СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Всевышний Аллах все во Вселенной создал ради блага человека, но человек должен знать, что постоянно находится под Его неусыпным окомТворец везде, как во Вселенной, так и для человечества, создал обусловленные, непреложные законы. Таким образом, Аллах, сохраняя определенное равновесие и гармонию мироздания, все объемлет Своим величием и могуществом. Вседержитель сообщает в Коране: «Он возвысил небо и поставил весы, чтобы вы не обманывали при взвешивании», тем самым предписывает людям соблюдать на земле Божественную волю. Что касается тех, кто, обманувшись земными преходящими прелестями, не осознал сути своего прихода в этот мир, то они своим поведением и образом жизни представляют уродливый отросток на теле человечества, никак не соответствуя гармонии космоса, являющего собой верх Божественного искусства. К большому сожалению, подобные люди всю свою жизнь проводят в беспечности, так и не осознав своей благородной миссии.

Мудрость мироздания скрыта в сущности человека, ибо если внимательно всмотреться в него, то отчетливо видно, что он наделен прямо противоположными способностями и склонностями к добру и злу, что есть следствие Божественной воли, так как человек приведен в этот мир для испытаний и проверок. Известная аксиома, что при любом экзамене имеются в наличие верные и ложные, правильные и неправильные ходы и ответы. Однако ни один из смертных не может сказать, что ему достаточно его разума, мышления и логики для того, чтобы все положительные качества и свойства были превалирующими в его личностных особенностях. Если всего этого было бы достаточно, то Всемогущий Аллах не наделял бы даром пророчества праотца всего человечества Адама (алейхиссалям), не повелевал бы ему проповедовать истину и учить людей нормам поведения, помогающим достичь вечного счастья.

Действительно, человек удивительно устроен и по своей натуре и природе склонен как к добру, так и к злу. Возьмем, например, человеческий разум. При его помощи можно творить беззаконие и сеять вокруг смуту и волнения, а можно совершать благие деяния на пользу общества. Без разума невозможно достичь самой высокой степени «ахсани таквим» (прекрасное создание), но в тоже время до самого низкого положения «бал хум адал», то есть, до состояния, которое известно, как состояние ниже животного, человек опять-таки опускается из-за своего ума. В таком случае, возникает необходимость контроля над разумом, и воспитание этого есть миссия Пророков, направленных к людям. Если разум находится под контролем Божественных откровений, то он приведет индивида к спасению и вечному счастью, но, если человек лишен руководства со стороны Высшего Провидения, его ожидают лишь сплошные разочарования и ошибки. Поэтому необходимым условием гармоничного развития человечества является следование Божественным законам.

В истории человечества известно множество фактов, когда правители, обладающие изощренным умом, употребляли его во вред человечеству, неся целым народам несчастья и беды, и при этом они не испытывали угрызений совести, так как их разум считал преступления оправданными и необходимыми. Хулагу после взятия Багдада со спокойной совестью приказал утопить в реке Тигр 400 тысяч невинных людей. В период джахилий арабы хладнокровно, под вопли несчастных женщин, заживо закапывали своих дочерей. Вокруг раздавались рыдания безутешных матерей, но они не чувствовали ни тени раскаяния. Распиливание дров и убийство человека в глазах этих «животных» не имели никакой разницы, так как это было для них нормальным явлением и считалось суровой необходимостью.

Эти люди обладали разумом и чувствами, но их действия, подобно шлифовальному камню, вертящемуся в обратном направлении, приносили совершенно противоположенный результат. Это означает, что человек, в силу заложенных в нем позитивных и негативных склонностей, нуждается в руководстве и наставлениях. Но в те времена, когда люди были лишены руководства и учения Пророков, ведомых Божественной дланью, природные склонности и устремления, идущие вразрез с общечеловеческими ценностями, толкали их на низменные поступки и различные преступления, при этом совесть показывала им это вполне нормальным явлением. Ум, лишенный контроля и руководства, притуплял и загонял в глубину подсознания совесть и чувства, становясь своеобразной преградой между такими естественными и возвышающими качествами как милосердие и любовь.

Вот она ‑ суть ниспослания человечеству Пророков, указавших пути к счастью и научивших способам избавления от оков невежества и косности. Процесс ниспослания Пророков представляет собой выражение безграничной милости Аллаха. Этот процесс еще раз доказывает нужду человечества в личностях, представляющих собой образцы для подражания, необходимость в наставлениях и поучениях. Сама история является свидетелем того, что, после воспитания и контроля со стороны Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), «полулюди», которые только вчера заживо закапывали своих дочерей, стали незыблемыми памятниками милосердия и любви, глаза которых наполнялись слезами любви и сострадания к человечеству.

Всевышний Аллах, наделив человека высшими способностями, избрал его Своим наместником (халифом) на земле. То, что одновременно с этим Он наделил его различными противоположными по своей сути склонностями и страстями, имеет своей целью, как об этом говорилось выше, проверку и испытание. Человек, самое почетное создание, свободу воли может использовать по-разному: может опуститься ниже черты, чем положение животных, а может подняться выше ангелов. А это достигается в результате неустанной и непрерывной борьбы между природными склонностями к низменному и тяготением к высшим истинам. По этой причине из всех Божественных созданий именно человек нуждается в воспитании и постоянном контроле. Что касается тех, которые лишены способности к здравому смыслу, лишены признаков учтивости и воспитанности, то они ведут жизнь, подобную образу жизни животных, а чаще всего ниже животных. В Коране Аллах про этих несчастных сообщает следующее:

«Мы сотворили для геенны много джиннов и людей, имеющих сердца, которыми они не понимают, имеющих глаза, которыми они не видят, и имеющих уши, которыми они не слышат. Таковы подобны животным, они заблуждаются даже хуже животных. Таковы люди, не обращающие никакого внимания».

Горы побоялись взять на себя ответственность за хранение Божественных заповедей,7 но человек, невзирая на свою ничтожность и слабость, принял на себя столь тяжелую ответственность. И это объясняется противоречиями, часто обуревающими людей, ибо человек все время находится между добродетелями, которые ведут к милости Аллаха, и низменными страстями, довлеющими над человечеством. В индивидууме, который не прошел через воспитательный процесс и поэтому не достиг духовного покоя, скрыты некоторые черты характера, обычно присущие животным. Кто-то хитер, подобно лисе, кто-то жесток, словно лев, кто-то трудолюбив, как муравьи, кто-то брызгает вокруг ядом, словно ядовитая змея. Кто-то, обнимая, кусает, кто-то, как пиявка, медленно пьет кровь, кто-то улыбается в лицо и в тоже время строит за спиной козни. Все эти качества присущи различным животным. Кто не прошел духовного воспитания и не смог избавиться от давления страстей, тот не стал личностью в полном смысле этого слова, он все время находится в плену вышеперечисленных животных свойств. Кому-то присущи свойства одного животного, а другой находится под влиянием нескольких. Что самое удивительное, животные качества, преобладающие в характере индивидуума, отчетливо вырисовываются и в его внешнем облике.

В этом мире в одном обществе вместе живут множество людей с различными и противоречивыми характерами. Часто это совместное пребывание принимает крайне сложные формы. Просим прощения за сравнение, но порой жизнь некоторых людей похожа на жизнь серны, которая содержится в одном помещении вместе с хищными животными. Иногда щедрый живет рядом со скупым человеком, ученый вместе с невеждой, добрый рядом с изувером. Скупые люди обычно жестоки и трусливы, далеки от понятий сострадания и помощи. Напротив, щедрый человек милосерден и добр, скромен и трудолюбив. Невежда никогда не поймет ученого. Тиран все время считает себя поборником справедливости, причем для «восстановления справедливости» использует грубую силу. То есть, рядом с ангельскими душами живут тигры и львы. Одни поклоняются Единому Богу и всю свою жизнь проводят ради Его милости, другие же поклоняются золотому тельцу или же идут на поводу своих низменных страстей и считают это в порядке вещей. Жизненная цель этих людей ограничена пищей, удовлетворением половых влечений или же стремлением к высокому положению в обществе.

Если вдуматься, совместное проживание противоположных по образу жизни и характерам людей является тяжелым испытанием, но человечество просто обязано пройти этот экзамен. Основной целью человека является достижение милости Аллаха, для чего требуется избавление от негативных свойств характера и, благодаря развитию прекрасных личностных черт, приближение к высоким идеалам. Можно выразиться по-другому: жить так, как это свойственно обыкновенным, нормальным людям.

Человек создан из праха и, в конце концов, вновь превратится в прах. Как видим, в этом отношении человек ничем не отличается от других созданий. Но в этой жизни индивид обязан очистить свои помыслы и душу, постоянно держать свои желания и стремления под контролем. В противном же случае, он не застрахован от происков дьявола и влияния низменных побуждений, затаившихся внутри него, в результате чего могут ослабнуть психологические центры, контролирующие поступки индивидуума. В Коране сообщается:

 

«Клянусь… душой и Тем, кто дал ей вид, кто внушил ей греховность ее и благочестие ее: блажен тот, кто сохранит ее непорочною, погибель тому, кто развратит ее».

Склонность к порочному и благочестие, заложенные в природе человека, о чем сказано в вышеизложенном аяте, Джалалятдин Руми разъясняет следующем образом:

«О, Божий путник! Если ты желаешь узнать истину, то знай! Муса (алейхиссалям) и Фараон не умерли. Они и сегодня живут среди нас, они скрыты в нас, и до сих пор ведут борьбу внутри нас! Посему люди должны сначала искать врагов внутри себя!»

«Не уделяй огромного внимания телу, держа его в холе и неге, ибо оно в конце жизненного пути обречено на погребение в землю! Ты береги самое главное – душу! Ибо только она взлетает ввысь, и только она получает награду!»

«Поменьше подпитывай свое тело жирной пищей и сладостями, так как тот, кто уделяет телу внимание больше меры, тот подпадает под влияние страстей и, в конце концов, испытывает унижение».

«Давай душе духовную пищу, подпитывай ее зрелым мышлением, тонкой чувствительностью, чтобы она продолжала свой путь сильной и могучей».

Душа,9 которая не прошла соответствующего воспитания, подобна дереву с гнилыми корнями, и ее трухлявость проявляется на стволе, листьях и плодах. Если больна душа, то яркие признаки болезни проявляются во внешних движениях и поступках. Это зависть, высокомерие и ненависть. При отчетливых симптомах таких недугов требуется оперативное вмешательство, а для избавления от них, прежде всего, требуется беспрекословное следование «прямому пути».

Для людей из всех социальных слоев общества, ведущих различный образ жизни, обладающих разнообразными характерами, необходимо водительство таких личностей, которые достигли духовного совершенства. Человек устроен склонным к подражанию, он, по своей природе, постоянно стремится к какому-либо идеалу.

 

Добавить комментарий