[Интервью] ‘Российскую халяль-продукцию ждут в мире — нужно продолжать налаживать бизнес-контакты’: Марат Кабаев

В октябре в Самаре пройдут два крупных международных бизнес-мероприятия: Volga Investment Summit и World Halal Day. Накануне события Pan Pacific Agency поговорило с президентом «Международной Ассоциации Исламского Бизнеса» (IAIB) Маратом Кабаевым о том, что сейчас Россия может предложить мировому рынку халяльной продукции и как большие международные встречи способствуют развитию связей между производителями и потребителями халяль-товаров и услуг.

Исламский бизнес невозможен без следования стандартам халяль. Ассоциация, которую вы возглавляете, сейчас как-то участвует в сертификации продукции по халяль-стандарту?

– Наша цель — в первую очередь выстроить «мосты» между исламским бизнесом России и других стран: у нас уже более 40 представительств в регионах нашей страны, более 20 – в разных странах мира. У компаний, входящих в Ассоциацию, действительно очень разные сферы деятельности, — от строительства до исламских финансов и экологических проектов. Сколько на солнце есть лучей, — столько и направлений можно развивать в нашей Ассоциации, без ограничений, кроме, конечно, запрещенных исламом. Вопросы халяль-сертификации для нас, безусловно, ключевые. При Международной Ассоциации Исламского Бизнеса действует комитет по стандарту халяль. Его возглавляет Мурат Галеев, ранее работавший в аналогичном комитете Духовного управления мусульман Республики Татарстан. Наш International Certification Centr Halal имеет утвержденный знак, которым маркируются товары.

Какие российские халяль-товары или услуги уже получили признание во всем мире?

– В России хорошая по мировым меркам экологическая обстановка, поэтому наш безусловный козырь в мире халяльной индустрии — это продукция сельского хозяйства, в первую очередь мясо. Спрос на баранину, выращенную на российском Кавказе, просто колоссален: ее выкупают большими объемами. Мы точно знаем, что иранские компании берут российское мясо для реэкспорта в страны Персидского залива: Катар, Кувейт, Бахрейн. Российские компании из многих других отраслей также вышли на мировой рынок халяль: производители халяль-косметики, бытовой химии, молочной продукции.

Можете назвать какие-то марки, бренды?

– По направлению мясной продукции, где, я считаю, у России конкурентов в мире нет, работает, например, компания «Эколь», чье современное высококлассное халяль-производство расположено в Домодедово. Компания поставляет в Объединенные Арабские Эмираты мясо курицы. Холдинг «Амар Групп» из Самарской области, специализирующийся на производстве, переработке и реализации мяса птицы под несколькими марками, — это экспортная марка «Russian Chicken».

Сейчас почти каждая птицеводческая компания в России с объемом производства от 40 тыс. т в год имеет в своем ассортименте несколько халяльных товарных позиций, как правило, выделяющихся определенной упаковкой или маркировкой. Некоторые самые крупные игроки даже запускают для отечественного рынка специализированные торговые марки, такие как «аль Сафа» («Приосколье»), а для экспортных поставок — Noor (ГАП «Ресурс») и Dajajti («Черкизово»). Халяльное мясо птицы в больших количествах используется для производства мясоколбасных и деликатесных изделий.

Вообще развивать и продвигать халяль-производство можно в самых разных сферах. Все больше людей, и не только мусульман, хотят употреблять здоровую и полезную для организма продукцию. И религия здесь не при чем.

Многие эксперты отмечают, что рынок халяль действительно становится глобальным явлением, связанным не только и не столько с мусульманством. Какие прогнозы по темпам роста халяль-индустрии?

– По оценке Global Islamic Economic Report 18/19, отчета, который ежегодно готовит Thompson Reuters, по итогам 2017 года объем рынка исламского бизнеса оценивался в $2,107 трлн. К 2023-му его объем превысит $3 трлн. На продукты стандарта халяль пришлось, по этим же данным, $1,3 трлн затрат в 2017 году, к 2023-му эта цифра может превысить $1,86 трлн. Сейчас крупнейший в мире по затратам рынок халяльных продуктов – в Индонезии ($170 млрд), Россия – на 9-м месте с $41 млрд.

Top Muslim food expenditure. Image from Global Islamic Economic Report 18/19 by Thompson Reuters, 2019.

На внешних рынках нам приходится бороться с сильными конкурентами? Как выигрывать?

– На мировом рынке большую долю занимает халяльное мясо, произведенное в немусульманских странах – Бразилии, Австралии, Новой Зеландии. Особенно показателен пример Бразилии, где многие местные компании, в том числе Sadia, известная на международном рынке с 1944 года, производят большие объемы халяльной продукции и поставляют ее в разные страны мира.

Но даже при всем при этом интерес к российской продукции есть. Я уже упоминал, иранский бизнес закупает большие партии мяса в Дагестане. Мы ведем переговоры о том, чтобы начались поставки из Калмыкии, где значительное поголовье и есть предпосылки для развития экспорта по стандарту халяль. Таким образом, нужно просто работать: встречаться, общаться, налаживать постоянные контакты.

Тем более, что российская мясная и молочная продукция по стандарту халяль на уровень выше того, что есть на рынке, и это не просто мое личное мнение. Живой пример — наш опыт общения с компанией, ввозящей в Саудовскую Аравию мясо из Судана и Новой Зеландии. На местном рынке стал падать спрос на эту продукцию из-за ее невысоких вкусовых качеств. Закупили пробную партию баранины и курятины у нас, в России. Компании-импортеру настолько все понравилось, что сейчас она получает разрешение на ввоз российского мяса.

А откуда в Саудовской Аравии узнали, что в России такое хорошее мясо?

– Нужно больше общаться друг с другом: на конференциях, форумах, в том числе выезжать за пределы своей страны. Крупные производители уже давно это поняли и выставляют свою продукцию на выставках в Объединенных Арабских Эмиратах и других странах. Вот уже десять лет в Татарстане ежегодно проходит форум «Russia — Islamic world: KazanSummit», в рамках которого показывают халяль-продукцию производители из разных стран. World Halal Day, который состоится в октябре этого года впервые в России, — это еще одна хорошая возможность для российских производителей «показать товар лицом» всему миру.

Приведу еще один простой пример пользы подобных встреч. В прошлом году мы совместно со Сбербанком и Исламским банком развития впервые провели форум «Исламские финансы». Мероприятие было не для галочки: нас действительно волнует, как создать условия для финансирования наших сограждан, гостей России, инвесторов в соответствии с нормами халяль, отрицающими ростовщическую деятельность.

Мы провели форум, «круглые столы» при поддержке Сбербанка и Государственной думы, создали «рабочую группу». И вот с сентября этого года в Российском экономическом университете имени Плеханова стартует набор по специальности «Исламские финансы», с возможностью очного и заочного обучения. Я попросил записать меня туда под номером один: учиться полезно всегда. На 22 ноября мы наметили очередной такой форум.

Marat Kabaev, the President of International Association of Islamic Business. Photo by IAIB.

Общую поддержку начинаниям Ассоциации от государства чувствуете?

– Государство в целом заинтересовано в поддержке российских производителей халяль. В России около 30 миллионов мусульман, становится все больше гостей из мусульманского мира. Наш офис расположен рядом с Арбатом. Мы все чаще видим здесь, например, туристов из Саудовской Аравии. Это свидетельствует об улучшающейся инфраструктуре, соответствующей халяль-стандартам: все больше гостиниц, ресторанов и кафе вводят у себя халяльное меню, выделяют халяльный номерной фонд. Есть компании мирового уровня, рассматривающие возможность строительства в России гостиниц по стандартам халяль. Наличие такой инфраструктуры — это дополнительные клиенты, дополнительный доход для бизнеса и государства. Чем больше последнее уделяет внимание теме халяль, тем выгоднее это для самого же государства.

Как и чем государство может еще помочь халяль-производителям, на ваш взгляд?

– Очень важный вопрос — стандартизация. Сейчас при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии действует технический комитет по стандартизации «Продукция и услуги Халяль». Он вырабатывает государственный стандарт халяль-продукции, в соответствии с которым будут работать органы сертификации по всей стране. Это большой плюс и поддержка для индустрии халяль: единый стандарт упростит выход российской продукции на экспортные рынки.

Без государственного халяль-стандарта это сложно?

– Пока, чтобы поставлять халяль-продукцию в какую-либо страну, нужно пройти сертификацию по ее стандарту. А чтобы проводить такую сертификацию, нужна аккредитация при национальном разработчике и контролере стандарта халяль. Это очень дорогостоящая процедура, обходящаяся в десятки тысяч долларов. Когда наш технический комитет при Росстандарте выработает стандарт халяль, который будет признан во всем мире, а мы надеемся, что это событие очень близко, — российским производителям просто будет нужно в точности этому стандарту соответствовать.

Вы несколько раз упомянули арабские страны, и это понятно, – они к нам ближе. А как обстоят дела с крупными мусульманскими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона: Индонезией, Малайзией?

– Последний глобальный индекс исламской экономики, составляемый в рамках Global Islamic Economic Report, возглавляет Малайзия. Индонезия несмотря на то, что это страна с крупнейшим в мире мусульманским населением, – на 10-й позиции в целом, но, к примеру, вторая по уровню развития моды стандартов халяль (строгой одежды) и четвертая – по халяль-туризму. Многие другие страны АТР, включая Бангладеш, Шри-Ланку, Сингапур, Бруней, входят в топ-10 по различным направлениям халяль-индустрии.

Недавно мы были в Малайзии. Потребность в нашей продукции есть, более того, многие компании из Малайзии будут участвовать в выставке халяльной продукции при Volga Investment Summit и World Halal Day в Самаре.

На первый взгляд, везти что-то в АТР из России далеко, поэтому дорого. Но с этим можно поспорить: те же самые бразильцы осуществляют поставки халяльных товаров по всему миру. Здесь самое главное начать, изучить опыт. У нас есть, у кого поучиться. В середине ноября мы полетим в Бразилию, где работает представитель Ассоциации по Латинской Америке, и проведем там мероприятия с представителями стран с мусульманскими традициями и развитой халяль-индустрией. Чем больше мы общаемся и узнаем друг о друге, тем проще потом вести совместный бизнес.

Беседовал Дмитрий Щербаков, управляющий партнер – главный редактор Pan Pacific Agency. Оригинальный текст интервью на английском языке опубликован Pan Pacific Agency.

Добавить комментарий