ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ - Официальный сайт Самарской Исторической Мечети

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

عَنْ أَبِي أُمَامَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَنْ قَامَ لَيْلَتَيِ الْعِيدَيْنِ مُحْتَسِبًا لِلّٰهِ لَمْ يَمُتْ قَلْبُهُ يَوْمَ تَمُوتُ الْقُلُوبُ».

 Абу Умама (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Сердце человека, который, ожидая награду только от Аллаха, совершает поклонения в ночи праздников Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха), не умрет в тот день, когда умирают сердца». (Ибн Маджа, Сыйам, 68. Отдельно см. Хайсами, II, 198).

 عَنْ نُبَيْشَةَ رَضِيَ اللّٰهُ عَنْهُ قَال:َ قَالَ رَسُولُ اللّٰهِ صَلَّى اللّٰهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «إِنَّا كُنَّا نَهَيْنَاكُمْ عَنْ لُحُومِهَا أَنْ تَأْكُلُوهَا فَوْقَ ثَلَاثٍ لِكَيْ تَسَعَكُمْ فَقَدْ جَاءَ اللّٰهُ بِالسَّعَةِ فَكُلُوا وَادَّخِرُوا وَاتَّجِرُوا أَلَا وَإِنَّ هٰذِهِ الْأَيَّامَ أَيَّامُ أَكْلٍ وَشُرْبٍ وَذِكْرِ اللّٰهِ عَزَّ وَجَلَّ».

Нубайша (радыйаллаху анху) передает, что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Чтобы каждому досталась доля, мы запретили вам есть мясо жертвенных животных более трех дней. Аллах даровал вам изобилие. Досыта ешьте жертвенное мясо, отделите часть для себя, часть раздайте, ожидая награду от Аллаха. Знайте, в эти праздничные дни надо вдоволь есть, пить и поминать Аллаха». (Абу Дауд, 9-10/2813, 2812).

Когда Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил переселение (хиджру) из Мекки, в Медине существовало два языческих праздника, во время которых устраивались разные игры и представления. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), увидев это, сказал:

«Вместо этих двух праздников Всевышний Аллаха дал вам лучшее – праздники Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха)» (Ахмад, III, 103, 178, 235, 250; Абу Дауд, Салят, 239/1134; Насаи, ‘Ийдайн, 1/1554).

Праздники являются проявлением милости Всевышнего. Это особые дни, когда царят прощение, сострадание, взаимопомощь, забота о других, любовь, взаимоуважение и милость. Мусульмане, сосредоточенные на поклонении в период месяца Рамадан и хаджа, достигшие божественное благоволение (рида), в дни праздников с большим удовольствием пользуются благами Аллаха. Если вдуматься, то праздником для мусульман, которые достойно прошли испытание этим суетным миром, будет обретение благ Рая и райской жизни, лишенной зависти, ревности и злобы. Собственно, такими днями являются праздники Разговения (Айд-уль Фитр) и Жертвоприношения (Айд-уль Адха). Друзья Аллаха говорят:

«Истинный праздник бывает не для того, кто надел новую одежду, а для того, кто обрел спасение от наказания Аллаха».

В первом хадисе сообщается, что не умрут сердца людей, которые проводят ночи двух Праздников, совершая намаз тахаджуд, занимаясь поминанием (зикр), восхвалением (тасбих) и размышлением (тафаккур). Потому что они, постигнув вкус поклонения, отказались от желаний нафса. Если обычные люди постоянно заняты удовлетворением желаний и соблазнов нафса, то эти, не опускаясь до преходящих удовольствий, получают наслаждение только от поклонения. Если наступит время, когда от обилия грехов сердца людей умрут, их сердца будут живы, не погрузятся в любовь к этому миру, не предпочтут этот мир миру вечному и не впадут в неверие (куфр). Итогом их жизни будет добро. Эти люди в смертный миг, в могиле и Судный день не впадут в замешательство и расстройство, а, наоборот, с праведным сердцем (калби-салим) предстанут перед своим Господом. Потому что они преисполнены любви к поклонению. Они понимают, что этот мир – лишь место испытания и, пока не пришла смерть, нужно стараться использовать все представляемые им возможности для обретения будущей жизни.

Если обретение и выполнение чего-либо сопряжено с трудностями, то и ценность этого повышается. То, что лишь некоторые проводят ночи в бдении, когда все люди в праздничном настроении забывают о поклонении, показывает веру их сердец и верность в любви к Аллаху. Даже если умрут все сердца, эти сердца, исполненные веры и любви, никогда не умрут.

Во втором хадисе сообщается, что Праздники это дни солидарности и единства общины, когда нужно дарить друг другу подарки, оказывать помощь, проявлять уважение к другим, пользоваться благами, дарованным Аллахом и поминать Всевышнего. Это не время для забав и отдыха.

Вместе с этим, для создания радостного настроения в дни свадеб и Праздников разрешены игры и развлечения, если они проводятся таким образом, что не возбуждают низменных желаний. Потому что в нашей религии принято радоваться в дни Праздников. (Ahmed Naîm, Tecrîdi Sarîh Tercümesi, III, 157).

Однажды в праздничный день две девушки пели для Айши о сражении при Бу’асе. Досточтимый Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям), накрыв голову одеждой, отдыхал. Тут пришел Абу Бакр (радыйаллаху анху) и хотел остановить их.

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), откинув покрывало с головы, сказал:

«О Абу Бакр! У каждого народа есть свои праздники, а это наш праздник!» (Бахари, ‘Ийдайн, 3; Муслим, Салатуль-‘Ийдайн, 16).

Т.е. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), хотя сам не участвовал в этом, но разрешил мусульманам таким образом выражать свою радость. В другой раз, в праздничный день делегация, пришедшая из Эфиопии, для развлечения присутствующих показывала в мечети умение обращаться с щитами и копьями. Наш Пророк, спрятав за свою спину Айшу и накрыв ее своим плащом, наблюдал за их играми. (Бухари, ‘Ийдайн, 2; Салят, 69).

Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), чтобы эти развлечения, которые можно считать дозволенными (мубах), и радостная атмосфера не заходили за определенные пределы, всегда напоминал религиозную суть Праздников. В хадисах Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), которые поощряют в праздничные дни совершать поклонения, благие дела и поминание (зикр), говорится:

«Первым делом в этот день мы совершим намаз». (Бухари, ‘Ийдайн, 3, 10; Муслим, Адахи, 7).

«Украшайте ваши праздники произнесением такбира». (Хайсами, II, 197).

Так, сподвижники Пророка (радыйаллаху анхум), дни Праздников оживляли вдохновенным такбиром. Досточтимый ‘Умар (радыйаллаху анху) произносил такбир в своем маленьком шатре близ Мина, люди в мечети слышали его и начинали тоже произносить такбир. Когда к ним присоединялись и люди на базарах, вся Мина наполнялась словами «Аллаху Акбар». Ибн ‘Умар в тот день тоже много произносил такбир: после намаза, отдыхая на кровати, заходя в свой шатер, сидя, при ходьбе, короче говоря, пока не истекут все дни ташрика, при любой возможности. (Бухари, ‘Ийдайн, 12).

Как мы видим, мусульмане отмечают праздники, совершая поклонение Всевышнему и возвышая Его религию. Их радость не отмечена печатью нафса. Они никогда, даже в ликовании, не преступают установленные рамки, не расточительствуют и не делают запретного (харам). В эти праздничные дни они спешат совершать деяния, к которым благоволит Аллах, стараются утешить нуждающихся и лишенных. Они помогают нищим, одиноким, сиротам, вдовам, немощным и обездоленным, стремятся чем-то доставить радость детям, особенно сиротам и неимущим. Праздники, приводя в движение духовные стремления мусульман, укрепляют дружбу и родственные связи, возносят на вершину такие прекрасные человеческие качества, как милосердие, сострадание другим, верность и забота о других.

Какой прекрасный образец взаимопощи и браства являет собой следущий пример! 

У одного человека ничего не было, кроме 100 динаров. Приближался праздник, когда пришло письмо от одного его друга, в котором говорилось: «Наступает праздник, но у нас нет денег на детей» и содержалась просьба о помощи. Тогда тот человек, положил свои 100 динаров в кошелек, запечатал его и отправил своему другу. Кошелек дошел до его друга, к которому некоторое время спустя приходит письмо от их третьего друга, в котором тот жаловался на неимение денег для праздника и просил помощи. Тогда друг, который получил кошелек с деньгами, отправил его как есть просящему помощь.

В это время тот, кто первым отправил кошелек, не имея средств, написал письмо другому своему товарищу. А это был тот самый третий друг, которому был отправлен кошелек. И он, не открывая его, как есть, запечатанным, отправил первому человеку. Получив кошелек, он очень удивился, увидев, что это его собственные деньги. Взяв их, он пришел к третьему другу и спросил:

– Откуда ты взял кошелек, который прислал мне?

Тот объяснил. Тогда человек сказал:

– Пойдем, навестим нашего второго товарища. 

Они пришли к своему товарищу, рассказали ему обо всем, потом открыли кошелек и разделили между собой динары. (Хатыб Багдади, Тариху Багдад, XIV, 282).

Праздник следует начинать с поминания наших близких, покинувших этот мир. Они ждут, чтобы мы просили за них прощение (истигфар), совершали молитвы (ду’а) и раздавали милостыню (садака) за них. Следует доставить радость их душам (рух), посвящая им вознаграждение (саваб) за чтение аль-Фатихи и раздачу милостыни. Видя назиданием себе их состояние, следует проникнуться пониманием того, что нам нужно готовиться к истинному празднику. Потом, навещая своих родсвенников, знакомых и друзей, надо расспрашивать их о делах. Следует простить друг другу и забыть обиды.

По Исламу, в праздничные дни следует совершать действия, являющиеся поощряемыми. Вот некоторые из них:

Встать рано утром; совершить полное омовение (гусуль); почистить зубы мисваком; использовать благовония; надеть чистую праздничную одежду, выражая благодарность Всевышнему Аллаху за Его милость и блага, своим видом выражать радость и удовольствие…

Более предпочтительно совершать праздничный намаз на открытом просторном месте. Такое место называется мусалла/намазгах, и собираются там все – мужчины, женщины, дети. Даже для женщин, которые временно не совершают намаз, будет поощряемым действием принять участие в благих делах и ду’а му’минов. Потому что многолюдность в праздничный день показывает безбожникам силу мусульман и возвышает религию Аллаха.

В день Айд-уль Фитр, перед тем как пойти в мечеть, является сунной угоститься чем-то сладким. Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не выходил на праздничный намаз, не угостившись финиками. Он обращал внимание на то, чтобы их количество было нечетным – три, пять и т.д. (Бухари, ‘Ийдайн, 4).

В день Айд-уль Адха является поощряемым действием ничего не есть до возвращения из мечети и начать еду мясом курбана. Потому что этот образ действий показывает уважительное отношение к обряду жертвоприношения.

Красивыми действиями в праздничные дни считается: направляясь на намаз, произносить такбир: в Празник Разговения – про себя, в Праздник Жервоприношения – вслух; возвращаясь с намаза, идти другой дорогой; встретив мусульманина, встречать  его улыбкой и разговаривать приветливо; по возможности раздавать милостыню.

Есть еще одно обстоятельство: Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) при отсутствии опасности со стороны врага в праздничные дни не поощрял ношение оружия в мечетях, на базарах и там, где собираются люди. (Бухари, ‘Ийдайн, 9; Салят, 66, Фитан, 7; Муслим, Бирр, 120-124; Ибн Маджа, Икама, 168; Абдурразак, Мусаннаф, III, 289).

Добавить комментарий