1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Важность и достоинство поста как поклонения

ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНОВ

Лексическое значение слова «саум» (пост):

В арабском языке слово «саум» означает «пост». Слово «саум» означает воздержание от еды, питья, ходьбы или разговоров и других подобных действий.

Слово «саум» встречается в 11 аятах Корана. Например: «Ешь, пей и радуйся! Если же увидишь кого-либо из людей, то скажи: “Я дала Милостивому обет хранить молчание (саум) и не стану сегодня разговаривать с людьми”» (Марьям, 19/26).

Терминологическое значение слова «пост» и другие термины, связанные с ним:

Как религиозный термин слово «пост» означает воздержание от еды, питья и половой близости от восхода и до заката солнца, выполняемое с намерением совершения поклонения.

Слово «имсак» означает препятствовать и удерживать себя от чего-либо.

Выражение «время имсак» в нашей религии означает время наступления препятствия для еды, питья и половой близости, то есть время поста.

Выражение «время ифтара» означает время окончания всех запретов, то есть время захода солнца.

В Коране о времени начала и окончания поста говорится в форме афоризма: «Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи» (аль-Бакара, 2/187).

Выражение «белая нитка» указывает на момент начала рассвета, а выражение «черная нитка» означает темноту ночи.

МЕСТО ПОСТА В ИСТОРИИ

Пост является очень древним видом поклонением, таким же, как само человечество. Традиция соблюдения верующими поста уходит в далекое прошлое. Ученые Ислама говорят, что пост, как особая форма поклонения Господу, существовал во все времена и был неотъемлемой частью всех Законов, которые были пере­даны Всевышним Богом через Его посланников. Аллах Всевышний так говорит об этом в Коране: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

Выражение «ваши предшественники» подразумевает всех людей от пророка Адама (алейхиссалям). Исследования в области истории религий подтверждают, что во всех религиях, будь то божественные или вымышленные религии, имеет место пост как один из видов поклонения. Таким образом, с того дня как на земле появилось человечество и до наших дней, так как не было абсолютно безбожного общества, в каждом обществе пост был одним из видов поклонения, несмотря на отличия по форме, времени, цели и содержанию.

Поскольку соблюдение поста по сравнению с другими видами поклонения является трудной ибадой, Аллах Всевышний, сообщая об обязательности поста, обратился к верующим в той форме, которая воспрепятствовала бы возникновению у них сопротивления, сообщив о том, что и для их предшественников пост являлся обязательным.

Абсолютно у всех народов, какой бы религии они ни придерживались, истинной или ложной, среди религиозных практик обязательно существует пост. Разница лишь в продолжительности, времени соблюдения и сути поста. Например, в буддизме пост соблюдается один раз в два месяца. По мнению буддистов, для достижения вечного счастья (нирваны) необходимо победить свои плотские желания, а пост является наилучшим средством для этого.

Известно, что в Торе содержится приказ соблюдать пост в определенные дни (Тора, Исход, 34/18). В иудаизме обязательным постом является «пост искупления», именуемый «Йом Киппур». Соблюдение поста в день Киппур, являющийся одним из самых великих дней поклонения, является фардом (см. Левит 16/29-31; Числа 29/7).
В Евангелии также говорится о посте с восхвалением (Матфей 4/1-3, 6/16-19; Марк 2/19; Лука 5/33-38). В католицизме существует два поста: Пост благодарения и Церковный пост. Христиане соблюдают пост в основном в среду, пятницу и субботу. Так как эти дни являются днями принятия покаяния.

Сообщается, что когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение в Медину, он увидел, как местные иудеи соблюдают пост в день Ашура, и спросил их о причинах соблюдения этого поста. Они ответили: «Это благословенный день, в этот день Аллах спас сынов Израилевых от их врагов. Муса (алейхиссалям) соблюдал пост в этот день». На это Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) ответил: «Мы более достойны Мусы, чем вы» и стал соблюдать пост в день Ашура сам, а также приказал это делать своим сподвижникам (Бухари, Саум, 69; Муслим, Сыйам, 128; Тирмизи, Саум, 49).

Сообщается также, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), до того как пост в месяц Рамадан стал обязательным, соблюдал трехдневный пост в середине каждого лунного месяца (Ахмад, V, 246; Тирмизи, Саум, 49).

Пост в месяц Рамадан был предписан через полтора года после переселения в Медину, после того как был ниспослан 183-й аят суры аль-Бакара. В этом аяте говорится: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, быть может, вы устрашитесь» (аль-Бакара, 2/183).

В этом аяте говорится о том, что пост является обязанностью, однако не говорится о том, когда нужно держать пост, как и сколько дней.

Следующий аят эту неясность частично разъясняет, говоря о том, что поститься нужно считанное количество дней: «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!» (аль-Бакара, 2/184).

Выражение «считанные дни», упоминаемое в данном аяте, также несет неопределенный смысл.

В следующем же аяте уже ясно говорится о том, что пост следует соблюдать в месяц Рамадан: «В месяц Рамадан был ниспослан Коран – верное руководство для людей, ясные доказательства из верного руководства и различение. Тот из вас, кто застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определенное число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (аль-Бакара, 2/185).

В этом аяте уже совершенно ясно и открыто говорится о том, что обязательный пост необходимо соблюдать в месяц Рамадан, однако не раскрывается, сколько дней и как нужно поститься.

В следующем аяте уже совершенно ясно говорится о времени начала и окончания поста, а также о том, как следует поститься: «Вам дозволено вступать в близость с вашими женами в ночь поста. Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них. Аллах знает, что вы предаете самих себя, и поэтому Он принял ваши покаяния и простил вас. Отныне вступайте с ними в близость и стремитесь к тому, что предписал вам Аллах. Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха, не приближайтесь к ним. Так Аллах разъясняет Свои знамения людям, быть может они устрашатся» (аль-Бакара, 2/187). С ниспосланием этого аята религиозно-правовые установления, касающиеся поста, были завершены, и пост, таким образом, стал одним из основных видов поклонения.

ДОСТОИНСТВА ПОСТА, КАК ВИДА ПОКЛОНЕНИЯ

Пост в месяц Рамадан – это школа обучения тому, что даже разрешенное нужно использовать по минимуму. Это такое состояние, которое через практику дает нам знание о том, как тщательно нужно сторониться запрещенного и сомнительного.

Пост – то, что заключает в темницу животное нашего нафса и берет его под контроль, и таким образом создаются обстоятельства, при которых еще ярче проявляются качества истинного человека: доброта, милосердие, сострадательность, щедрость, умение понять, простить, те чувства, которые есть в человеке, но которые иногда могут находиться в глубине натуры невостребованными.

Пост – это духовная дисциплина, которая раскрывает в человеке все хорошее. Пост – это благодатная школа духовного роста, которая помогает осознать ценность благ, имеющихся у человека, пробуждает чувство благодарности и понимания того, кто обладает меньшим или недостаточным уделом.

Аяты Корана и хадисы побуждают мусульман к соблюдению поста, восхваляют тех, кто его соблюдает, и обещают им милость и довольство Аллаха Всевышнего и вознаграждение. В 35 аяте суры аль-Ахзаб перечисляются десять качеств, обладателям которых будут дарована милость и большое вознаграждение, одним из этих качеств является соблюдение поста: «Воистину, для мусульман и мусульманок, верующих мужчин и верующих женщин, покорных мужчин и покорных женщин, правдивых мужчин и правдивых женщин, терпеливых мужчин и терпеливых женщин, смиренных мужчин и смиренных женщин, подающих милостыню мужчин и подающих милостыню женщин, постящихся мужчин и постящихся женщин, хранящих целомудрие мужчин и хранящих целомудрие женщин и часто поминающих Аллаха мужчин и женщин Аллах уготовил прощение и великую награду» (аль-Ахзаб, 33/35).

Этот аят одновременно указывает на то, что с точки зрения поклонения и нравственности между мужчинами и женщинами не существует разницы, а также на качества, которыми должен обладать каждый мусульманин, и на то место, которое занимают обладатели этих качеств перед Аллахом, и на обещанное им вознаграждение.

1. Пост является одним из тех видов поклонения, за которое дается очень большая награда:

Поскольку пост является действием, к которому почти не может быть примешана показуха, он отнесен к тем видам поклонения, за которые дается наибольшее вознаграждение.

В одном из хадисов говорится: «Вознаграждением за каждое благодеяние, совершенное человеком, станет от десяти до семисот вознаграждений. Аллах Всевышний сказал: «Кроме поста. Так как пост – для Меня, и вознаграждение за него дам Я сам. Так как соблюдавший пост ради Меня отказался от еды, питья и страстей» (Муслим, Сыям, 164; Тирмизи, Саум, 55). В этом хадисе делается акцент на два момента: первое – то, что пост соблюдается только ради Аллаха, то есть в этом виде поклонения отсутствует показуха, второе – то, что за искренний пост Аллах Всевышний дарует большое вознаграждение. Причиной, по которой за пост дается большое вознаграждение, является то, что человек отказывается от пищи, питья и страсти совершенно искренне, только ради Аллаха, не стремясь к какой-либо выгоде. И действительно, к таким видам поклонения, как намаз, закят и хадж, в какой-то мере может быть примешена показуха, поскольку эти виды поклонения видны другим. Однако пост является тем видом поклонения, который известен только рабу и Аллаху.

2. Пост месяца Рамадан является искуплением грехов:

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Человек может впасть в греховное из-за детей, имущества или соседей. Намаз, пост и закят станут искуплением его грехов» (Бухари, Саум, 3).

«Тому, кто будет поститься в месяц Рамадан, искренне веря и надеясь на вознаграждение, Аллах Всевышний простит прошлые грехи» (Бухари, Саум, 6).

В этих хадисах говорится о том, что все грехи постящегося будут прощены без указания на то, большие грехи имеются в виду или малые. Однако, подойдя к этому вопросу с точки зрения Корана и сунны в целом, нужно отметить, что, для того чтобы избавиться от таких грехов, как употребление спиртного, азартные игры, воровство или посягательства на права других, необходимо принести покаяние с соблюдением всех необходимых условий и возместить потерпевшим их права.

3. Одни из ворот рая, именуемые Раййан, будут предназначены для постившихся:

В одном из достоверных хадисов об этом говорится следующее: «В раю есть ворота, именуемые Раййан, в Судный день в них войдут только те, кто держал пост, никто другой кроме них не сможет войти в эти ворота. (В воротах рая) будет возвещено: «Где соблюдавшие пост?». (Постившиеся придут) и войдут через эти ворота в рай, после того как в них войдут последние, эти ворота закроются, и уже никто не войдет через эти ворота в рай» (Муслим, Сыйам, 166).

Из этого хадиса мы понимаем, что ворота Раййан предназначены для тех, кто соблюдал пост, и, в связи с этим, мусульмане, соблюдавшие пост будут вознаграждены раем и спасены от ада.

Для того чтобы постившийся верующий смог войти в рай, он также должен выполнять другие религиозные обязанности и избегать совершения больших грехов. В следующем хадисе ясно говорится об этом: «Нет ни одного мусульманина, совершавшего пятикратный намаз, соблюдавшего пост месяца Рамадан, дававшего закят и избегавшего совершения семи больших грехов, для которого не были бы открыты врата рая. Ему будет сказано: “Входи в рай с миром”» (Мунзири, хадис № 452).

4. Беспричинное несоблюдение поста является большим грехом:

Мусульманин, не соблюдавший пост месяца Рамадан без уважительной причины, совершает большой грех, проявляет непокорность Аллаху и лишает себя большого вознаграждения и милости. Даже если человек проведет в посте всю свою жизнь, он не сможет возместить даже одного дня поста месяца Рамадан, пропущенного без уважительной причины. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал по этому поводу следующее: «Тот, кто, не будучи больным или не имея другой уважительной причины, пропустит один день поста месяца Рамадан, не сможет возместить его, даже если будет держать пост все дни подряд» (Абу Дауд, Саум, 38; Тирмизи, Саум, 27; Ибн Маджа, Саум, 14).