяйственное отделение Самарской губернской земской управы, что «в районе здешней волости лиц, занимающихся пчеловодством нет, так как вся волость состоит буквально из татарского и башкирского населения, почему требуемые сведения не представляются».

А в каждом из соседних русских, мордовских и чувашских селенияй улья и в большом количестве держали по несколько десятков человек. Более того, двое крестьян села Старый Байтермиш Степно-Дурасовской волости Илья Парфенов и Семен Трофимов вообще были самыми старыми в смысле стажа пчеловодами. Бугурусланского уезда – с 1831 года. Ну а что же наши?

Вот данные по деревне Камышла Старо-Соснинской волости. В начале ХХ века здесь пчел держали Хабибулла Хамидуллин, Аглиулла Хуббатуллин, Галиулла Халиуллин, Галиахмет Миниахметов и Ярулла Абдуллин, всего 90 ульев. Ко времени сбора сведений почти все они имели более чем 15 лет стаж работы с пчелами, все продавали продукцию в Камышле, по 20-25 копеек за фунт (400 граммов).

По деревне Старое Ермаково числилось два пчеловода. Причем один из них - Ахметкарим Ахмадеев – занимал второе место по уезду по количеству пчелосемей (120) и сбору меда (10 пудов). Второй - Аглиулла Фаткуллин владел тоже значительной пчелиной пасекой в количестве 50 семей. Оба реализовывали мед прямо у себя, в деревне за 8 рублей за пуд (1 пуд – 16, 4 кг. Прим. ред).

«Ведомость» подписал волостной старшина Гиматдинов, писарем был Тимофеев.

В соседней деревне Ново-Ермаково Вечкановской волости в короткий список вошли Тухватулла Гафиятуллин и Сагыйтдин Абдрахимов.

В общей сложности сто сорок ульев насчитывалось в деревне Балыкла Байтугановской волости. Их держали Абдулгани Галиакберов, Гатаулла Галиакберов, Хайредин Хуснутдинов и Хаким Халиуллин. Интересно, что все татары на вопрос «не желает ли владелец пасеки завести рамочные ульи и не нуждается ли в практических советах уездного или губернского пчеловода» ответили одинаково: «не желают и не нуждаются».

А своеобразным рекордсменом среди пчеловодов Бугурусланского уезда в начале ХХ века был Василий Спиридонович Кудряшов, крестьянин села Подгорный дол Вечкановской волости, владевший 140 семьями, которые в 1901 году дали 20 пудов меда.

…Традиции самарских пчеловодов, что называется, живут и побеждают. Времена меняются, но не проходит у наших людей любовь к уникальному творению природы – пчелам и к тому, что они делают. И сейчас на больших и малых остановках федеральной трассы «Москва – Челябинск» начиная с Сергиевского района каждый день, независимо от времени года, развернуты торговые точки по продаже меда. Это – потомки терпеливых мастеров прошлых веков предлагают разные виды «сладкой продукции».

В Старом Ермаково теперь, по самым приблизительным подсчетам, трудятся не менее ста пчеловодов. Есть среди них и «богатые», которые держат по 50 и более пчелосемей. Как, например, имам-мухтасиб Камышлинского района Габдулла-хазрат Каримов. Продукция староермаковских пчеловодов пользуется большим спросом – как у своих, местных, так и потребителей в Самаре, Тольятти, Бугуруслане, Альметьевске. Отмечены также случаи, когда мед в большом количестве увозили отсюда в Москву и даже в Баку.

Это значит, что пчелы и их продукция будут нужны человечеству столько, сколько оно будет существовать…

Подготовил Шамиль Галимов