1. Skip to Menu
  2. Skip to Content
  3. Skip to Footer>

Булгарское наследие в памяти и поступках поколений

Историческая справка о наших предках и современности

В истории многих великих и малых народов есть такие события, которые служат поворотным пунктом в их дальнейшей судьбе и интерес к которым  никогда не ослабевает, а в отдельные периоды даже возрастает. Именно такое событие произошло на территории Среднего Поволжья нашей страны, когда на «Всебулгарском курултае» в 922 году 21 мая наши предки приняли ислам в качестве государственной религии. Это событие стало таким значительным, что каждое новое поколение с искренней благодарностью склоняет перед ними свои головы и в молитвах преклоняет перед их подвигом колени, и, собираясь ежегодно в г. Булгары отдают дань памяти своим предкам.

Что же предшествовало этому событию? Давайте заглянем в историю.

В середине VII века нашей эры на территории Приазовья, Северного Кавказа и Украины существовало государство  Великая Булгария, созданная  ханом Кубратом путем объединения булгарских племен. Вскоре оно под натиском хазар распалось. После чего часть булгар ушла на Дунай и, смешавшись там с славянами, приняла христианство и создало Дунайскую Болгарию. Часть булгарского этноса во главе с Кодратханом, сыном Кубратхана  переселилась в Среднее Поволжье и создает новое государство -  Волжскую Булгарию. Болгары (Булгары) пришли на Среднюю Волгу в составе целого конгломерата племен: болгары, барсилы, беленжеры, савиры (сувары) и др. А на территории Среднего Поволжья уже проживали и другие этнические массы: приуральские тюркизированные угры, зауральско-приаральские огузо-кипчакские племена. Все эти племена объединяло одно общее – все они были раннетюркскими и почти все своим происхождением и появлением связаны с гуннами (хуннами). Доболгарские и болгарские тюркоязычные народы, появившиеся здесь, вошли с ними в широкий этнический и культурный контакт. (В связи с этим уместно заметить, что происхождение современных татар связывать исключительно только с булгарами было бы не совсем корректно. Этническими предками современных татар является широкий спектр тюркоязычных племен и этносов).

Все эти племена и народности, населяющие Среднее Поволжье еще не были объединены в один прочный союз с единым сильным управлением. Не было у них и единой веры. Они были язычниками, поклонялись Богу Небесному – Тенгри (как и хунны). Вместе с тем определенная часть болгарских племен принесла сюда ислам, унаследованный еще в период проживания на юге среди хазар. Для укрепления власти, окончательного объединения булгарских и других племен в одно единое государство под общей религией, с единой идеологией нужно было официально принять ислам, тем более, что булгарский князь Алмас был уже мусульманином и на территории Волжской Булгарии еще до принятия официального Ислама были построены ряд мечетей. А язычество с его многобожием для создания единого государства не годилось.

Принятие ислама в качестве государственной религии для Волжской Булгарии имело и политическое значение: принятие ислама из рук правоверных и идеологическая поддержка со стороны Халифата для нас нужна была как воздух, к тому же покровительство исламской державы повысило бы ее авторитет в глазах соседних земель. Во-вторых, Волжская Булгария освободилась бы от уплаты налогов хазарам, если учесть, что халифат и хазары – всегда враждовали между собой. Преследуя эти цели, Аллиул-Элтабар, царь Волжской Булгарии посылает своего посла ко двору халифа, вполне рассчитывая на успех. И вот 12-го муххарама 310 года Хиджры или 12 мая 922 года мусульманские посланники из Багдада прибыли в г. Булгары, а 21 мая 922 года состоялась  официальная церемония принятия ислама государственной религией и этим самым Волжская Булгария стала частью мусульманского мира. В столь далекой от халифата северной стране засиял свет Ислама. Так завершилось окончательное, как государство, оформление Волжской Булгарии на политической карте мира.

С принятием ислама официальной идеологией государства стало общедоступное обучение арабскому языку.  Вместе с грамотой к булгарам проникла и книжная культура мусульманского мира. На этой основе стала развиваться литература, наука, философия, появились труды по истории религии, праву, медицины и т.д. Иными словами, приобщение к мусульманскому миру дало мощный толчок к развитию духовной культуры Булгарии, привело в движение потенциальные культурные силы и через несколько веков дало блестящие результаты, которыми мы восхищаемся до сих пор. С принятием ислама населением Волжской Булгарии способствовало формированию сильного централизованного государства: строятся города, мечети, для защиты государства создаются воинские формирования, укрепленные районы. Развитие металлургии создает возможность вооружать современным для того времени оружием. Развивается экономика. Устанавливаются тесные торгово-экономические, политические контакты с соседними финно-угорскими, тюркоязычными и славянскими народами, в том числе с Киевской Русью, другими русскими княжествами. Приход ислама в Волжскую Булгарию  является одним из основных факторов установления тесных связей с государствами Средней Азии и арабского Востока.

Русско-булгарские отношения в целом развивалось поступательно, несмотря на ряд военных походов, в основном, со стороны русских и ответных – со стороны булгар. Как русские, так и булгары были, в первую очередь, заинтересованы в развитии взаимной торговли, а впоследствии Волжская Булгария стала первой преградой продвижения войск Чингизхана на пути завоевания Руси, когда в течение 4-х лет монгольские войска не смогли овладеть крепостью Биляр. И только в результате многократно превосходящих сил Волжская Булгария была вынуждена прекратить сопротивление и войти в состав империи Золотой Орды. В целом, историческое значение существования государства Волжская Булгария состоит в том, что она стала важнейшей основой формирования Золотоордынской империи, а в последующем и развития Русского государства, внесла огромный вклад в общую культуру всей мировой цивилизации.

Почему нынешнее поколение российских мусульман, прежде всего, татары-мусульмане, высоко чтят память своих предков-булгар?

Во-первых, современные татары, безусловно, унаследовали определенную этническую составляющую того народа и племени, которые населяли территорию Волжской Булгарии в VII-XIII веках н.э. Во-вторых,  с Волжской Булгарией началось широкое распространение Ислама на всей территории России, его суннитское течение ханафитской религиозной правовой школы. Принятие Ислама в XIII веке империей Золотая Орда при хане Узбеке в качестве государственной религии во многом определило существование на ее территории мусульманской Волжской Булгарии. В-третьих, благодаря принятию Ислама состоялось дипломатическое признание Булгарии странами мусульманского Востока, Киевской Русью. С тех пор ни одно географическое сочинение уже не обходилось без упоминания самой северной исламской страны – Волжской Булгарии. В-четвертых, Волжская Булгария – это первое государственное образование со всеми атрибутами государственности на территории России, преемником которого явилось Казанское ханство, ныне Республика Татарстан.

Благодарное потомство, начиная с 1989 года, когда впервые было отмечено 1100-летие принятия Ислама волжскими булгарами, ежегодно мусульмане России и стран СНГ, а также гости из дальнего зарубежья съезжаются в г. Булгары, где, как и в 922 году звучит азан, читается пятничная молитва и хутба в памяь наших предков. Среди имен сподвижников возрождения истории и культуры наших предков – волжских булгар, есть имя Гумара Батршина. Человека, который следуя добрым традициям своих предшественников, движимый благородными порывами своих намерений, занимается благотворительностью в разных областях общественной жизни. На протяжении всего периода возрождения мусульманских общин Самарской области Гумар Батршин вносит большой вклад в это благородное дело. Благодаря его идее и личной финансовой поддержке построена мечеть в г. Самара. По его инициативе был создан Культурно-исторический фонд «Булгарское наследие», в состав которого вошли многие другие энтузиасты истории нашего Отечества.

В целях увековечивания в памяти потомков Великой Булгарии фонд на правом берегу величественной реки Итиль-Волга, близ села Ширяево напротив Самары, на земле наших предков – булгар - построено величественное скульптурное сооружение – «Булгарское наследие» с фигурой летящего барса. Почему выбрано именно это место для возведения монумента? Известно, что Самарская Лука была южной окраиной Волжской Булгарии. Естественное географическое расположение волжской излучины Самарской Луки, служило удобной защитной территорией с трех сторон. Здесь было много булгарских поселений, особенно в центральной и западной части Самарской Луки, а Муромский городок был центром притяжения для окрестных поселений Самарской Луки.

Имена Гумара Муллануровича Батршина и его соратников, их славные дела являют пример гордости мусульманской уммы, татарской общественности, предметом подражания для подрастающего поколения.

Подготовил Идеал Галяутдинов


Меню навигации